Лицеист Пушкин

З.И.КУЗНЕЦОВА

ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!



Литературно-музыкальный  сценарий
август, 2007 г.

В зале на авансцене:

1.Три школьные парты (для шести лицеистов, а для Владимира Вольховского -  стул: он будет сидеть на нём, как на коне);
2.На партах – гусиные перья, чернильницы и бумага;
3.Кафедра для профессора;
4.Кресло для императора;
5.Перед входом в зал - пушкинский натюрморт (крепится на стенде): брегет, копия пушкинского автопортрета, гусиное перо, копия гравюры Царскосельского лицея, копия пушкинского автографа, распорядок дня лицеиста, белые лайковые перчатки, театральный бинокль, два пистолета, веер;
6.Сцена, авансцена и занавес украшены гирляндами из осенних листьев;
7.В вазе (на рояле) – большой букет осенних цветов и листьев;
8.На рояле также лежит «растрёпанный том Парни»
9.На авансцене оставить достаточно места для танца Музы.

Сцена остаётся свободной для «живых статуй» и для прогулки «дам и кавалеров»

Реквизит:

10.Розы,  веера, зонтики,  перчатки, шляпы, цилиндры с накидками  и трости по числу дам  и кавалеров, прогуливающихся в Царском Селе:
11.Кувшин для «Девушки с кувшином» и постамент;
12.Игрушечные дудочка или флейта для Музы:
13.Постамент для «Юноши, играющего в бабки» (и кость!).

Музыкальное оформление:

- песня Булата Окуджавы о Пушкине «А всё-таки жаль…»
- вальс Свиридова из «Метели»
- песня В.А.Жуковского «Мой друг, хранитель- ангел мой» на музыку А.Х. фон Вейрауха (можно взять любой другой романс того времени)

Действующие лица:

1.
Анна Андреевна Ахматова
поэт

2.
Император Александр I


3.
Куницын Александр Петрович
адъюнкт, профессор нравственных наук, правовед

4.
Карцов Яков Иванович
учитель математики

5.
Кошанский  Николай Фёдорович
словесник






ЛИЦЕИСТЫ:


6.
Александр Пушкин

7.
Александр Горчаков

8.
Владимир Вольховский

9.
Антон Дельвиг

10.
Вильгельм Кюхельбекер

11.
Иван Пущин

12.
Фёдор Матюшкин


ДРУГИЕ:


13.
14.
«Живая» Царскосельская статуя «Девушка с кувшином»
1-ый чтец  читает  пушкинский текст

15.
16.
«Живая» Царскосельская статуя «Юноша, играющий в бабки»
2-ой чтец читает пушкинский текст

17.
Муза

18.
3-ий чтец

19.
4-ый чтец

20.
5-ый чтец

21.
Первый ведущий

22.
Второй ведущий

23.
Третий ведущий

24.
Четвёртый ведущий

25.
Пятый ведущий

26.
Шестой ведущий





Публика, гуляющая в ЦАРСКОМ СЕЛЕ  (учащиеся 2,  8 и 9 классов)

27.
1-я дама

28.
2-я дама

29.
3-я дама

30.
4-я дама

31.
5-я дама

32.
6-я дама

33.
1-й кавалер

34.
2-й кавалер

35.
3-й кавалер

36.
1-й ребенок

37.
2-й ребенок



1 сцена

Все исполнители выходят на авансцену и исполняют песню Булата Окуджавы о Пушкине:

Былое нельзя воротить – и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью,
Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
А всё-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль.
А всё-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
Разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А всё-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда всё холопами числим себя.
А всё-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда всё холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
Мы  всё обрели и надёжную пристань, и свет.
А всё-таки жаль, иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед.
А всё-таки жаль, иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам, это время проверило,
Железное мужество, стойкость и сила во всём.
Но если бы ты в наши слёзы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
Но если бы ты в наши слёзы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить, выхожу я на улицу,
И вдруг замечаю, у самых Никитских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.

Исполнители рассаживаются по местам (первые ряды в зале освобождены).
Лицеисты садятся за парты.
Владимир Вольховский  – за стул верхом (как на коня).

* * *
2 сцена

На авансцену выходит Анна Ахматова. Фоном тихонько звучит свиридовский вальс. Она подходит к роялю, берет в руки растрёпанный том Парни и  читает:
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни.
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.

Она кладёт на рояль том  Парни и  уходит.


* * *
3-я сцена

1 ведущий:
В истории мировой литературы не было случая, чтобы поэт или писатель в своём творчестве так много места уделял школе, как Пушкин – Лицею.
Лицей – в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в «Евгении Онегине», в стихотворениях разных лет, посвященным лицейским годовщинам.
2 ведущий:
Пушкинский Лицей, как учебное заведение, не имеет аналогов. Американские учёные, создавая школу для детей миллионеров в Чикаго, изучали опыт лучших учебных заведений мира, и компьютер выбрал Царскосельский Лицей пушкинской поры как лучшее учебное заведение за всю историю мировой педагогической практики.
3 ведущий:
Лицей был закрытым учебным заведением для дворян, с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков десяти-двенадцати лет дворянского происхождения по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание лицея несла государственная казна. На обучение в новом Лицее претендовали 50 человек. После экзаменов было зачислено всего 30 лицеистов. В их числе – Александр Пушкин.
4 ведущий:
Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. Царскосельский лицей был первым учебным заведением в России, где не было телесных наказаний. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам также, как ко взрослым. Лицеистов должны были называть только на "Вы". К фамилии обязательно добавлялось обращение "господин". Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками правилами позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее.
5 ведущий:
Его прообразом был греческий Лицей: одна из трёх  афинских гимназий, основанных Аристотелем в 335 году до н.э. Он был расположен в живописном месте.
6 ведущий:
Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городе около Петербурга – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди прекрасных парков. Эти парки и даже памятники в парках были также воспеты Пушкиным.

Ведущие уходят; действие переносится на сцену (там, на постаментах, уже появились «царскосельские статуи»)
* * *
4-я сцена
Около «живого» памятника на сцене («Царскосельская статуя» или
 «Девушка с кувшином»
1-ый чтец:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
* * *
5-я сцена
Всё также на сцене, около «живой» статуи «Юноша, играющий в бабки»
2-ой чтец:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился … прочь! Раздайся, народ любопытный.
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Чтецы и «живые» статуи тихонько, уходят со сцены.

* * *
6-я сцена

На авансцену выходит царскосельская гуляющая публика: дамы, кавалеры, дети. 3-ий кавалер и 6-я дама идут под ручку.

1 дама:
- У меня для вас есть новость! Вы слыхали?
2 дама:
Не слыхали!
3 дама:
Расскажите же скорей!
1-ая дама:
Открывается Лицей!
1-ый ребёнок:
- Что же значит сей Лицей?
1-ый кавалер:
Надо выяснить быстрей!
2-ой кавалер:
 - Аристотель так учил.
3-ий кавалер:
Он тогда в Афинах жил.
3-я дама:
И, гуляя по аллеям, размышлял он о Ликее.
1 дама:
А на русский лад – Лицей.
2-ой ребенок:
Очень много здесь аллей.
1-ый кавалер:
Говорят, не будут бить.
2-ой кавалер:
Как без этого учить?
4-я дама:
Вы дикарь! Как Вам не стыдно? За Россию мне обидно!
5-я дама:
Обучение – шесть лет. Так решил их педсовет.
1-ый кавалер:
Кто-то мне ещё сказал – всем отдельный дортуар.
2-ой кавалер:
Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно…
3-ий кавалер:
Да!!!  Любовное посланье написать в тиши ночной….
6-я дама:
Не супруг, а наказанье. Ну-ка, быстренько домой!
1-я дама:
Всем сначала очень быстро сдать экзамен у министра!

Звучит музыка
Гуляющая публика уходит, но не садится в зале, а располагается около кресла императора.
 Они присутствуют на торжественном открытии Лицея, которое будут комментировать.

* * *


7-я сцена

Звучит музыка.
1-ый ведущий объявляет:
Его Величество Государь Император Александр I. Прошу всех встать!
Встают все (и зрители тоже).

На авансцену выходит Александр I. Жест рукой: «Садитесь».
Останавливается около своего кресла.
Лицеисты встают из-за своих парт и выходят на авансцену. Форма – тёмные брюки, белые рубашки, воротнички подняты, на шее повязан платочек.
Кошанский (профессор Лицея) берет в руки  список лицеистов,  начинает перекличку, представляя мальчиков государю  императору (мальчики при этом делают шаг вперед и поклон):
Дельвиг Антон
Я! 
Пушкин Александр
Я!
Матюшкин Фёдор
Я!
Горчаков Александр
Я!
Пущин Иван
Я!
Вольховский Владимир
Я!
Кюхельбекер Вильгельм
Я!
Кюхельбекер выступил вперед и словно споткнулся о невидимый барьер, чуть не растянувшись.
Пущин:
Какой нескладный!
Горчаков:
Кюхель-бюхель!
Пушкин:
Кюхля, держись, не падай больше!
Александр I:
Торжественную речь для вас, господа лицеисты, приготовил ваш профессор Куницын Александр Петрович!
Выходит Куницын. Подходит к кафедре.
1-я дама 2-ой даме, обмахиваясь веером:
Ах, какой молодой!
2-я дама – 1-ой, обмахиваясь веером:
Он только что выпущен из немецкого университета!
3-я дама спрашивает:
Давно ли он приехал?
Все дамы (пальчик к губкам):
- Тс-с-с
Музыка замолкает.
* * *
8-я сцена

Речь Куницына. Он выступил вперед бодро и смело и в своей речи обратился не к царю, не к залу, а  только к стоящим лицеистам:
К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Что есть Отечество! Оно в согражданах наших. Тот любит Отечество, кто радеет о пользе сограждан, кто жизнь не задумается отдать для блага Отечества! Дорога чести и славы открыта перед вами. Вам, избранным сынам дворянства нашего, предназначены высшие должности в государстве и в воинстве. На какую бы ступень власти  ни взошли вы в будущем, помните всегда: нет выше сана, чем священный сан гражданина!  Здесь будут вам сообщены сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Вы должны рассчитывать не на знатность предков, а на самих себя… Любовь к славе и Отечеству да будут вашими руководителями!
* * *
Куницын уходит. Александр I  произносит:
Похвально! Блестящая речь! Надобно его отличить. Орден святого Владимира ему!
1-ый кавалер:
Вы полагаете, Ваше Величество?
Александр I :
Да, я полагаю необходимым поощрить молодого человека.
5-я дама:
Ах, он в своей речи ни разу не упомянул имени его величества!
4-я дама:
Да это просто революсьоннэр! А Государь жалует ему орден!

3-ий кавалер:
Школа революсьоннэров – вот что такое ваш Лицей!

* * *
9-я сцена

3-ий чтец:
Вы помните, когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
* * *
10 сцена

2-ой ведущий:
После торжественного акта был дан торжественный обед. И тут опять «отличился» Кюхля.
Дельвиг:
С Кюхлей вышла така- а –а- ая история…. Вот ест он суп. А с ним захотела поговорить императрица Мария Фёдоровна. Она подошла к Кюхле сзади так, что он её не видел, и положила руки ему на плечи.
Пущин:
Да! Она же говорит с акцентом, а голос у неё очень низкий, даже грубоватый. Так вот, она всего лишь Кюхлю и спросила: «Карош суп, мальтшик?»
Вольховский:
А бедный Кюхля не понял, что это императрица, и ответил: «Да, сударь».
Горчаков:
А императрица Кюхле сказала: «Зуй, мальтшик, зуй пирозник».
Матюшкин:
- Ты что, Кюхля, женщину от мужчины отличить не можешь? Тебя научить?
Лицеисты смеются, машут руками.
Кошанский делает замечание:
- Тише, господа! И не размахивайте руками! Берите пример с князя Горчакова.
Дельвиг:
- Так он же князь!
Горчаков (заносчиво):
- Да, князь! Мы из Рюриковичей!
* * *
11-я  сцена

4-ый ведущий:
Все лицеисты сразу же получили прозвища. Общего любимца всех лицеистов Антона Дельвига стали звать просто Тося, Пущина – Большой Жанно, Горчакова - Франт…
Пущин :
Вольховский, а что ты так странно сидишь на стуле?
Вольховский:
Мой кумир – генералиссимус Суворов! Я хочу быть военным, хочу быть на службе в конной гвардии. Мне надо тренироваться сидеть в седле. Вот я и учусь с помощью этого стула!
Матюшкин:
Тогда будем звать тебя суворочка или суворчик. А я мечтаю о море, о кругосветных путешествиях, о корабле на котором можно плыть, плыть!
Горчаков:
- Плыть ему хочется! Вот тебя и будем звать: «Плыть хочется!» Или Федернельке. Его так матушка называет. А меня почему-то прозвали Франтом.
Пушкин:
Кюхля, ну какой же ты нескладный!
Кюхельбекер с восхищением:
Зато ты у нас француз! Как здорово ты говоришь по-французски! А похож на обезьяну и на тигра сразу! Смесь обезьяны с тигром! Ну и портрет!
* * *
12-я сцена

5-ый ведущий:
На сравнение с обезьяной Пушкин ответил стихотворением «Мой портрет».
Пушкин  читает стихотворение «Мой портрет»  ( в переводе Генриха Митина)

Вам захотелось мой портрет,
Но чтоб он верен был натуре?
Всю правду выложу в ответ,
Хотя, mon cher, в миниатюре.

С младых ногтей повеса я,
Теряю голову мгновенно,
А зря – ведь голова моя
Чего-то стоит несомненно.

И нет среди моих друзей
Болтливее, чем я, персоны,
Я в этом превзойду, ей-ей,
Любого доктора Сорбонны.

До долговязых не дорос,
Зато уж цвет лица на славу,
Хорош и русый цвет волос,
К тому ж я – человек кудрявый.

Люблю толпу, столичный шум
И не терплю уединенья.
От споров устает мой ум,
И мне совсем не до ученья.

Лечу в спектакли и на бал,
Мечтая тайно о Цирцее!
Я б кой о чём ещё сказал,
Когда бы не был я в Лицее.

Хочу, mon cher ami,  открыть,
Что я, по размышленьи строгом,
Готов и впредь таким же быть,
Каким уж сотворён я Богом.

Пусть обезьяна я лицом,
Пусть сущий бес, когда играю,
Зато всегда, везде, во всём
Я – Пушкин! Удостоверяю.

3-ий ведущий:
Это стихотворение Пушкин написал по-французски. Послушайте, как оно звучит на французском языке.
4-ый чтец читает французский текст (в сокращении).

* * *
Лицеисты сидят за партами.
Звучит музыка. Выходит Муза. Танцует. Одновременно с танцем и тихо звучащей музыкой
Пушкин (на авансцене)  читает:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
* * *
13-я сцена

Пушкин пересаживается за парту.  Входит Карцов, учитель математики:
Здравствуйте, лицеисты-господа! Вот вам задача. (раздаёт всем листочки).
Перепишите-ка её. А вы, Пушкин господин, заодно решите-ка её нам.
Ну, что же вышло? Чему у вас равняется икс, Пушкин господин?
Пушкин:
Нулю.
Карцов:
У вас, Пушкин господин,  в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите стихи. У вас это лучше получается.
* * *
14-я сцена

Лицеисты остаются сидеть за партами.
Урок словесности. Входит учитель словесности Кошанский:
Здравствуйте, господа! У нас урок словесности. Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите, пожалуйста, розу стихами.
Лицеисты нагнулись над бумагой и стали сочинять. Александр Пушкин  первым поднялся с места и быстро прочёл:
- У меня готово:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Кошанский удивлённо:
Отлично!  А где же ваши стихи, господа?
Дельвиг прикрыл руками свою рукопись, а самолюбивый Горчаков свою порвал.
Кошанский:
Пушкин господин, подарите мне ваши стихи. Когда-нибудь я вам их возвращу, когда вы будете знаменитым (прячет листок со стихами Саши Пушкина в карман).
Поговорим о предыдущем задании. Вам надо было воспеть стихами восход солнца. Кто готов?
Кюхля поднимает руку.
Кошанский:
Вы, Кюхельбекер? Пожалуйста, прочтите.
Кюхля:
- Написал не я, а Мясоедов. Он прочёл мне свою оду. Но его сегодня нет (читает с пафосом):
Уж с запада встаёт румяный царь природы…
Лицеисты смеются.
Кошанский:
Как – с запада?  Это в самом деле новость! Ай да Мясоедов! С востока, мсьё. С востока встаёт солнце. Ведь «румяный царь природы» - это солнце.
Пушкин:
А мне нравится! Ей-богу, нравится. А как дальше?
Кюхля:
Правда, хорошо? Мне тоже очень нравится.  А дальше дело не идёт… Дальше он    …   пока еще не придумал.
Пушкин  - экспромтом:
Уж с запада встаёт румяный царь природы…
И удивлённые народы
Не ведают, что им начать:
Ложиться спать или вставать?
Лицеисты захлопали:
- Браво, Пушкин!
* * *
15-я сцена

Звучит музыка.
Действие происходит на авансцене. Лицеисты прохаживаются  парами. Кюхли среди них нет.
Присутствуют также дамы и кавалеры. Пушкин -  в паре с Пущиным.

Дельвиг– Матюшкину:
С Кюхлей опять история! До дуэли дело дошло!
Матюшкин:
Ничего не знаю! А что случилось?
Подходят другие лицеисты и гуляющая публика.
Дельвиг:
Кюхля хаживал к поэту Василию Андреевичу Жуковскому. Он ему показывал свои стихи. Однажды Жуковский не пришёл на один званый приём по приглашению. А на другой день его спросили, отчего ж он не пришёл?
Матюшкин:
- А что Жуковский?
Дельвиг:
Жуковский ответил, что у него было  сильное несварение, а потому -  полное расстройство желудка. К тому же, дескать, опять пришёл к нему наш Кюхля со своими стихами!
Вот Пушкин и написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Вольховский:
- А Кюхля сразу схватился за пистолет! Его взбесило слово «кюхельбекерно».
Горчаков:
Но за дуэль могут ведь исключить из Лицея!
Вольховский:
-Вопрос уже улажен! Их с трудом помирили.
3-я дама:
Но, говорят, эта дуэль была не настоящая!
2-я дама:
Да. Я тоже слышала это. Говорят, что пистолеты были заряжены клюквой!
Приближается Кюхля.
Дельвиг:
Тихо! Не говорите так! А-то снова будет дуэль!

* * *
16-я сцена

Лицеисты и гуляющая публика уходят. Остаются только Пушкин и Пущин
Пушкин  -  Пущину:
- Жанно, слышал ли ты новый романс Жуковского? Говорят, его поёт вся Европа!
Пущин – Пушкину:
- Конечно! Я даже могу его исполнить!

Звучит романс на стихи Жуковского «Мой друг, хранитель ангел мой»
Пушкин  обращается к Пущину:
Прекрасно! Как ты меня порадовал! А вот  скажи,  Жанно, ты ведь любишь  гадать о будущем. Как думаешь, куда нас разбросает судьба?
Пущин (шутливо):
Я пойду в гусары.
Пушкин:
А я буду ползти в асессора.
Пущин:
Хочешь стать гражданским чином? А вот будущее Горчакова ясно. Этот - прямо в министры. Наш Матюшкин станет адмиралом и совершит не одно кругосветное путешествие.
Пушкин  (печально):
Лицейские годы пролетят незаметно, и мы сразу, с лицейского порога вступим в жизнь.

* * *


17-я сцена

Лицеисты встают рядом.
Выходит 5-ый чтец:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Лицеисты читают все вместе:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
18-я сцена
Все участники  выходят на авансцену, кланяются зрителям  и уходят.  Звучит песня Окуджавы о Пушкине.

* * *


Рецензии
Утомительно и непонятно. Драматургии не видно совсем. Или, почти не видно.

Николай Свинтицкий 2   26.12.2010 09:27     Заявить о нарушении
С драматургией трудновато...
Касательно "утомительно и непонятно" - без комментариев ))))))))

Зоя Кузнецова 2   26.12.2010 12:38   Заявить о нарушении