Буква и иероглиф. 2 Способы письма и мышления

В предыдущей главе мы коснулись социальной стороны вопроса. Но есть и духовная  сторона, которая представляется наиболее важной.
Вспомним, как развивалось мышление на Западе. Известно, что оно пошло по аристотелевскому пути логического познания и достигло апогея в философии Гегеля. Определяя начала философии, Гегель призывал решительно порвать с ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ и основываться в процессе познания на ПОНЯТИЯХ. На практике  это означало, что мышление окончательно переставало быть символическим, т.е. непрерывным, а становилось максимально дискретным, когда каждое понятие отделено от другого четкими границами. Вся система знаний представляется суммой этих дискретных единиц. Выводы точных наук, в частности, механики Ньютона, казалось, подтверждали такой подход. Однако, можно ли четко определенными конечными понятиями описать явление, и дискретен ли сам процесс мышления? Сейчас можно с полной уверенностью отрицательно ответить на эти вопросы. Мало того, сознание не только непрерывно, но, по-видимому, трансперсонально. Мысль как бы заполняет собой пространство. Вернадский в этой связи говорит о ноосфере, В. Налимов -  о "континуальных потоках сознания", кибернетики - об едином информационном поле и т.д. Таким образом, между дискретностью языка и континуальностью мышления возникает конфликт, который углубляется по мере того, как непрерывное представление пытаются втиснуть в рамки понятий. Подлинное понимание смысла очень затрудняется, ведь мы пытаемся конечным понятием описать явление, которое в принципе бесконечно, хотя бы по своим свойствам. Такое насилие над явлением отнюдь не безобидно для нас, так как мы все больше отчуждаемся от явления, т.е. от мира реальности, и из этого отчуждения вытекают все наши дальнейшие проблемы.
Совершенно иначе ведет себя представление и его наилучшее выражение - иероглиф. Он изображает вещь, оставляя ей право быть самой собой.
Разумеется, со времен Гегеля ситуация в науке очень изменилась. Теперь стала ясна принципиальная невозможность как точных измерений, так и точных определений. И, как следствие этого, наука перешла на иероглифический язык. Формулы, матрицы, детерминанты, тензоры и т.п. - самые настоящие иероглифы, овладение которыми чрезвычайно сложно и доступно лишь небольшому числу людей. Кроме того, что очень важно, научные термины, по существу, приобрели символический характер. Например, каждому физику ясно, что электрон - неисчерпаемое понятие, и, хотя мы пишем слово "электрон" алфавитным способом, его понимание - вполне "иероглифическое", т.е. мы имеем не только понятие электрона, а представление о нем, которое шире понятия. Таким образом, европейская наука проделывает с мышлением нечто аналогичное тому, что делает иероглифика.
Однако, чтобы понять, как мыслит средний западный человек, интересно обратиться к  эксперименту, проведенному математиком и психологом В.Налимовым.  Из технической интеллигенции была отобрана группа людей, которой было предложено описать образы, возникающие при словах "свобода", "рабство", "достоинство" и др. По выходе из медитативного состояния они должны были описать свои представления. Были получены наборы образов-слов, которыми описывались предложенные понятия. Точнее, понятие выражалось через представление. Почти у всех испытуемых оказалось возможным выделить общие образы, которые, очевидно, строятся в соответствии с общим европейским архетипом (например, слово «свобода» вызывает образ бесконечного пространства неба или моря). Но что самое важное: семантическое поле этих слов-образов совершенно не пересекалось с теми словами, посредством которых эти понятия описывались в словарях, будь то толковые или специальные словари. Если вникнуть в этот факт, мы вынуждены констатировать очень тревожную картину: между подсознанием и сознанием технического интеллигента существует пропасть, что ставит под сомнение возможность его психического и физического благополучия.
Мне, к сожаленению, не известно, проводились ли аналогичные эксперименты среди китайской интеллигенции, но есть основания предполагать, что результаты, благодаря иероглифике, будут совершенно иными, потому что иероглиф есть синтез понятия и представления. Пользуясь иероглифом, китаец целостен как относительно своего сознательного и бессознательного, так и относительно явления и его представления посредством иероглифа. Последний описывает феномен, тогда как слова предписывают ему быть именно таким, а не иным, а подсознание, не желая с этим мириться ( так как оно одноприродно с миром явлений), создает свой собственный язык, который мы видим в наших снах и фантазиях. Подсознание "делает" это ради сохранения единства человека, а также человека и мира. Если же сознание игнорирует уроки подсознания, то человек раздваивается, и в предельном случае получает шизофрению, с ее логикой, подозрительно похожей на логику компьютера. Неудивительно, что появилась новая болезнь - компьютерная шизофрения. Человек, заимствуя логику машины, у которой, как известно, нет подсознания, сам уподобляется машине, но только в своем сознании, а подсознание начинает жить и действовать автономно.


Рецензии
"символическим, т.е. непрерывным"

если символ это знак, то знак разве не дискретен?
"представление... ,... шире понятия"

" иероглиф есть синтез понятия и представления"

вначале надо дать определения этим терминам

P.S.
Всё это хорошо, и в части привлечения понятия "информационное поле" тоже. Только речь здесь идёт об одной из функций языка, а именно: о коммуникативной функции. А уже открыта другая его функция - кибернетическая, управляющая. Как в этом случае быть?

Валерий Ланин   06.11.2011 00:32     Заявить о нарушении
Символ НЕ знак, он отражает смысл, а не конкретное значение, в отличие от аллегории. Поэтому символ континуален и можно говорить о поле значений (то, что названо в тексте широтой). Об этом очень вразумительно пишет Юнг, связывающий утрату символического мышления (которая, в свою очередь, связывается им с утратой религиозности), со многими проблемами европейского способа мышления (шиза, в частности).
Понятие и представление взяты в понимании Гегеля. Он говорит (в Энциклопедии философских наук), что начальным этапом "правильного" (научного)мышления является отказ от представлений и переход к понятиям, каковые им четко определяются (отсюда и пошло развитие строго научного мышления (несимволического), но, увы, шиза тоже пошла отсюда.
Не поняла, чем мешают друг другу коммуникативная функция языка и кибернетическая. По-моему, они связаны и дополняют друг друга. Даже совсем по-маккиавеллевски спрошу: зачем коммуницировать, если нет надежды при этом управлять:))?

Нина Изюмова   06.11.2011 14:11   Заявить о нарушении
Вопрос совсем не по-маккиавеллевски, а просто по-детски мудр. Творец неба и земли не очень часто с нами коммуницирует, но ни на секунду не перестаёт управлять. Собственно, Им так всё устроено, что как бы всё само-собой движется. Всё у всех написано на роду. И не очень сложно прочитать, что именно написано. Просто при чтении надо учитывать ещё и обратную перспективу. Ведь она не только в иконописи существует, но и в языке. Язык - это тоже икона (икона смысла). И даже более икона, ведь в начале было слово.
Юнг и Гегель - это тоже слова)))

P.S.
Остаюсь при своём мнении: символ это знак. Могу лишь дополнить, что это "знак свыше".

Валерий Ланин   07.11.2011 06:05   Заявить о нарушении
Ну если знак свыше, тогда да:)

Нина Изюмова   07.11.2011 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.