Идея единства мира в фильмах Тарковского
Начинаешь понимать, что эта идея пронизывает все три его фильма. Если в «Андрее Рублеве» и в «Зеркале» она решена, так сказать, во временном плане (в «Рублеве» на историческом материале, а в «Зеркале» – на современном), то в «Солярисе» эта идея раскрывается, как бы, в пространственном аспекте, развертываясь во вселенной и в будущем. Ведь и во вселенной, утверждает Тарковский, существует единство жизни, несмотря на многообразие, загадочность и парадоксальность ее форм. Мыслящее, духовное начало (его условное обозначение – человек, человеческое сознание) едино, взаимосвязано и интеллектуально, духовно близко друг другу. Оно способно к взаимопониманию, к отклику в какие бы разные и даже противоположные формы, оболочки, структуры жизни не было заключено. Вот почему в «Солярисе» в океане плазмы, чуждой, но пробужденной к мысли и духовности, возникает в конце фильма земной остров, как ответ, как реакция чужой материи на то, что она осознала свою духовную общность с человечеством землян. Послание человека Земли вызвало в ней родственный отклик, пробудило сознание единства, разлитого во вселенной.
А в фильме «Зеркало» даже внешние, художественные, технические приемы служат раскрытию этой темы единства. В особенности кадры с многочисленными дверями, окнами, проходами, коридорами, которые все время сопутствуют переходу из одних напластований исторических времен в другие. Они служат как бы связующими мостами между сообщающимися сосудами человеческих судеб и эпох.
В фильме «Зеркало» существует и другая идея, вытекающая из первой – утверждение высшей ценности каждой отдельной человеческой личности, воплощенной в ее индивидуальной личной судьбе, в противоположность обезличению личности со стороны тоталитаризма. Духовная личность, развитое человеческое сознание и есть наивысшее достижение в развитии всех форм жизни. Лишь она и обеспечивает связь между эпохами и мирами, связь между людьми и природой. Обезличенные толпы забывают о человеке, не заботятся о ценностях жизни, не видят красоты природы, не помнят прошлого, не имеют истории. В обезличенных тоталитарных обществах прервана внутренняя связь между людьми, эпохами развития человечества, между человеком и природой. Здесь все враждебны друг другу и забыли о духовном единстве жизни, единстве всех ее форм. Не отсюда ли аналогии между фашизмом и толпами хунвейбинов в картине. Или другой вид духовного нивелирования, обнищания личности – эпизод, где женщина любуется своим ребенком, а затем тут же неподалеку в комнате разделывает топором петуха…
Свидетельство о публикации №210060500616
Да, когда-то я обожал Тарковского. Но все эти бесконечные приёмы-повторы начали меня доставать. А "Жертвоприношение" меня просто взбесило. Если он и режиссёр – то посредственный. В то время как Глеба Панфилова или Элема Климова можно смотреть бесконечно.
Махди Бадхан 13.11.2024 18:13 Заявить о нарушении