Успешный преподаватель, кто он?

                ВВЕДЕНИЕ

Иисус Христос – единородный Сын Бога Отца, который создал всю вселенную и всё то, что в ней находится. Небесный Отец – источник любви, мудрости, силы, успеха для всех тех, кто находится в созданной Им вселенной. Не послушав Создателя, Адам, Ева и другие поколения людей, лишились прямой связи с Творцом вселенной и тем самым потеряли ключ к успеху, силе, мудрости.… Но, не смотря на грех человека, Бог не стал любить людей меньше. Поэтому из Любви ко всем нам, Бог послал Своего Сына, Иисуса Христа на Землю, воплотив в Нём все Свои качества.

Иисус, придя на землю, принёс с собой не только знамения и чудеса, хотя само Его рождение чудо, но Он также принёс и учение о причинах страдания, учение о спасении, воскресении, любви, мудрости, силе, победе над грехом. Своей прожитой жизнью, Он принёс нам пример достойного подражания!

Тяжело, а точнее невозможно найти более успешного преподавателя, чем Христос. Он полностью исполнил постановление Своего Небесного Отца, которое написано в книге Иисуса Навина в гл 1: 8-9 стихах, Иисус, «в точности исполнил всё» что было сказано Небесным Отцом.

Кроме того, Иисус, как Учитель воспитал достойных учеников, поскольку Его ученики донесли послание своего Учителя до огромного количества людей. Они не просто коснулись сердец многих, они изменили их жизнь, их мысли, чувства, поведение, их отношения между собой и с Богом. Это учение мы знаем, как учение Христа, а последователей этого учения называют «христианами».

Задача нашего поколения, не дать возможности остановиться этому учению, необходимо, что бы Благая Весть донеслась до каждого человека, где бы Он не находился. И, конечно же, преподаватели этого учения должны соответствовать тому стандарту, что установил Бог.

Итак, каким должен быть успешный преподаватель?

                УЧЕНИЧЕСТВО.

Прежде, чем разобрать главную тему, желательно узнать, кто такой преподаватель, что такое успех и что значит – быть успешным преподавателем.

Преподаватель — в общем случае неточный синоним слова учитель; при конкретизации термин учитель обычно употребляется в школах, термин преподаватель — в вузах. Преподаватель доносит полученные им ранее знания тем, кто считает его своим учителем, то есть ученикам.

Успех – это достижение цели, это выполнение поставленных задач, это победа. Вполне понятно, что успешный преподаватель – это тот, кто смог донести в понятной и доступной форме определённую тему ученикам так, что бы полученные знания проникли в самую глубь их души.

Прежде, чем говорить о христианском преподавателе, важно заметить о том, что сам учитель - вечный ученик своего Учителя Иисуса Христа. Что бы стать хорошим преподавателем, любой учитель проходит путь ученика. Ученичество в этом случае, для человека, как сказал Генрих Арнольд, - «это не столько наши личные усилия, сколько предоставление места Богу для Его проживания в нас». Другими словами, прежде чем учить, учитель должен заполниться Богом и только после заполнения Божьим смыслом – доносить этот смысл другим.

Служитель слова всегда подвергается опасности научить чему-то ложному или утаить часть правды от своих учеников. Учителю необходимо учиться, что бы он смог донести своей церкви полное Евангелие, без искажений или изменений. Дело преподавателя – говорить правду.

Процесс ученичества у учителя никогда не остановится, поскольку наполняемость Богом бесконечно.

Нарушение процесса ученичества у учителя, может привести к самым страшным последствиям – учитель начнёт учить своему учению, вместо того, что бы нести учение Иисуса Христа.

                ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Господь сотворил, придал нам форму и вид. Он образовал и сделал нас. Он знает наши характерные черты, наши сильные и слабые стороны, и Он сделал так, что мы идеально подходим для конкретной и очень важной роли в Его плане, являясь совершенным инструментом для её исполнения. Мы были избраны так же, как ливанские кедры для постройки храма Соломона. Иисус сказал Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16) Эти же слова сегодня относятся и к нам, Его ученикам. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Ефесянам 4: 11.)

Бог дал нам различные служения, поскольку тело Христово – Его Церковь имеет одну из главных задач – освободить души людей, через Евангелие о спасении Иисусом. Данное служение, как мы видим пятигранно. Это служение будет до тех пор, пока мы не придем к единству веры. Единство важный аспект в освобождении. Именно после того, как все были в единстве, сошёл Дух Святой на собравшихся в доме (Деяния 2: 1- 2). Бог хочет, что бы мы были сильными в Его Духе, а для этого надо быть в единстве! Бог, учит, через учителей, пасторов, евангелистов, пророков, апостолов, дабы люди более не были младенцами в Духе и не поддавались учению человеческому, Он ждёт от нас зрелого понимания всего того, что Он говорит, Он ждёт от нас Веры в Него. Все эти задачи лежат ответственностью на Его преподавателях, дабы те смогли сами наполниться и наполнить других Любовью во всей полноте.

Цель будет достигнута, тогда, когда каждый услышавший благую весть, будет спасён. Джон Мильтон сказал: "Цель обучения – избавиться от наследия наших прародителей, познав Бога в истине Его; познав же Бога, возлюбить Его, подражать Ему, быть Ему подобными".

               ВЛАСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ.

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. (Послание к Коринфянам 15:46). Да, вначале ученик воспринимает учителя на уровне души, на уровне чувств, эмоций, мыслей, на уровне личной симпатии и антипатии. И уже потом, возрастая в Духе, человек воспринимает окружающий его мир с позиции духовного. Дух должен проснуться. Но пока дух спит, мы воспринимаем, через призму своего маленького «я». Складываются личные отношения с преподавателями. В этих отношениях ученик ведомый, а учитель – ведущий.

Несомненно, успешный преподаватель это лидер в том направлении, что он преподаёт. И вполне понятно, что ученики идут за своим лидером. Власть всегда строится на авторитете. Чем выше авторитет, тем выше власть. Чем прочнее власть, тем больше людей пойдёт за авторитетом. В этих отношениях на уровне души возникает опасность – «привязанность» к учителю, пастору. Порой эта привязанность заслоняет главную Личность – Иисуса Христа. Порой случается так, что люди даже забывают, ради кого они пришли в церковь. Подобная крайность может привести к другой крайности - многие уходят из церкви, если вдруг, по их мнению, учитель не соответствует тому образу, который они придумали сами, или если вдруг учитель оступился. Они забыли, что именно Иисус глава Церкви. Люди забывают, что мы приходим в церкви к Богу, а не просто к учителю, пастору.

Одна из задач лидера – не «привязать» эмоционально к себе, сделав своих учеников свободными в их общении с Богом. Обязанность преподавателя – открыть личность Христа, настроить отношения учеников с личностью Христа. Что бы они могли с помощью святого Духа свободно общаться.

Если учитель привязывает человека к себе, то это может привести к рабству и зависимости. Учитель всегда должен напоминать своей аудитории, что только привязанность к Богу, а не к кому или чему-либо – несёт свободу. Восприятие божьего слова, через личное восприятие ученика учителя – искажает это слово и, конечно же, это слово не приносит благодатного всхода – спасение души.

Иисус повелел Петру «Паси овец Моих», (Евангелие от Иоанна, глава: 21: 16) после того, как Пётр сказал, что любит Его. Что бы исполнять роль Учителя, человек должен любить Христа – это одно из самых важных условий. Без этого нельзя. На каждом занятии, ученик должен слышать о личности Христа – Он глава всего. Учитель обязан пасти стадо Иисуса, если Любит Его. Иисус Христос отдал за всех нас Свою драгоценную Жизнь – так дороги мы Ему! Поэтому, Он ищет пастухов, которые будут из любви к Нему пасти Его стадо.

Успешный преподаватель, учит вверенных ему людей на основе Слова, написанного Господом в Библии, а не от своих личных умозаключений. Самоуверенный учитель уповает на себя, а не на Бога.

Не будет успешного преподавания, если учитель не любит прежде Бога и не надеется на Него и потом так же не любит всех тех, кого он обучает, если преподаватель ставит свою значимость выше той цели, которой поставил перед ним Господь – «Паси овец моих». Овцы, души – Его, а не Петра или другого апостола.

Не почитание преподавателей, если такое возникло, когда они учат учеников на основе Слова божьего – это не уважение ученика Богу, об этом тоже должен говорить учитель вверенным ему людям. Равнодушие или неуважение выраженное к слугам Божьим – это заявление человека о личной гордыне, демонстрация безрассудства.

С другой стороны, почитание и привязанность человеку к учителю, без почитания прежде Бога и Его Учения, ведёт к сектантству и ограниченности. Ни отдельный человек, ни общество, не могут приносить плода, не будучи соединёнными со Христом. Когда кто-нибудь решается идти за Иисусом, он становится ветвью Лозы и не может жить отдельно от Неё.

Учителя ответственны за свою паству перед Богом, но не ответственны за тех, кто не оценил Евангелие и пренебрег его своим личным амбициям.

             МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

«Преподавание – это тяжелый труд, требующий от преподавателя такого мастерства, чтобы каждый урок стал шедевром педагогического искусства» (Юрий Шелестун).

Существует множество христианских книг, посвященных проблеме преподавания; однако даже краткий их обзор сразу же дает понять, что в центре внимания авторов находится содержание учебного материала, а не общение преподавателя с учащимися, направленное на передачу этого содержания. Безусловно, в основе всех жизненных перемен лежит истина Божьего Слова, делающая человека свободным; но от того, каким образом эта истина преподается человеку, зависит, насколько полно человек сможет наслаждаться свободой. Учитель является живым связующим звеном между учебным материалом и классом, и суть преподавания состоит в том, как учитель выполняет эту роль.

Основная обязанность учителя заключается в успешной передаче следующему поколению необходимого учебного материала, в формировании определенных черт характера и моделей поведения. Хороший преподаватель к уроку готовится заранее, составляет план урока, собирает материал, молит Бога о предстоящем уроке.

Ученики, приходящие на урок имеют три основные потребности: "знать" (усваивать определенный учебный материал), "быть" (обладать определенными чертами характера) и "поступать" (вести себя определенным образом). Задача успешного преподавателя – удовлетворить эти потребности.

Успех преподавателя можно судить по тому, как ученик освоил и научился в жизни применять знания, полученные на уроке. Для этого преподаватель сам должен верить в то, что говорит и жить этим вне урока. Если учитель говорит одно, а живёт другим , то построенное им за всю жизнь может рухнуть в течение одного дня.

Прежде всего, что бы ученик освоил урок, необходимо, что бы время, отделённое на урок было сосредоточено на учебном материале, а не на чём то другом. Время одно из самых дорогих составляющих нашу жизнь. Время нельзя вернуть, занять, оно идет своим чередом. Мы лишь заполняем время тем, чем считаем дорогим для себя - это может быть любовь и служение, а может быть и скука или другие посторонние элементы.

Второе, что очень важно – это захватить внимание аудитории и не отпускать его на протяжении всего урока. Всё внимание людей должно быть сосредоточенно на учителе и на том, что он говорит. Хорошие учителя знают, что важно и делают важные мысли ясными для своих учеников. Они избегают неопределённых технических терминов. Кроме того, что бы удержать внимание слушателей, успешный преподаватель использует жестикуляцию, меняет интонацию голоса, горит энтузиазмом, записывает ключевые слова на доске. Скованность же, однообразие преподавания, предсказуемость размышлений, монотонность ведёт к тому, что ученики во время урока, могут скучать и поэтому обращаются к другим вещам. Может даже случиться так, что человек физически прибывает в классе, но мысленно полностью отсутствует. Пребывая в своих фантазиях, он даже не слышит, что говорят в аудитории. Что бы этого не было, преподаватель сосредотачивает тему на главной мысли, он говорит эту главную мысль и дальше развивает её, говоря о ней включает фантазию ученика в учебный процесс. Когда ученик ясно представляет быт, одежду, местность рассказываемой учителем истории – это оставляет яркое впечатление в сознании.

Опытный учитель, как бы ведёт своих слушателей в мир библейских историй, помогая увидеть им глазами рассказчика из Библии. Он старается что бы аудитория поняла ту главную мысль, что вкладывал именно библейский рассказчик, при этом не теряя связи с нынешним временем. То есть библейская история становится не просто историей, она становится примером того, как следует поступать или наоборот чего не стоит делать в реальной жизни. Примером по той причине, что происходит физическая, эмоциональная, психологическая и нравственная связь с героями повествования.

«Обратная связь» даёт возможность ученикам применять полученные знания в реальной жизни, поскольку сюжетный конфликт, рассказываемый в Библии, порой присутствует и в нашей жизни.

Способность учителя активному обучению, делает урок живым. Активное обучение – это вовлечение ученика в то, что говорится. Для этого учителя используют вопросы – ответы, обсуждают материал, вносят дополнительную информацию, например историческую или географическую, в которой говорится о находках и т. д толкая учеников к тому, что они сами начинали думать. Истинное обучение – является самообучением. Задача учителя – научить этому.

К примеру, Нафан, использовал активное обучение перед Давидом, когда они обсуждали притчу о бедной овечке и о том, как её забрали от её бедного хозяина, когда к богатому человеку приехали гости. При этом Давид осудил грех, даже не подозревая, что он осудил грех сделанный им самим. Нафан использовал притчу, использовал эмоциональную вовлечённость Давида. Притча Нафана привела Давида к осуждению греха и к покаянию. Он так же напомнил Давиду о том, Кто есть Господь и о том Кто является источником всего и кто мы перед лицом Его.

Итак, идеальный преподаватель- это тот, кто служит проводником по Библии, идёт вместе с учениками по жизни, сопровождает их со Словом на всём протяжении их пути в процессе этого становится их другом. (Леланд Райкен)

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ученики Христа – Апостолы, применили в жизни всё то, чему учил их Учитель. Как Христос был един с Богом, через Святого Духа, так и первоапостолы были едины со своим Учителем. И, Слава Богу, что эта эстафета не остановилась и никогда не остановится! И, Слава Богу, что и нас коснулся Дух Святой, сделав нас едиными с Иисусом Христом! И, Слава Богу, что наполнившись Им, наполнившись Его Словом, у каждого из нас есть возможность быть успешным в Учении Христа и быть успешным в преподавании Его Пути, Его Истины, Его Жизни. Успешным по той причине, что у нас есть Достойный Учитель, по той причине, что учение Иисуса Христа никогда не остановится и в конечном итоге, всякое колено приклонится перед Его Величием, ибо Он Бог богов, Господь господствующих и Учитель учителей!

                БИБЛИОГРАФИЯ

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

Канонические. В русском переводе с параллельными местами и

приложениями. Украинское библейское общество. Киев 1997.

2. Джим Уилхойт, Леланд Райкен. Еффективное преподавание Библии. – Ровно:

Принт Хауз, 2007.-246с.

3. Брюс Уилкинсон. Семь законов учащегося. Published by Multnomah Press, adivision of QuestarPublishers, Inc., Sisters, Oregon 97759 1992

4. Гордон Фи, Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю её ценность. Санкт-Петербург: Шандал, 2009.- 410с.

5. Генрих Арнольд. Ученичество. Германия: Логос 1998

6. Т. Д. Джейкс. Шесть столпов Истины из послания к Ефесянам. Киев: Кириченко 2009

7.Учебное пособие. Проповедь слова Божьего – Москва: 1997. – 234с.


Рецензии