Гусь - хохол

                СЕРГЕЙ   КАРТУНОВ            

                ГУСЬ - ХОХОЛ
                ( БАЙКА  ВРЕМЁН СССР )





1. МАЛАЯ РОДИНА
    
        Жил – был гусь в Украине. Спокойно жил, размеренно. Пожрал, поспал, погулял, погоготал – вот и весь распорядок дня. Привык к этому гусь, о другом и не мечтал. Никто его никогда не обижал!
А тут повестку принесли из военкомата. Со двора в армию пора собираться. Срок подошёл Родине послужить. Позвали Миколу из дома.
Вышел Микола на крыльцо в трусах да в майке – призывник и  сын своих старых родителей, услышал новость, громко выматерился на весь белый свет,  погонял  во рту слюну и выплюнул её далеко на середину двора.  Сошёл со ступенек вниз – а там гусь - важный и оплёванный. Ходит и гагочет, как- будто насмехается. Ему –то в армию не идти!
И такое отчаяние во дворе с Миколой приключилось, такая ненависть на гуся  и Советскую Армию образовалась, что с криком:
- Бей врагов – спасай Россию! – подскочил он с тыла к гусю и саданул его ногой в кеде со всей солдатской ненавистью.
Так и разлетелись когда- то неразлучные друзья в разные стороны: гусь с криком от удара к старому сараю, а Микола с хохляцкими матюками -  в армию, ближе  к столице Азербайджана, в город Кировобад
А в те далёкие времена республики были братьями, жили в одной семье -  СССР, имели одну армию и сильно дружили.
Но мы знаем случаи, когда пусть даже в самой благополучной семье, если родственники очень выпьют, случаются конфликты и даже драки. Так и случилось между братьями - Азербайджаном и Арменией.  И стали они спорить друг с другом с оружием в руках за кусочек земли – Нагорного Карабаха.
А Микола, не имея даже смутного представления об этих дрязгах, по причине своего бычьего здоровья и славянской национальности,  был направлен большой Родиной на разборки – в горячую точку страны.


2. БОЛЬШАЯ РОДИНА

Так Микола попал в город Кировобад в Воздушно – Десантные войска.
А в скором времени родители Миколы получили от сыночка письмо,  где ярко в красках  он описывал все свои подвиги, которые ему ежедневно приходится совершать там  где трудно. И что совсем скоро, если он геройски не погибнет в боях за светлое будущее армянского и азербайджанского народов, командир роты вернее всего представит его, их сына, к какой – нибудь важной медали.
Получив в Украине такое геройское письмо, родители схватились за головы, побросали всё,  что можно и нельзя, словили гуся в качестве сувенира большому военному начальнику, прыгнули в поезд и помчались спасать от будущей смерти своего сына – героя.
Откуда было им знать, что десантные войска имели приказ не ввязываться в боевые действия, а осуществлять только миротворческие функции. И по этой причине рота,  в которой служил рядовой Микола, стояла в полевых лагерях, где проходила  двухмесячные   тактические занятия.
И вот из штаба полка в лагерь прибыл посыльный. Он сообщил:
- К рядовому Бублику прибыла родня: два Бублика – мама и папа.  Из самой Украины. И очень просят встречи с сыном. А пока передают командиру узелок.



3. ОТЦЫ - КОМАНДИРЫ

Посыльный отдал узелок дневальному и отбыл к месту постоянной дислокации части.
Дневальный по роте сказал: «Есть!», отдал посыльному честь, взял у него узелок, но отдавать узелок командиру роты поостерёгся. Командир крепко спал и если его разбудить – мог и накостылять.
А всё дело в том, что личный состав роты пол ночи «брал высоту»,  занятую условным противником. А под утро, когда «враг был разбит»,  личный состав убыл отдыхать в палатки, а офицеры роты «закрепились»  на «взятой» высоте и долго отмечали победу  коньяком с Кировобадского спиртзавода. Как они спустились вниз -  ни им , ни кому другому не известно. Но утром в лагерь вернулись. Без потерь. И все завалились спать.
Когда красное солнце легло на горизонт, офицерский состав встал. Каждый из своей кровати и кто как смог. Вид у них был обычный – как после боя.
Дневальный, обладатель «волшебного узелка», понял – час его пробил. А то, что узелок для офицеров окажется действительно волшебным –  солдат  нисколько не сомневался, ибо времени ознакомиться с его содержимым у него было предостаточно.
Дневальный, скорее по привычке, чем для порядка,  постучал по офицерской палатке (стука не получилось) и  вошёл в неё со словами:
- Можно?
В ответ услышал:
-Можно Машку за ляжку!
-Извините, товарищ капитан, разрешите обратиться?
Ротный недовольно пробурчал:
- Обращайтесь.
- Товарищ капитан, посыльный от Бублика передал Вам узелок, - дневальный решил сразу начать с хорошей новости.
Первые пять минут она ему  жизнь всё равно не спасала, ибо ротный никак не мог взять в толк,  почему солдат сошёл с ума. Он долго не мог ничего понять.
- Всё - таки ночью воевать тяжело, -  слушая бред солдата, размышлял командир роты.  Но когда дневальный передал ротному так называемый узелок, а на самом деле сумку – всё сразу благополучно разрешилось. Командир роты узелку обрадовался,  повеселел и объявил дневальному благодарность:
- Молодец боец! – сказал он и потерял к нему интерес. Занялся сумкой. Солдат этим воспользовался и благополучно, без травм, выскользнул из палатки.
К сумке тотчас подсели оба командира взводов и с нетерпением стали наблюдать за действиями ротного. Тот запустил руку в сумку и вытащил оттуда большую  нестандартную бутылку с мутноватой жидкостью. Ротный не без труда откупорил её и  сразу всё стало ясно. Как говорится и к гадалке ходить не надо – са – мо - гон!
- Дорога ложка к обеду! – удовлетворённо изрёк ротный. Офицеры заулыбались, понимая, что ротный сейчас всем пропишет самогонную пилюлю. И действительно «эхо ночной войны»  после сна отравляло жизнь всё больше и больше. Теперь стало понятно – спасение пришло с Украины.
Но товарищ капитан, вытянув из сумки бутылку, не остановился на пол пути,  и тот час же сунул руку обратно. Теперь он тащил из неё действительно узел. Вытащив, он положил его на стол и начал развязывать. И, когда он его развязал, на стол легла скатерть – самобранка. А уж она явила:  три неочищенных луковицы, три помидорки, три огурчика, порезанный кусок сала, ломтики хлеба, соль и даже три салфетки, ну а главное – три чистых маленьких гранёных стопарика.
Свидетели этого чудесного явления пришли в неописуемый восторг.
Командир взвода засмеялся  и сказал:
- Ну,  хохлы! Ну, молодцы!
Все рассмеялись.
После чего, командир роты сделал серьёзное лицо и встал за столом.
Когда он сказал:
- Товарищи офицеры! – встали, перестав смеяться, и оба командира взвода. Над столом повисла напряжённая тишина и все почувствовали ответственность момента.
-Товарищи офицеры! – торжественно произнёс  капитан, - Широка страна, а отступать некуда! Слушай мой  приказ – ни шагу назад!
- Есть! – ответили подчинённые и взяли под козырёк.
Опять же по команде все сели за стол и … больше не встали.
Никто не отступил! Да и не могли.
Ночь в офицерской палатке прошла «на  - ура!». А уже под утро ротный с  трудном выдавил из себя:
-Долг…Родине мы отдали!... Сдачи не надо!
И со словами:
- Не – дол – жны , - свалился в постель. Последним.
Утром, находясь не в ясном уме и не полном здравии, командир роты легко  нарушил приказ вышесидящего где-то  командования и со словами: «Офицерская честь превыше всего!» -  отпустил в увольнение к родителям рядового  Бублика.


4. ГУСЬ ПРОТИВ КАПИТАНА

Разговор, который состоялся в семье Бубликов к нам не дошёл. Известно одно – в подразделение младший Бублик вернулся с синяком под левым глазом.
- На войне как на войне, - резюмировал он сослуживцам.
В этот же день рота вернулась на «зимние квартиры» и командир роты, сделав необходимые распоряжения, пошёл домой.
; Путь в квартиру ему преградил мужик с гусём. Гуся он держал у себя под мышкой, а тот от неудобства молча дрыгал лапами.
Капитан удивлённо остановился перед мужиком. Тот стоял как вкопанный, уставился на офицера безумным взглядом, открыл рот и пыжился  что – то сказать. Но у него кроме слабого мычания ничего не получалось. Офицер  догадался,  что дорогу уступать ему не собираются.
Капитан мирно сказал:
- Разрешите пройти! – и попытался обойти возникшее на пути препятствие. Не получилось.
- Мужчина, вы что? Дайте пройти,  - уже требовательным тоном повторил ротный.
И вдруг,  продолжая мычать, мужчина выхватил  гуся из - под мышки и прислонил его к груди офицера. Гусь, как по команде, ухватил капитана клювам  за пуговицу кителя и сразу же получил удар по башке натренированной ладонью десантника. Пуговица упала на кафельный пол, командир роты отпрянул назад и больно ударился головой о стенку, а оглушённая птица начала гоготать на весь подъезд и пытаться вырваться  из  рук хозяина.
Капитан от боли и возмущения  взревел:
- Ты что, козёл?
И тут же всё понял – мужчина был точная большая копия рядового Бублика!
Усилия гуся оказались не напрасными, он освободил одно крыло и пытался им отомстить обидчику.
Ротный прикрыл лицо рукой и, теряя терпение, закричал:
-Убери, убери гада!
Прорвало и мужика:
- Возьми гуся! Возьми Гуся! – жалобно зачастил он, продолжая неловко тыкать Гусём в лицо капитана.
- Я сказал, убери! Убери  Гада!... Убью!…Убью я сказал! – кричал офицер и  одновременно прокладывал себе путь домой уже двумя руками.
Кого он хотел убить так и осталось не известно, потому что ему удалось  как – то вывернуться и оказаться у своей квартиры, которая,  впрочем, была уже открыта. На шум в подъезде из квартиры  давно выскочила жена.  Капитан прошмыгнул мимо неё в квартиру и уже оттуда ей крикнул:
- Закрой дверь! Закрой дверь, я сказал!
Жена в испуге подчинилась.
А в это время в подъезде уже открытыми были все двери соседей и они с удивлением  наблюдали дикую картину нападения птицы на человека. Они же и стали свидетелями  конфуза боевого офицера. Гусь, получив по голове, казалось, сошёл с ума и орал  как потерпевший.  «Сладкая парочка» пробкой вылетела на улицу и растворилась в темноте.
Ещё минут  двадцать большой Бублик  со своим  напарником  кружили  вокруг дома,  в котором спрятался  командир роты.  Бублик  быстро ходил, а ещё быстрее думал  - что делать? как быть? И,  в конце – концов, принял решение –  во что бы то ни стало отблагодарить гусём  товарища капитана за проявленную чуткость по отношению к его сыну, отпустив того в увольнение.
А между тем, гусь успокоился и как – будто бы забыл о недавно перенесённом потрясении и,  казалось,  с удовольствием гулял на руках хозяина перед сном.
Приняв твёрдое решение, Бублик  вернулся в дом и подошёл к двери квартиры офицера.  Он без труда услышал за дверью фразу, громко произнесённую женщиной:
- А вообще то, мяса у нас нет! …  Мог бы и взять!
Бублик  сразу всё понял. Эти слова придали решительность гостю с Украины и он смело нажал на кнопку  звонка. За дверью послышались шаркающие шаги  и дверь открылась. На пороге стоял всё тот же капитан, но уже  в майке и трусах. И когда благодарный отец постарался пропихнуть гуся в открытый проём двери, всё также повторяя просьбу с мольбой в голосе:
- Возьми гуся! ... Ну возьми гуся!
Офицер, ни слова не говоря,  ударил гуся в нос и захлопнул дверь.
На этом новая атака захлебнулась. Оборона выстояла. Гусь, получив второй удар в голову, да ещё по больному месту,  заорал с новой силой и нападавшие с гоготом и в панике, не дожидаясь выхода  соседей, исчезли из подъезда  в этот вечер навсегда.

5.  КТО   КУДА!

На следующий день на территории  военного гарнизона командир роты трижды  подвергался «нападению» инициативной группы: мужика с гусём,  и столько же  раз  успешно защищался.
А уже к вечеру друзья – офицеры, особенно те, кто уже находился под хмельком,  встречая капитана, весело к нему приставали:
- Товарищ капитан – возьми гуся!  … ну возьми гуся!
Капитан психовал.
Последней, как говорится, каплей стала  его встреча с замполитом полка:
Тот сказал:
-Товарищ капитан, приказываю -  взять гуся!
Хохол достал всех. Но гуся, кроме как своему благодетелю,  никому не предлагал и не отдавал, хотя охотников до подарка было немало.
Ротный гуся так и не взял, а  вскоре и старший Бублик перестал домогаться. Наверное,  прослышал,  что десантник пообещал головы  отбить обоим.
То ли от испуга,  то ли ещё по каким-то своим соображениям, но от хозяина гусь всё- таки  сбежал.
Поговаривали -  в район боевых действий.
Бублик не решился его там  преследовать и с женой благополучно вернулся домой.
Прошло время.
Как-то, кто-то, где-то обронил, что, мол, слышал, будто  бы на нейтральной полосе двух враждующих сторон однажды появился белый гусь.
Он важно, не спеша, шёл вдоль передовой и громко гоготал. Стрельба с обеих сторон тогда прекратилась. И в этот день больше не стреляли.!
Правда это или вымысел  - как узнаешь?
Только война скоро кончилась.
А о нашем гусе вспоминали разве только на офицерских фуршетах, когда какой - нибудь умник,  после приёма горячительных напитков, обращался к командиру уже батальона  и,  рискуя получить в лоб, говорил:
- Товарищ майор…слышь? ...возьми гуся! ... ну, возьми гуся!
Но майор людей не бил!
Они же ему пуговицы не отрывали!
 

 




               


      


Рецензии