Объяснение в любви

Глава 1. Новенький

Яркое весеннее солнце светило в огромные школьные окна, заливая класс утренним светом и отвлекая от урока. Молодые зелёные листочки на тополях призывно шелестели, а сердце в нетерпении ныло и просилось на волю.
«Скорее бы перемена» - подумала Аня Бородина, вздохнув и покосившись в окно. Шёл урок литературы. Учительница, Нина Николаевна, женщина средних лет, в очках и узелком волос на затылке, скучно рассказывала о творчестве Пушкина. Класс оживился только тогда, когда стали говорить о письме Татьяны к Евгению Онегину. Возник лёгкий спор, стоило ли писать Татьяне это письмо.
- Могла бы подойти и сама с ним объясниться – фыркнул Димка Ерофеев, парень, который был выше всех в классе и по праву считал себя самым взрослым.
 - Много ты понимаешь! – это вступила в спор Ленка, сидящая впереди Ани, - В те времена подойти к парню первой считалось неприличным, а вот письмо написать – нормально, в основном так и общались.
Аня не вступала в спор, просто не хотелось.  Мысли были заняты другим – за стенкой, в соседнем классе 9 «В», сидел мальчик, который недавно появился в их школе.
Школа была небольшая, учеников в ней было не так много, как в других школах, и каждый новенький сразу привлекал к себе внимание. Для Ани, не избалованной вниманием ровесников, он, конечно же, показался кем–то вроде принца, прилетевшим с другой планеты. Почему-то ей казалось, что новенький сразу же обратит внимание именно на неё, Аню. Парень был высокий, несколько сутуловат, видимо, по причине роста, темноволос и худощав. Аня ещё ни разу не подходила к нему очень близко, но он показался ей довольно симпатичным. В общем, тот самый идеал, которого так не хватало в родной школе и вот он, появился.
Девчонки сообщили его имя. Оно было у него самое обычное, Андрей, но Ане казалось, что это самое замечательное имя на свете! Фамилия тоже была замечательно красивая – Леднов. Засыпая, Аня шептала про себя его имя, а просыпаясь, сразу же вспоминала любимого и сердце радостно замирало в ожидании чуда – а вдруг сегодня он подойдёт к ней и предложит дружбу, или, как выражались девчонки, «ходить» вместе.
По понятным причинам Аня сама не смела подойти к Андрею поближе, стеснялась, всё-таки он учился в другом, параллельном классе. Андрей тоже не подходил. По причине своей близорукости Аня не могла рассмотреть его, как следует, но с каждым днём Андрей казался ей всё прекрасней. Сердце сладко сжималось при виде фигуры Андрея, спешившего на урок с другими мальчишками, курившими за углом школы. Никакие уроки, естественно в голову не шли. Сидя за учебниками, Аня задумчиво чертила на промокашке заветный вензель любимого, совсем, как Татьяна Ларина в безсмертном произведении Пушкина «Евгений Онегин».
Даже своей закадычной подруге Маринке, кстати, учившейся в том же классе, что и Андрей, Аня не смела открыть эту тайну. Она исподволь расспрашивала Маринку об Андрее, но так, чтобы та не догадалась о причинах такого любопытства. Вроде бы, как и все, интересуется новеньким, но не более того, чем необходимо знать о нём.
Всё дело в том, что Аня чувствовала себя дурнушкой среди своих подружек, и поэтому она боялась показать, что дурнушка кем-то интересуется, засмеют ведь. Аня была ростом выше всех девчонок в классе, к тому же, худышкой. В 16 лет она выглядела, как угловатый подросток, из-за плохого зрения носила очки. Самым замечательным у Ани, пожалуй, были лишь её пышные рыжеватые волосы, но всё равно она их не любила за непослушный нрав, и не считала красивыми. Одноклассницы были уже физически развитыми девицами, с приятными округлостями, плавными движениями рук. А Аня сама себе казалась гадким утёнком: ну кому такая может понравиться? К тому же, её одноклассники, и девочки тоже, постоянно пытались оскорбить Аню за её худобу, придумывали обидные прозвища. Даже соседка по парте, Сашка, хотя обычно общалась с Аней нормально, но не упускала случая поддержать остальных в поддразнивании. Бывало, что Аня не выдерживала такого отношения сверстников, принималась плакать. Но даже в этом случае никого не пробивала совесть, все ещё больше смеялись, довольные, что есть изгой в классе. Ведь каждый в душе сам боялся стать изгоем, и поэтому, издеваясь над другими, старался показать, что он совсем не такой.
Поэтому школу Аня не любила и всегда старалась не упустить случая, если чувствовала малейшее недомогание, не посещать её.
Анино чувство к Андрею с каждым днём становилось всё сильнее. И хотя он по-прежнему не подходил и не делал вообще никаких попыток сблизиться, Аня надеялась, неизвестно на что, и продолжала с каждым днём всё больше привязываться к нему. Она стала больше общаться в школе с Маринкой, чаще забегать в их класс. И хотя Андрея на переменке никогда не было в классе, он постоянно убегал курить с мальчишками, Ане просто доставляло удовольствие пройти мимо его парты, прикоснуться к ней.
Что и говорить о том, что Аня просто полюбила ходить в школу, как никогда, наверное, не любила, за все годы учёбы! Если вдруг Андрей не появлялся в школе по причине болезни, то это была катастрофа. Все краски мира сразу блекли, и он становился скучным и серым. Но как только Андрей приходил, в душе у Ани сразу расцветала радуга, пели соловьи, били фонтаны счастья и любви!
Иногда Ане казалось, что любовь её к Андрею бьёт через край, и она украдкой оглядывалась – не замечает ли кто, что происходит с ней. Но никто не замечал Аниного счастья, а её преувеличенно громкий смех никого не удивлял, ведь все девчонки в 16 лет ведут себя вызывающе. Однажды Аня написала ручкой на своей руке инициалы – А.Л. Соседка по парте, Сашка Липина увидала и спросила: «Что это у тебя на руке?». Аня не растерялась и ответила, что это её, Сашкины инициалы. На удивлённый взгляд соседки Аня сделала простодушное лицо и ответила: «Мы же подруги». Довольное лицо «подруги» Аню не интересовало, главное, что она сумела «отвертеться» от любопытной девчонки.

Глава 2. Принятое решение.
Между тем, на дворе была весна, сердце жаждало любви. Объект любви жил, дышал, находился совсем рядом, всего лишь через стенку, но был недоступен, как и прежде. Аня бросала на Андрея совсем уж откровенные взгляды, но он, казалось, их совсем не замечал. Уроки не лезли в голову, хотелось гулять и мечталось, мечталось…Сами собой складывались стихи, разумеется, о любви. Аня записывала их в красивую тетрадку, где рядом со стихами рисовала розы и две заветных буквы имени.
Всё чаще Аня старалась находиться рядом с Маринкой, ведь та каждый день имела возможность близко видеть Андрея. Она осторожно расспрашивала подругу об Андрее, но та почему-то совсем неохотно говорила о нём, как о не стоящем внимания объекте.
 Девушке уже недостаточно было любования парнем со стороны, хотелось, чтобы и он сделал ответный шаг. Но как? Аню прямо распирало желание рассказать Андрею о своих чувствах к нему.
Здесь нужен был совет подруги. Аня написала в письме к одной девочке из другого города, с которой она переписывалась, вопрос: «Можно ли первой предложить дружбу мальчику?». Дождавшись ответа, Аня узнала, что в том городе, где живёт подруга по переписке, девочки не считают зазорным первой обратиться к мальчику с таким предложением. Вроде того, что мальчики пошли нерешительные, девочки берут решение таких вопросов в свои руки, и ничего в этом такого нет. Робость в Аниных метаниях постепенно сменяла уверенность.
Прочитав в романе Пушкина «Евгений Онегин» письмо Татьяны к Евгению Онегину, Аня поняла, что надо делать.
Вечером, дождавшись, когда старшая сестра Лариса уйдёт гулять с подружками, Аня села за письмо. Заглянувшей несколько раз в комнату маме сказала, что пишет сочинение, и мама не стала мешать дочери, оставив её в покое. Что-что, а сочинения Аня писать умела, поэтому написание письма её не слишком утомило.
С замиранием сердца Аня вывела: «Андрей! Ты, наверное, удивишься, получив это письмо. Мы видимся с тобой каждый день, но ещё ни разу даже не поговорили. Мне нужно тебе очень многое сказать…». Далее Аня описала, как ей понравился Андрей, сразу, как только она его увидела впервые, а он совсем не обращает на неё внимания. А ей очень хотелось бы стать для него лучшим другом, или подругой, и если он согласен на это, пусть подойдёт завтра к ней на перемене и скажет об этом. Она надеется на то, что её чувство будет взаимным.»
 Всего пару раз переписав письмо, Аня остановилась на окончательном варианте и осталась довольна им. Подписать письмо полным именем она всё же не решилась, поставив просто свои инициалы, думая, что Андрей, может, сам догадается, кто написал его. А если вдруг письмо попадёт случайно в другие руки, то пойди, докажи, что это именно Аня написала.
Аню охватило радостное возбуждение. Она представила, как подбросит письмо к нему в парту, как он найдёт его, как радостью осветится лицо Андрея:
он любим! На перемене немедленно Андрей найдёт Аню, подойдёт к ней и скажет САМ: «Давай дружить!».  Аня подаст ему свою руку и они под завистливые взгляды девчонок пойдут вместе по длинному коридору школы.
Заснула Аня в эту ночь почти счастливая, с ощущением радостных перемен.

Глава 3. Письмо.
На следующее утро, проснувшись и вспомнив о вчерашних планах, Аня ощутила лёгкое возбуждение. Душа замирала от мысли, как всё произойдёт. Было страшновато, и приходила мысль отменить авантюру. Но эту вредную мысль Аня поспешила отбросить, так как хотелось перемен в личной жизни, а жить так дальше, как она жила, Аня уже не хотела. В школе, увидев, как всегда, Андрея издалека, подумала: «Ну вот, сегодня он всё узнает и переменит к ней своё отношение. Вот тогда все девчонки удивятся!».
Едва дождавшись перемены, зашла в соседний класс, как бы невзначай, проведать подругу. До этой перемены все писали контрольную по математике, а теперь обсуждали её, не обращая внимания на Аню. Андрея в классе уже не было, он уже убежал курить с мальчишками. Покрутившись возле его парты, потихоньку положила внутрь сложенную вчетверо записку. Поболтав ещё немного с Маринкой, убежала в свой класс, чтобы ненароком не столкнуться с Андреем прямо в его классе.
На следующей перемене ничего не произошло, всё было по-прежнему. Но ещё через два урока к Ане подошла Маринка и спросила: «Это ты написала Андрею записку?».
В таких случаях говорят: «Земля ушла из-под ног». Именно такое чувство испытала Аня после Маринкиных слов.
В голове завертелись, сталкиваясь друг с другом вопросы: «Как, почему? Откуда она знает? Значит, все знают?».
Сделав спокойное лицо, равнодушно ответила:
- Какую записку?
- Андрею кто-то в парту подбросил, с объяснением в любви.
- Почему это ты решила, что я?
Маринка пристально посмотрела Ане в лицо, пожала плечами:
- Да почерк на твой похож, и подпись – А.Б., как у тебя.
Резко зазвенел звонок и Аня, не зная, что ответить, поспешила в свой класс.
На уроке Аня совершенно не слышала учителя. В голове вертелись и не находили ответа вопросы: «Почему он так поступил? Как он мог? Зачем?». И горькая мысль стучала в сердце: «Он ко мне равнодушен,…а я - дура».
Аня почувствовала себя одинокой и несчастной. Все чувства у неё обострились до предела. Казалось, что одноклассники смотрят только на неё, украдкой посмеиваются, перешёптываются, оглядываются и прыскают в кулак.
Как в тумане пролетели уроки. На переменах Аня не выходила из класса, чтобы не встречаться больше ни с кем. А одноклассники, напротив, все убегали, и как чувствовала Аня, бурно обсуждали происшедшее с другим классом.
Когда закончились уроки, Аня поспешила домой. Маринка догнала её, и хотя Аня не спрашивала, сама сказала, что Андрей случайно нашёл её письмо. Он сразу не понял, что это такое, и стал читать его вслух. Потом долго выяснял, кто писал. Как отреагировал класс, Маринка не сказала, а Аня побоялась спросить.
Аню очень мучила мысль, что она ошиблась в Андрее. Он вовсе и не думал подходить к Ане, и тем более, предлагать ей дружбу. Он просто посмеялся над ней, ославив Аню перед всеми классами и не испытывая при этом никаких угрызений совести.

Глава4. После предательства.
На следующее утро, проснувшись, Аня вспомнила всё, что произошло вчера, и её окатило волной стыда.
«Как после всего этого идти в школу? Что делать? Сказать маме, что заболела?»
Тут и мама не заставила себя ждать: «Анечка, вставай!» - заглянула она в комнату.
- Ой, мама, что-то мне плохо сегодня. Голова и горло болит».
Мама подошла, положила руку на лоб девочки, пожала плечами:
- Да вроде нет температуры. Да ты, наверное, в школу идти не хочешь! А может, у вас контрольная?
- Нет у нас никакой контрольной.
- Голос у тебя тоже нормальный. Знаешь что, давай-ка, не выдумывай никаких болезней, ведь конец учебного года, надо в школу ходить каждый день. Скоро будут каникулы, тогда уж и отдохнёшь!
Делать нечего, пришлось Ане подниматься с постели.
Как же страшно было в школу идти! Обидно было девушке, что она сама себе наделала неприятностей.
Маринка, как обычно, забежала за ней, и всю дорогу болтала о чём-то отвлечённом, а сама с хитрецой заглядывала Ане в глаза, будто надеясь увидеть там что-то интересное, тайное. Странно было ей, что вроде обычная подруга, не выделявшаяся ничем, выкинула такой финт!  Это надо же такое сотворить - объясниться мальчику в любви! Вот она, Маринка, так никогда не сделала бы. Ещё чего, девчонке самой признаться в таком! Нет, этого Маринка не понимала. Пусть мальчишка ходит и вздыхает, мучается, а она, Маринка, будет ходить, и посмеиваться над ним. А чтобы сама – да ни за что.
Как ни пыталась Маринка выпытать у Ани что-то вразумительное, но всё бесполезно. Аня молчала, погружённая в свои мысли, или ограничивалась односложными ответами «да», «нет», да и то всё невпопад. А Маринке очень хотелось узнать, как такое случилось, что Аня влюбилась в такого невзрачного мальчишку, как Андрей. Ну ничего интересного в нём она сама не находила! Откуда бы ей знать, что Аня вблизи-то его и не видела ни разу, а так только, на расстоянии. А Аня ведь сама хотя и худышка, но очень даже симпатичная, не то, что она, Маринка. Однажды в детстве, летним вечером, когда девчонки сидели вместе с девушками и парнями на скамейке у одного из домов, Маринка сама, своими ушами слышала, как один парень сказал об Ане, что когда она вырастет, то будет просто красавицей. Маринка тогда ещё очень Ане позавидовала, что о подруге так сказали, а не о ней. Маринкина внешность и впрямь подкачала – нос картошкой, глазки маленькие, а волосы, так просто без слёз не взглянешь, как говорится, очень уж жиденькие, не то, что Анина копна. Совсем не понимает этого Аня, влюбляется, в кого попало, страдает, да только не стоит этого объект её переживаний.
Напрасно ждала Аня, что Андрей подойдёт к ней и объяснится. Может быть, оправдает как-то свой поступок, что об Анином письме узнали все. Как был Андрей на расстоянии, так и не приблизился ни на шаг. Ходил героем по школе и посмеивался издалека при виде Ани.
На уроке литературы Нина Николаевна, как назло, задала классу учить письмо Татьяны к Евгению Онегину. Трудно давалось Ане чтение этого письма. Как она себя ругала! Хорошо, что в классе, наверное, все жалели Аню, и никто при ней ни словом не обмолвился о происшедшем, не посмеялся ей в глаза. Хотя могли, понимала Аня, зная нравы своих одноклассников, ой, как могли!

Глава 5. Прощай, школа!
Приближались летние каникулы. Аня уже решила для себя – после окончания девятого класса она уходит из школы. Слишком напряжённым был для неё последний учебный месяц. Трудно было сносить шепотки за спиной, насмешливые взгляды. Осталось совсем немного – сдать экзамены, и всё – прощай школа, безответная любовь. Хотелось забыть всё, как плохой сон. Вот взять, проснуться однажды утром, вспомнить всё, и с облегчением перевести дух – ведь это был всего лишь сон. Но нет, это не сон, это её глупые фантазии, и надо жить и мириться с тем, что мечты не всегда сбываются, а ещё хуже – трансформируются в уродливую форму разбившихся ожиданий.
Маринка тоже не собиралась оставаться в школе, а хотела поступать в педагогическое училище другого города. Она подбивала на это и Аню, а та не хотела сопротивляться. Уехать подальше и не видеть, не встречать никого из своей школы, чтобы ничто даже о ней не напоминало.
Казалось, что уже все и подзабыли о происшедшем. Аня стала по-прежнему общаться со всеми, делая вид, что ничего не произошло. Остальные тоже делали такой вид, хотя потихоньку насмешничали за Аниной спиной. Среди скучных школьных событий это было самым выдающимся, и никто не хотел так быстро забыть о нём.
Давно уже прошли «Евгения Онегина», да уже и всё прошли, осталось только повторение пройденного и подготовка к экзаменам. Аня понемногу приходила в себя в ожидании каникул, перемен к лучшему. Проходя на переменках мимо класса, где учился Андрей, не задерживала взгляд, и сердце не трепетало, как прежде. Но однажды, прибежав в свой класс на урок, весело плюхнулась за парту и вдруг увидела размашистую надпись через весь стол: «Ну что, Татьяна Ларина, не замечает тебя твой Евгений Онегин?».
Да, не забыли. И мало того - злорадствуют по этому поводу. Без труда Аня узнала почерк девочки из параллельного класса. Люда была самой красивой девочкой, и если бы уж она объяснилась бы кому-нибудь в любви, вряд ли ей отказали бы во взаимности.
«Ну что же, поделом тебе, урок будет на всю жизнь. Будешь знать, как с парнями себя вести» - подумала Аня. «Ну почему, почему я такая дура?».
Вскоре Аня узнала, что Андрей дружит с одной девочкой из его класса. Это девочка была ничем не лучше её, Ани. Девочка эта была очень смелая, она сама предложила дружбу Андрею, но сделала это не посредством письма, а ему лично. А мальчик почувствовал себя уже избалованным женским вниманием, эдаким сердцеедом. С той девочкой он недолго подружил, бросил её, видно, открыв счёт разбитых женских сердец.

Глава 6. Встреча через годы
Когда Аня стала взрослой, она часто вспоминала этот случай, приключившийся с ней, и удивлялась сама себе. А так, как Аня стала хорошим психологом, она себе так объяснила своё затмение разума: она росла почти без отца. Вернее, отец у неё был, но он редко находился дома, потому, что работал где-то очень далеко. А в редкие приезды домой отец не хотел общаться с детьми, ему надо было отдохнуть. Детей было трое, и они очень утомляли его своим шумом. Сколько помнила Аня, по приезде отца дети притихали и ходили на цыпочках: папа отдыхает. А ведь известно, что если девочка недополучила отцовского внимания и любви, она будет искать их на стороне и не факт, что найдёт то, что искала. Недолюбленные дети плохо разбираются в людях.
Однажды Аня встретила Андрея, когда ему было уже лет так за тридцать пять, впрочем, как и самой Ане. Аня уже стала успешной, уверенной в себе дамой, специалистом своего дела и мамой двоих детей. Несмотря на то, что и дети были уже не совсем детьми, а подростками, Аня выглядела не как мама им, а скорее, как старшая сестра. Стройная фигура в джинсах, укрощённая копна рыжих волос, уложенных в красивую причёску, уверенный взгляд, лёгкая походка. Аня выскочила из парикмахерской, свежая, красивая, и по пути к автомобильной стоянке её окликнул прохожий: «Девушка, не подскажете, который час?» Аня повернулась и увидела смутно знакомую фигуру. Открывая ключом дверцу, повернула голову, чтобы лучше разглядеть человека, кого-то явно напоминающего. Как вспышка молнии память озарило воспоминание о весеннем ярком дне. Она, стоящая у окна в школьном коридоре, и парень, стремительной походкой пробегающий мимо, косящий на неё насмешливый взгляд.
Но разве можно узнать теперь в нём того худощавого парня? Разве только та же сутуловатая осанка, тёмные волосы... А ростом стал будто поменьше, фигура мешковатая, да и одежда несвежая, мятая. А вот взгляд знакомый. Этот взгляд остановился на Ане, мужчина нахмурил лоб, припоминая. Но Аня уже садилась в машину, поворачивая ключ в замке зажигания, щёлкнув дверцей. Мужчина сделал шаг в сторону автомобиля, махнул свободной рукой. Но «Опель» уже плавно тронулся с места, оставив позади растерянного мужчину, быстро набирая скорость. С таким Андреем Ане не хотелось встречаться.
Через несколько лет Ане довелось встретить и красавицу Людмилу из параллельного класса. Но от былой красоты почти ничего не осталось. Ни изящной фигуры, ни сияющих глаз. Оплывшая женщина неопределённого возраста,  седые волосы, неопрятно одетая, не по погоде в лёгких шлёпанцах, шла нетвёрдою походкою, держа дымящуюся сигарету в откинутой руке. Аня не могла поверить своим глазам. Неужели Людмила стала выпивать? Пройдя вперёд, Аня оглянулась, узнавая и не узнавая её. Да, несомненно, это Люда. Но от былой красавицы и лидера класса ничего не осталось. Не по возрасту рано постаревшая кожа на лице, со следами частых возлияний. А ведь наверняка у неё и дети есть… «Да, что было и что осталось» - подумала Аня. Женщина совершенно не обращала внимания на Аню, видимо, не узнавая её. Общаться с ней совсем не хотелось, было только невыносимо обидно за тот урон, который Люда нанесла сама себе своим образом жизни.
«Почему люди так не любят себя? Зачем, судя других, позволяют себе многое?» - на эти вопросы Аня не находила ответа.
С годами она стремилась забыть о своём поступке, совершённом в далёкой юности. Вот только каждая встреча с одноклассниками невольно напоминала об этом, и Аня досадовала на себя за ошибку молодости, которая отравляла всю жизнь. Иногда она утешала себя, что поступок-то её говорит о том, что, как  личность она всё же неординарная, не такая, как все. По крайней мере, всегда будет, о чём вспомнить и предостеречь детей и внуков от необдуманных решений. И всё же… Нет в этом объяснении в любви ничего плохого, вот только человека для этого она выбрала недостойного. А может быть, он себя всю жизнь корит за своё поведение? Ане почему-то очень  хотелось в это верить…


Рецензии