Страх

Страх сопровождает  человека с  самого  рождения. Любой страх возникает от неведения. Первый крик – уже проявление страха перед вступлением в этот мир. Я пишу о самом первом крике, который скорее является физиологической реакцией организма новорожденного на прекращение поступления питательных веществ через пуповину, связывающую его с матерью, и о крике возникшем при первом ощущении  давления на внутренние органы, как боль, встречающая на пороге нового мира, ещё неведомого, но уже предъявляющего свои права.
  Второй страх – это боязнь одиночества, при первом осознании собственной беспомощности относительно той среды, в которой он не успел адаптироваться,  и каждый раз, осознавая это, он ищет и зовёт мать или отца, няню,существо, ощущаемое им, как опору своего существования. Здесь проявляется естественное стремление к покою, и неприятие страдания от беспокойства, по поводу страха утери необходимой помощи в физиологическом продолжении жизни, которое выражается в крике.
 Осваиваясь со своими органами чувств, такими как: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус, человек совершает первое познание мира. Его ум, постоянно обрабатывая эту информацию, начинает отождествлять себя с окружающим миром и осознавать свою физиологическую зависимость от благополучного соприкосновения с ним.
 В связи с этим возникают новые страхи, например -- страх боли, при первом знакомством с ней, как видом физического страдания.
Страх темноты. Этот страх появляется уже в новом сознании, основанном на изучении мира с помощью зрения. Страх темноты основан на познании опасностей, причиняющих боль
 Страх одиночества вытекающий из страха потери близких, является производной страха смерти,который появляется уже в осознанном  возрасте: пяти — семи лет. К ребёнку обычно  приходят вопросы о собственном происхождении на свет, на которые большинство родителей ответить не в состоянии.

  А дальше начинаются эмоциональные страхи: Страх перед гневом родителей занимает первое место в ряду эмоциональных страхов. Что несёт в себе этот страх? Глубинно он содержит в себе целый ряд страхов:страх по поводу переживания боли, как физической, так и эмоциональной; страх перед одиночеством, как неспособностью обеспечения собственной жизни;угрызения совести, как ощущения вины, совершённых поступков, осознанных ранее, им как не благовидных, и достойных порицания, несут в себе страх наказания. Страх перед гневом воспитателя или учителя вытекает из всего этого же.
  Далее -- страх перед   вступлением в самостоятельную жизнь.
  И как не странно, появление новых страхов в жизни человека сопровождается так называемыми переходными возрастами.
  А дальше, разве страхи уменьшаются? Они  становится всё больше и больше. Они всё те же, но уже выросшие и расширившиеся до небывалых размеров, атакуют, овладевают, зажимают в тиски, сковывают и останавливают развитие. По этому каждый шаг на пути к осознанию – это в  первую очередь осознание и избавление от одного из страхов. Перешагнул через страх – считай, что поднялся на одну ступеньку выше над жизнью этого мира!
Где у страха находится предел возможного? Как мы его оцениваем, когда он нас парализует? Когда  не  даёт  возможности вздохнуть полной грудью?
  Страх смерти, по сути, считается самым большим страхом любого живого существа, закреплённый инстинктом самосохранения, но по мере его осознавания, что как правило приходит на определённом этапе развития, приходишь к выводу, что порой страх перед жизнью оказывается сильнее страха смерти. Это не утверждение истины, так как в этом вопросе нет однозначного ответа, как нет безоговорочно верного утверждения в том, что сильнее -- Инь или Ян? Этот бесконечный танец двух противоположностей, пытающихся захватить приоритет и подчинить себе партнёра,длиться вечно и является самой основой бытия. Так и два страха: перед жизнью и перед смертью, постоянно соперничают между собой.
  Пребывая в переходном возрасте человек на ряду со  своими жизненными проблемами вступает в отношения со  своим страхом. Он часто подвергает свою жизнь опасности, лишь для того , что бы утвердиться в своих силах и правах на жизненное  пространство. И в  этот момент человек, как правило, не задумывается, о том, как его риски  отразятся на страхах его близких. Проверив это на  собственном опыте, могу сказать, что осознанность многих жизненных  моментов приходит по  мере постижения их со  стороны наблюдения, пройдя через них непосредственно, прочувствовав их каждой клеточкой своего тела, проанализировав и только затем получить определённый результат своих исследований.
  Приведу небольшой пример из  своей жизни. Однажды, знакомая мне рассказала, что видела моих детей висящими на какой то железке торчащей из последнего вагона электрички, когда та трогалась с  места, а они стоя непонятно на чём и держась непонятно за что катались таким образом от станции до  станции. Возраст их был в то время 13 и15 лет! Если бы я видела эту картину собственными глазами, со мной наверное случился бы разрыв сердца, по тому, как когда мне об этом рассказали, я была близка к  обмороку, представив себе, что могло случиться, сорвись они с этого поезда на ходу. Скорость электрички на этом перегоне равна примерно 100 км/час. Я готова была немедленно броситься на них с упрёками и нравоучениями, но их не оказалось дома и я, немного успокоившись, вдруг вспомнила свои похождения молодости, когда ходила по стенам недостроенного дома на плохо охраняемой стройке, лишь для того что бы посмотреть на мир  с высоты шестиэтажного дома. Если бы в тот момент мои родители увидели меня, беда обязательно бы случилась: либо со мной, либо с ними. А так же, я вдруг вспомнила слова своей мамы, когда она говорила : «Ты, поймёшь мои страхи,когда у тебя самой будут дети и будут такие же безбашенные, как и ты!» Но я, тогда, считала, что не буду так глупо вести себя по отношению к своим детям, и у них будет больше свободы ,чем у меня.  Мои дети оказались по круче меня, но память, вернувшая меня к здравому смыслу, немного остудила порывы моего негодования и я решила поговорить с ними несколько иначе. Я решила ,что смогу по хорошему объяснить, что таким способом ничего не доказать , кроме собственной глупости. Но подумав ещё немного, решила сделать вид, что ничего не произошло  и похоронить свои страхи в себе. Но не  тут то было ! Они возвращались ко мне вновь и вновь, когда я не обнаруживала их дома в те часы,  в которые они должны были там находиться. Картины рисовались самые ужасные, которые выбивали из равновесия и не давали спокойно заниматься своими делами. Это теперь хорошо, когда появились сотовые телефоны и можно в любой момент позвонить и узнать кто где находится, а тогда? Чем взрослее становились дети, тем более самостоятельными они себя чувствовали, а я всё более беспомощнее в попытке повлиять на их выходки. Наконец поняв, что сделать ничего нельзя, я стала искать выход в себе. Я  начала анализировать каждую ситуацию и возможный выход из неё. Я стала задумываться, как я могу повлиять на неизбежность тех событий, которые от меня уже никак не зависят. Сколько раз я пережила в  своём воображении их смерти и несчастные случаи, что будь все это на  самом деле, то детей у  меня должно было быть  целая армия! Все мои разговоры с ними за это время сводились к напоминанию им о моих  страхах за их жизнь  и судьбу. В результате они стали всячески избегать со  мной бесед, добавляя мне этим ещё большее беспокойство. Ведь мне казалось, что они недопонимают сказанных мной слов.
  Сначала, работая над своими страхами, я пыталась отвлечься чтением или каким нибудь увлекательным делом, но поняла, что мысли снова и снова возвращают меня к той же теме.
Однажды, когда старшему сыну было 16, он вернулся домой с прогулки, на которую только вышел, со словами: « Мам, вызывай скорую. Меня порезали.» Он сказал это так спокойно, что я сперва не поверила, но взглянув на его спину, где с левой стороны красовалось рваное отверстие, непонятной глубины, я бросилась к телефону. Дыхание его всё учащалось. С такой же скоростью увеличивался мой стресс. Не успев договорить по телефону адрес, я потеряла сознание, рухнув на пол возле телефонного аппарата. Не буду описывать всего, что в это время происходило с  моим сознанием, но пришла в себя  я довольно быстро и лишь тогда, смогла договорить. Мой страх мог стоить моему сыну жизни, ведь промедления в этой ситуации были опасны. Скорая приехала очень быстро и сын был спасён хирургами местной больницы. Но я, пока находилась всё время возле его постели, вдруг  обнаружила в себе странную мысль. Я боялась его скорого выздоровления, боялась,что ему уже не нужна будет моя помощь, что я  реже буду видеть его и очень редко, как это было и до этого разговаривать с ним на разные темы, что у него  опять начнётся его личная жизнь, в которую меня не пускали. Даже отсутствие для меня спального места в больнице, не расстраивало меня так, как это обстоятельство. Я готова была просидеть в кресле ещё много дней и ночей. Зато сын поправлялся  очень  быстро и на восьмые сутки, после операции, его выписали домой уже довольно в хорошем состоянии. Мне бы радоваться, но  депрессия  со старыми  страхами  стала возвращаться.
 И вот, постепенно, среди читаемых мной книг я стала находить очень даже мудрые: Мудрость Кришнамурти  вывела меня из настоящей депрессии, пришла осознанность, что всё что должно случиться, обязательно случится и с этим ничего нельзя поделать, как не старайся и как не переживай. Только уверенность в  неизбежности события, немного стала ставить на место моё неуравновешенное  состояние. И как ни странно, жить мне стало легче и проще, хотя дети продолжали выкидывать разные фокусы, я  реагировала уже лишь на реальные события, а не на выдуманные моим больным воображением.
 Затем я решила исследовать вопрос смерти. Почему она доставляет нам столько страхов и беспокойства? Для этого я скупала всю литературу, появлявшуюся на прилавках  книжных магазинов, которая хоть как то отображала эту тему. Поиски водили меня от одного мнения к другому, пока не сформировалось собственное представление, подтверждённое некоторыми практиками, о том что наша физическая форма вовсе не является единственным нашим проявлением в жизни, и что цепляние за  тело как раз и вводит нас в плен наших страхов, а также нашего эгоизма,видевшего лишь, себя и свои переживания.
   Осознанность перетекания жизни из одного состояния в другое ставило на свои места новые понятия, а пришедшие вместе с ними  знания, вносили в жизнь уравновешенность. Результат  не заставил себя долго ждать. Дети стали гораздо ближе и откровеннее, да и поступки их стали приобретать более взрослый характер. Может они с возрастом перебесились, а может, как раз моё спокойное отношение вызывало у  них больше доверия?
  Выходит , что СТРАХИ только мешают  жить  нам  и нашим близким. Так почему же с возрастом, вместо того , чтобы избавляться от них,  мы их всё больше раздуваем? А может быть кто то помогает нам раздувать наши страхи? СМИ,  предлагающие лишь новости  негативного характера, реклама сомнительных товаров и дорогостоящих медикаментов  сомнительного действия, а так же навязывание фильмов детективного характера, которые заполнили телевидение с утра до ночи. Хорошо бы научиться фильтровать  весь этот мусор, вываливающийся на наши головы. Возможно ли вообще избавиться от страхов? Попробуйте не включать телевизор, хотя бы неделю. Устройте себе отпуск от новостей.  Езжайте на природу, вслушайтесь в её звуки, вглядитесь в её  красоту. Она совсем не страшная! Она гораздо дружелюбнее к нам, чем  мы к  ней. Учитесь у неё, она преподносит потрясающие уроки мужества и доброты.
  Какова же природа самого страха? Она лежит в непроявленном сознании. По сути, страх возникает от неведения. А само неведение гораздо шире узнаваемого нами мира через органы чувств, опираясь на которые, и исчерпав их возможности, человек,начинает привязываться или избегать объекты своего исследования. Привязывается, как правило, к приятным ощущениям и избегает сомнительных или определённо доставляющих страдания. Это избегание и движемо страхом. Страх могущественен, как Бог, но он может быть и милостив к нам, тогда, когда наше самоотождествление с инстинктами нашего тела перерастёт в чистую форму осознанности. А это происходит постепенно, по мере внутренней работы с каждым страхом в отдельности.


Рецензии
Всё верно. Надо только учесть, что страх, как инстинкт самосохранения тела и психики, удерживает и ограждает нас от многих напастей. Страх - это реакция человека на опасность и организм мгновенно мобилизует все силы, и физические и духовные. Эмоция страха неконтролируема, а чувство, в которое перерастает эмоция - подконтрольна человеку. Если страх длится долго и человек не может совладать с эмоцией страха, то уже чувство страха может оказать пагубное влияние и на физическом здоровье и на психике, поскольку организм будет длительное время перенапряжён. Страх и стресс - родные братья. Они активизируют организм для действия, для одного из двух - бежать или драться. Когда человек мечется между выбором бежать или драться, а тем более, когда лишён выбора - то это действительно опасно. Пожалуй, есть три способа преодолеть страх.
1. верить в неизбежность судьбы
2. перешагнуть через страх, т.е. совершить действие в отношении того, чего боишься.
3. верить или знать о бессмертии своей души
Мне Ваши рассуждения понравились.

Артур Саканян   13.10.2011 19:19     Заявить о нарушении
Благодарю, Вас, Артур за такой развёрнутый отзыв.
Была на Вашей страничке Заинтересовалась Вашим романом. Пока скачала вторую главу, что бы прочесть в свободное время, так как Ваше резюме дало мне повод для этого интереса. Я тоже исследую и изучаю природу чувств и самого человека, правда в концепции Буддизма, но меня очень интересуют и продвижения других мировоззрений по этой теме.
Рада знакомству. Тигра.

Марина Тигра   13.10.2011 22:29   Заявить о нарушении
Я придерживаюсь природного мировоззрения, а ближе всего к природе - это буддизм. Думаю, Вам будет интересно и познавательно, а если найдёте какой-либо диссонанс, то убедительно прошу сообщить.
С теплом, Артур.

Артур Саканян   14.10.2011 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.