Утренний плов

         Плов – это блюдо из Азии. Когда я жил в России, изредка заказывал плов в столовых. Какой обман! Вовсе это не плов. Проживая в Средней Азии, я долго не любил это блюдо, потому что ассоциации возникали не очень хорошие. А ведь плов – это национальное блюдо. Он присутствует во всех меню любого общепита. Так могло бы продолжаться еще долго, но  помог случай: мне пришлось присутствовать и самому участвовать в приготовлении этого блюда. Когда я сам увидел, как его готовят, услышал запах, мне захотелось его попробовать. И что же? Никакого сравнения с русским одноименным блюдом. Наш плов это - каша рисовая с мясом. А настоящий плов – это сказка. Это и запах, и вид, и вкус. Всё здесь заслуживает высокого уважения, как к самому блюду, так и к тому, кто его приготовил. А ещё - к обычаям, укладу жизни, которые этому способствуют: разведение овец, выращивание риса, чая и т.п. С тех пор я полюбил плов и научился его готовить. Я много лет прожил в Туркмении, меня часто пловом угощали друзья. А однажды, в Узбекистане мне довелось присутствовать на плове, который называют утренним. Интересно, что в Туркмении такого обычая нет. Хочу рассказать, что это такое. Утренний плов посвящают какому-либо значимому празднику:  юбилей старшего члена семьи, круглая дата со дня свадьбы, в память об умерших родственниках, в честь рождения долгожданного сына и т.д. Вот один из таких из примеров. Я находился в Ташкенте в командировке. Вечером мне мой друг Рустам сказал:
- Витя, сегодня освобождаемся пораньше, потому что завтра рано утром едем на плов.
- А нельзя его пропустить?
- Это невозможно.
- Почему?
- Обидятся.
- Почему обидятся, они же меня не знают?
- На меня обидятся, я ведь без тебя не пойду. А этого допустить нельзя. Да мы и не одни туда поедем. Еще - Семен, Анвар, Бахтияр, Наиль.
Проснулись, когда была еще темень непроглядная. Объехали по адресам кого надо, всех забрали, приехали. В потемках разглядываю окрестности. Кроме нескольких человек у ворот никого не вижу. Оказалось, эти люди нас ждут и приветствуют. Уважаемые пожилые родственники, возможно, еще и соседи. Они специально стоят для встречи гостей. В знак уважения прижимают левую руку к груди. Правую руку подают для приветствия. Нас жестами приглашают пройти, и мы проходим в глубину двора. В просторном дворе накрыты  восемь длинных столов, за каждый из них можно разместить десять человек. Я начинаю привыкать к темноте, да и светлее потихоньку становится. Половина столов уже занято гостями, значит мы не первые. Я ведь поначалу думал, что мы вообще будем в этой темноте сидеть одни. Ну, кто в такую рань придет завтракать, да еще плов? А люди идут и идут, рассаживаются за свободные столы. А который час? Пять тридцать! Скоро начнется рассвет. На возвышенности расположен ансамбль живой музыки. Три музыканта играют на национальных музыкальных инструментах. Неторопливая, громкая национальная мелодия распространяется по всей махалле. Это как бы, расположенные по соседству ближайшие  дома. На столах фрукты, печенье, конфеты, овощи, соления, напитки в бутылках и много чего-то еще. Молодые ребята разносят плов на круглых фарфоровых подносах величиной в три ладони. Каждому гостю – один поднос. Мы попросили, чтобы нам дали по одному подносу на двоих. Там плова много, в такую рань трудно принимать жирную насыщенную пищу. Кто-то из старших за столом прочитал короткую молитву. Начался завтрак. Кушаем спокойно, но расслабляться здесь нельзя. Гости прибывают. На улице уже огромная толпа приглашенных людей. За один присест обслужат восемьдесят человек. А всего приглашенных – две тысячи! Я стал осматриваться. Там, откуда несут плов, стоят четыре казана литров на сто пятьдесят каждый. Мясо разделали вечером, плов готовили ночью. Он горячий. Одни накладывают плов, другие его разносят. Третьи ходят меж столов и убирают опустевшую посуду. Четвертые занимаются чаем. Пятые моют посуду. Все делается быстро, аккуратно и без шума, словно это их повседневная работа. Плов доедаем, а нам уже несут чай в заварных чайничках. Пиалы заранее расставлены. Кто хотел, еще перед пловом попробовал фрукты, кто не успел, возьмет с собой, или после чая съест гроздь винограда, банан, яблоко, грушу, или печеное что-то. На столе много всего. А тут уже пора и выходить. Всё это мероприятие происходит без суеты, неторопливо, но очень организованно, поэтому занимает немного времени. Здесь очень длительный подготовительный процесс. Ну и конечно, после этого все нужно развезти  и разнести по соседям: столы, посуду и прочее. Плов дают на рассвете, все об этом знают, и никто не опаздывает. Почему на рассвете? Не знаю. Но неизменно на рассвете. Зимой это ближе к семи, восьми утра, потому что солнце восходит поздно. А летом, извольте в пять утра быть на месте, рассвет наступает рано. С утренними пловами связаны только лучшие воспоминания. Иногда и с долей юмора.

       В Ташкент к родственникам из Германии приехал наш друг Яков Иванович Броцман со своей супругой Ирой. Мы, его близкие друзья, примчались туда за 1300 километров из Ашхабада на автомобиле. Через два дня нам предстояло ехать на другой конец города, на утренний плов. Эти два дня после нескольких лет разлуки, пролетели как два часа. Но вот уже назначенный день. Поднялись в половине четвертого утра, нам долго ехать. Еще совсем темно. На утренний рассвет и намеков нет, даже невозможно определить, в какой стороне взойдет солнце. Вчера легли поздно, даже не вчера, а уже сегодня во втором часу ночи. И вот мы уже проснулись. Заспанные, помятые  лица. За нами уже приехали, садимся в автомашину, поехали за друзьями. Там еще кто-то с автомашиной - нас было человек семь, поэтому ехали в двух автомобилях. Едем. Пока доехали, окончательно проснулись. По дороге наши местные друзья  обсуждали, где находится это место. Наконец определились. Там где-то в парке отдыха есть кафе, в котором всех собирают. Да, не всегда это происходит во дворе. Кто-то живет в квартире, поэтому арендовал кафе. Припарковали автомашины к какой-то зеленой живой изгороди, которую приняли за ограду парка, идем. Ага, вон собралось много людей, вот стоят встречающие уважаемые люди. Приветствия, легкие поклоны, рукопожатия, проходим мимо этих людей, но оказывается, это не территория кафе, а чей-то двор. И тут Рустам, наклоняясь ко мне, шепчет:
- Не на тот плов попали.
- Так может быть, вернемся? – спросил я с сомнением.
- Поздно, вперед, - прошептал Рустам.
За завтраком он объяснил мне, что этот плов дает его знакомый сотрудник из министерства строительства. Они, хотя и не близкие знакомые, но знают друг друга давно. Мы шли по направлению мимо их двора, нас увидели и тут уж никуда не денешься. Нельзя пройти мимо, обидятся. Несмотря на то, что нас не приглашали. Хозяин, я просто уверен в этом, решил, что ему Рустам с друзьями оказал уважение. Вот как бывает! Не пришли бы мы, о нас бы и не вспомнили. Ведь всех знакомых не пригласишь. А показались, тут уж всё, попробуй не зайди, обидятся, что не уважили. Вот и все. Покушали плов, высказали знаки благодарности, откланялись, ушли. Но, надо ведь свой плов искать. Там обидятся, если не придем. Вернулись к автомашинам, поехали дальше, мимо двора, из которого только что вышли, в парк. Теперь уж точно знаем, куда надо ехать. Через двести метров – вот он, вход в парк. Прошли еще немного по парку и вот оно -  кафе. Вот нас уже и приветствуют. Теперь точно, правильно попали. Я тихонько спрашиваю Рустама:
 - Теперь на тот плов попали? – Он юмор понимает:
 - А ты еще не наелся?
Если бы там из машин не вышли, проехали чуть дальше, как раз бы попали в точку. Но, делать нечего. Уселись за стол, опять та же история. Плов, чай, напитки, сладости. Я кушал из одного подноса с Яшей. Три ложки съел, говорю:
-Яша, я больше не могу.
-Ты что! Надо есть. Оставлять нельзя, это неуважение к хозяину.
Ох, трудно, как же трудно в шесть часов утра принимать второй завтрак через сорок минут после первого. Яша вошел в мое положение и съел, конечно, больше меня, потому что мне уже не лезло: у меня живот поменьше.

       А был еще случай, когда вот на таком плове, в некоторых заварных чайничках была налита водка. Водка в пять часов утра! Все, кому нужно было об этом знать, предупреждены. Главное наливать незаметно. А уж потом не страшно, ведь в пиале может быть налита и минералка. Почему так инкогнито? Да потому что, на этих мероприятиях спиртное не принято. Это же мусульманский обычай. А мусульмане водку не употребляют так прилюдно и откровенно. Скажем, на свадьбе пить не запрещено. А на плове это исключается. Хотя, как видим, на все исключения есть свои поправки. Несколько раз на таком плове давали кумыс. Это скисшее молоко кобылицы. Очень вкусный напиток. Имеет несколько градусов крепости. В Туркмении есть похожий напиток – чал. Это скисшее молоко верблюдицы. Наподобие сыворотки. Такой светло-молочный прозрачный напиток с пеной поверху.   
       Возвращаемся из песков. Жара, несколько часов без воды. Подъехали к знакомому прорабу. И вот выносят трехлитровую банку этого чала. За несколько приемов почти всю её осушишь. И сразу же испытываешь легкое опьянение. В нём тоже есть градусы. Но, разговор о плове. После  двойного утреннего плова следующий прием пищи был только к вечеру. Обычно после утреннего плова нужно отоспаться, ведь слишком рано приходится подниматься. Но это мелочь, по сравнению с теми впечатлениями, которые я испытал. Уважаю национальные обычаи наших друзей в Средней Азии. Да здравствует утренний плов!


Рецензии