Эмиль Ажар

          Я обратила внимание на то, что если мне понравился автор, которого читаю впервые, то сразу ищу его биографию, а затем начинаю методично читать всё, что он написал. Так случилось с известным французским писателем с русскими корнями Роменом Гари. Когда развалился Союз, в журнале «Иностранная литература» прочла первый его роман «Прощание на рассвете», который потряс меня. Роман – биография Р. Гари в художественном воплощении.
 
         Вы спросите: причём здесь Р. Гари? Так вот, Р. Гари и Эмиль Ажар – одно и то же лицо. Роман «Вся жизнь впереди» он писал под псевдонимом Эмиль Ажар. Речь пойдёт именно об этом романе «ВСЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ». Я специально выделила название для тех, кто любит настоящую литературу, не пожалеет потраченного времени на его прочтение.

Настоящая литература захватывает с первых строк и уже не отпускает до конца. Давно не получала такого наслаждения от хорошо написанного произведения. Пока читала, смеялась и рыдала вперемежку, настолько гениально написано от лица десятилетнего мальчика о человеческих чувствах и достоинствах между людьми, живущими на дне жизни, но сохранившие человеческое лицо. Кроме того, что эти люди – эмигранты, волею судьбы, заброшенных во Францию, то ещё и разного вероисповедания, да ещё считаются «отбросами» общества.
 
         Старая еврейка, мадам Роза, родом из Польши, всю свою сознательную жизнь занималась проституцией, а когда ей перевалило за пятьдесят, она открыла в своей квартире что-то вроде детского сада для детей шлюх, которые отдавали своих малышей, родившихся не понятно от кого, и платили мадам Розе за их содержание. У неё были малыши разных национальностей: негритята, вьетнамцы, арабы, китайцы.
Повествование ведётся от имени арабского мальчика Мохаммеда, которого мадам Роза любила больше, чем других детей.

Прочитав книгу, начинаешь особенно остро понимать, что перед Богом все равны, чей бы этот Бог ни был.

         Почему сейчас во всём мире обострилась национальная неприязнь? Особенно это стало проявляться в России. Высшее человеческое чувство – ЛЮБОВЬ. У этого чувства нет таких понятий, как «эмигрант», «национальность», «религия» и «социальный статус». Об этом роман! Вот, по какому произведению надо ставить фильмы, учитывая, что современная молодёжь практически не читает, а не «Ночные дозоры» или «Охота на пиранью». Просмотрев такие фильмы, задаёшься вопросом, а что, кроме голливудских спецэффектов, хотел показать или поведать миру автор.

         Через несколько дней, после прочтения книги, случайно прочла в одной из газет интервью с Борисом Гребенщиковым. Высказанные им мысли по поводу российского кинематографа, совпали с моими, поэтому привожу дословно один из его ответов журналисту:
 
«На мой вопрос, который я часто задаю людям в гастрольных поездках: жить стало лучше или хуже? – 95проц. опрошенных утверждают, что, мол, как ни странно, жить стало лучше. Я посмотрел «Ночной дозор» и едва ли буду смотреть «Дневной». Я читал много рецензий западных критиков на два этих фильма. Они заслуженно смеются над жалкими попытками сделать кино, как будто не было «Матрицы» и всех остальных фильмов на эту тему. Я увидел персонажей из фильма «Самогонщики» с компьютерными эффектами. На книгу Дэна Брауна «Код да Винчи» мне абсолютно наплевать. Мне интереснее смотреть на Божье творение, а не на то, что сделала психика ограниченного человека».

        Люди, читайте настоящую классику! Режиссёры, делайте настоящее кино!


Рецензии
С творчеством Эмиля Ажара я познакомилась случайно - тут, что называется, пути Господни... Как-то пару лет назад наткнулась в новостях на скандал с провинциальной учительницей русского языка, которая знакомила детей с мировой классикой, а родители одного мальчика подали на нее в суд "за пропаганду гомосексуализма", потому как в одном из произведений Эмиля Ажара были описаны чувства мальчика-подростка. Меня не удивил маразм современного общества, но зацепило, что я, филолог по образованию, никогда не слышала имени этого писателя.

На сегодня я прочла практически все творческое наследие Эмиля Ажара - на мой взгляд, гениально все. Такая сонастроенность возникает при чтении его произведений. Для меня Ажар - один из немногих авторов, которых я могу читать снова и снова, и каждый раз находить для себя что-то новое. Предложиила почитать мужу - впечатление то же. Не понимаю, как можно за одну человеческую жизнь успеть познать весь спектр человеческих отношений! Все герои писателя, будь-то старик Соломон, мадам Роза, Мохаммед, Леди Л. прописаны с глубоким знанием психологии, человеческого опыта и чувствованием каждого из них.

Знаете, после знакомства с творчеством Ажара мне впервые в голову пришла мысль о том, что из жизни можно уйти не только по причине несчастной любви, страхов или просто "психанув". Ее (жизнь) можно оставить, когда уже все о ней понял - именно так и покинул ее один из величайших писателей минувшего века, успев дважды получить Гонкуровскую премию, причем под разными именами.

"Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом», - написал он в прощальной записке и выстрелил себе в рот.

Не осуждаю человека за его личный выбор, лишь сожалею, что мир лишился Таланта.

Спасибо Вам за статью об Эмиле Ажаре. Не нравится мне это слово - популяризация, но считаю, что книги и фильмы, развивающие духовность, популяризировать можно и нужно.

С уважением,

Алена Ильина   07.08.2015 19:04     Заявить о нарушении
Алёна, СПАСИБО за отзыв!
С теплом, Светлана.

Михай   07.08.2015 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.