IV. Непринятая жертва. Глава 1. Зимний путь

    ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЛНЦА.
   
    ЧАСТЬ IV. НЕПРИНЯТАЯ ЖЕРТВА.

    ГЛАВА 1. ЗИМНИЙ ПУТЬ.

   Мы спешили. Видит Эя, как мы спешили! Но всё равно не успели войти в почти не замерзающий Влот до тех пор, пока не покрылись льдом северные реки.
   Я помню спешку, вечно наполненный ледяным ветром парус и вечный холод. Мерзко было в отсыревшем челноке, где от прикосновения кусачей и жгучей зимней воды защищал лишь дощатый настил и обшивка. Мы питались всухомятку, спали, дрожа от холода. Мне редко удавалось посетить какой-нибудь центр цивилизации – меня, анчу, путешествующего по воде, могли опознать. Петрика тоже могли, конечно. Я посоветовал ему не надевать шапку: заклинание от кудрявости действовало замечательно. В таком мохнатом виде Чудилка был не просто неузнаваем, но даже пугающ. Лично я каждый раз вздрагивал, когда видел его без шапки. Подозреваю, что это заклинание было придумано специально, чтобы научить подростков обращаться с магией осторожно. Я тоже решил поучить немного Петрика и контрзаклинание произнёс примерно через неделю, когда он спал. Только после того, как он объявил о намерении побриться налысо.
    - О! – воскликнул мой дружок поутру, проведя по волосам ладонью и ощутив привычную лёгкую волнистость. – Оказывается, через неделю само проходит, если к парикмахеру собрался.
   Петрик, которого терзала совесть из–за того, что он может погреться в трактире, приносил мне горячий обед, кипяток и чего покрепче. Иначе было невозможно. В больших городах, где много народа и легко затеряться, мы останавливались в гостиницах, чтобы отогреться в течение суток, и нам было не до достопримечательностей. Сидели у печки. Чудила считал себя виноватым из–за того, что вытащил меня в этот холод. Он говорил, что я плохо выгляжу, и боялся, что я заболею. При этом здорово кашлял он, а не я. Я только чихал. Ночью невозможно было спать – и я приволок Чудилу к врачу и заставил его несколько дней побыть в тепле и вылечиться, наконец.
    - Наконец ТЫ вылечишься и перестанешь действовать на нервы, - сказал мне Чудилка. – Хорошо, что я ТЕБЯ к врачу отвёл.
    Мне было смешно. Петрик решил испытать на себе те самые заговоры из книжки и заставлял меня читать их на ночь, как сказки. Ну, я читал – читал… Не знаю, что помогло больше – нормальные лекарства или древняя анчутская медицина. К ней ли, к другой какой, у меня всё равно нет способностей. Представьте, согласно ей, мне пришлось шёпотом заговаривать травяные настои и куриным пёрышком рисовать дурацкие загогульки у Петрика на ладонях и пятках под его хихиканье. Спрашивается: как ему удаётся уговаривать меня на всякие безумства? Скучно ему, что ли? Развлекается так? Я сам потом несколько дней не мог избавиться от загогулек, которые Чудилище ночью втихаря начертил на моих ладонях в целях тренировки. Я когда-нибудь с ума с ним сойду!
    И не безумие ли то, что мы проделываем сейчас обратный путь вопреки всем приказам и здравому смыслу? Не зная даже, что будем делать, дожидаясь катаклизма или стараясь его предотвратить. Где будем прятаться в его ожидании, ведь вся, просто вся Някка знает нас в лицо? Или следует идти прямо во дворец, где Чудилка стукнет кулаком по столу и добьется своего?
   - Будем сперва жить инкогнито на конспиративной квартире и действовать исподволь, - сказал Петрик из тайной полиции.
   Ну, всё верно. Государи не очень одобряют его упорство, и стучать кулаком, я думаю, бесполезно.
   Вот мы снова в пути, и снова дни и ночи сливаются для меня в ощущение бесконечного холода. Он отодвигал на второй план даже горечь от разлуки с Рики и Натой и тревогу за них. И мысль о том, что скажут мама и папа, увидев меня на пороге. Сколько нам ждать в Някке того, что должно случиться? Или другой вопрос: как бы не опоздать? Нужны были новости – и мы их узнали. В столице волнения всвязи с ожиданием весенних реформ. Корки разбушевались. Интересно, к кому они цепляются, когда там нет меня?
   - А непосредственно к королю, - объяснил Петрик, постукивая зубами.
   - Здорово. Значит, в другое время я – его заместитель.
   Чудилушка повадился из каждого населённого пункта притаскивать пучки и стопки газет и объяснять мне, что ведь нарочно заранее объявлено о будущих реформах. Вроде бы для того, чтобы Корки и подобные им приняли меры: улучшили положение рабочих на своих предприятиях, перестали сливать отходы производства в речки Ерет и Таук и озаботились очистными сооружениями и нормальной канализацией. Чтобы как можно меньшее количество карательных мер обрушилось на головы этих убийц окружающей среды, чтобы не было у них больших внезапных убытков и трат, чтобы их недовольство было как можно меньшим. Времени для исправления ещё очень много. Так задумано. Но Корки, говорил Петрик, пойдут, конечно, по единственно знакомому им пути: по пути смут и переворота.
    - Чудилушка, - говорил я, кутаясь во что-то меховое и отсыревшее, - ну к чему эти смуты? Реформы-то уж очень хороши, полезны и справедливы.
    - А то ты не знаешь Корков! Плевать им на всё, если речь о прибыли идёт. Всё то, что от них требуется, денег стоит. Опять же – ну как не пойти против Охти? Вроде, момент подходящий.
    Я знал, конечно.
    Только не понятно было, как Петрик собирался всё это предотвратить.
   - Поверь мне, - просил он, - я знаю, как. Я сумею. Если я попаду в Някку, не будет смут. Послушай, Анчутка, и поверь. Это я начал разговоры о техническом прогрессе и о том, как некоторые его достижения сказываются на природе. Я ещё в школу не ходил, когда начал интересоваться этим вопросом, ты же знаешь. Ты же помнишь – мы вместе читали книгу о том, как люди, изобретательные, но жадные люди, почти уничтожили планету Земля. Хорошо, что опомнились, и теперь…
    -Я помню.
    - И многие были согласны со мной, Анчутка. Не только ты и Лёка.
    - Я знаю.
    - Многие влиятельные лица. Многие учёные из тех, с которыми я знаком. Не делай такие глаза – я действительно знаком со многими. Не только с теми, с которыми ты тоже знаком. Я проводил с ними разные исследования. Ты знаешь, потому что мне помогал. Я говорил с королём и королевой. Говорил с Далимом и его родителями. Говорил и с другими правителями и их детьми, моими ровесниками. Вот только не надо спрашивать, мол, по какому праву. Ты и так знаешь, по какому. Кое-кто сказал: «Петрик молодой и взбалмошный. Сколько лет Петрику? Он ещё в том возрасте, когда мир делят на чёрное и белое, и не видят оттенков. Технический прогресс не всегда зло». А другие сказали – и их было больше, Миче, их было больше! – что я рано повзрослел под грузом наших семейных проблем. Бесполезно спрашивать, каких, просто поверь, что больших. Многие люди сказали, что я прав. Что если так дальше пойдёт, Някка может попрощаться со своим необыкновенным климатом, с чистым морем и реками. Реки обмелеют и погибнут, воздух больше не будет целебным. Мы будем бояться есть плоды, выращенные в садах…
   - Да, это так!
   - Я сказал, что не считаю технический прогресс злом, но считаю, что идти он должен по другому пути. Наш дом, наша прекрасная Винэя, не должна превратиться в свалку из его отходов. Технический прогресс, Миче, должен быть вежливым гостем, а не безрассудным завоевателем. И ты увидишь, Миче, до чего мы додумались, как мы собираемся защитить наш дом. Я говорил тебе, что смог бы предотвратить смуту и переворот – и поверь мне, смог бы, будь я в Някке. Я просил, не объявлять реформы без меня и дать мне некоторые полномочия – я организовал бы инспекцию по особо ужасающим предприятиям, нашёл бы тех, кто достучится до управляющих и рабочих… Поверь мне, Миче, я давно это обдумывал, я уже начал действовать, я знаю, что надо делать…
   - А король и королева, и другие государи, и их дети – твои ровесники, они, значит, не знают? Они наверняка всё это сделали.
   - Нет! То есть да! Сделали, конечно. Или сделают. Попытаются. Но Миче, посмотри на меня: мы с тобой сто лет знакомы. Посмотри и скажи: кто-нибудь справится с этим лучше меня?
   Я посмотрел.
   Я давно знаю, что мой Петрик найдёт общий язык с кем угодно, убедит, уговорит кого надо быстрее и лучше других. Он везде свой: среди рыбаков и мелких ремесленников Пониже, среди хозяек Серёдки, среди моряков, среди мальчишек, бегающих повсюду, среди влиятельных даже людей. Потому что он очень хорошо относится к людям и ему платят тем же – ведь это чувствуется. Его биография, как вы знаете, гораздо богаче моей, и значит, он опытней и мудрее, хоть и ведёт себя, как школьник. И ещё Петрик знает все эти свои достоинства и умеет ими пользоваться. Поэтому я пребываю в недоумении: отчего наша Чикикука прицепилась ко мне? Я бы понял, если бы она испытывала такую великую сестринскую любовь не ко мне, а именно к Чудилке. Помнится, в пору нашего противостояния с детьми Кырла Корка, я замечал, что даже Кохи признавал авторитет Петрика и относился к нему с уважением, хоть Петрик дружен с анчу, и при этом на год младше.
    Никто не справится лучше. Я так и сказал. И ещё сказал, что несмотря на то, что Чудилка такой весь из себя замечательный, старшее поколение Корков и прочих несознательных промышленников просто убило бы его в тихом уголке, сунься он со своей инспекцией. Для них нет ничего святого и никаких авторитетов, кроме злыдня и жмота Кар-Кара.
   - Хочешь сказать, пусть убьют других? – подскочил Чудила. Челнок опасно качнулся.
    Ну что с ним делать?!
    Он уходил за провизией в недра какой-нибудь деревеньки, и каждый раз наказывал мне:
    - Миче, поточи и почисти саблю. Осмотри клинок. Не дай-то Эя, разбойники нападут.
    Я клялся, что обязательно, но даже не разворачивал тряпочку, в которую обернул от разбойничьих глаз рукоять своей сабли, подарка Далима. Я хранил саблю на голубятне, поэтому она уцелела во время нападения и путешествовала со мной. Рукоять я обернул ещё раньше, как только к нам присоединились пиратцы – мало ли что. Драгоценные камни всё-таки. Глядя на меня, Рики обернул тряпочкой и рукоять собственной деревянной сабли, так здорово похожей на мою. Рики хотел потренироваться в заклинании: при попытке развернуть тряпочку, посторонний человек получит по рукам. Ему придётся плоховато, даже если он просто потрогает ножны. Мой Рики молодец, освоил заклинание. А я считал, что если нападут разбойники, то такой защиты, наложенной на дорогое оружие, вполне достаточно – зачем ещё точить? Это что, спасёт саблю от похитителей?
    В общем, пока Петрика не было, я занимался более интересными делами: грелся у костра, сушил вещи, строгал амулеты и гадал рыбакам и влюблённым, попадающимся в кустах на берегу. Если никого не попадалось, я делал упражнения – необходимо тренироваться, если хочешь не околеть от холода, сохранить форму и не потерять навык в той борьбе, что я перенял от Петрика. Если было относительно тепло и нападало вдохновение, я, отогревшись и ожив, доставал Петрикову скрипку, не забывая каждый раз проверять, как действует заклинание от излишней влажности. Эту скрипку, замечательную и очень дорогую, подарил Петрику мой папа, когда моему дружку исполнилось двенадцать лет. Я играл о любви, о перелётных птицах и пёстрых листьях, о шуме великой Някки, о детских играх и взрослых танцах. И порой ко мне сбегались дети, болтающиеся без присмотра в окрестностях деревень. Я играл им, рассказывал древние истории, выцарапанные нашей экспедицией из тьмы веков, и пиратско - таможенные байки. Особенно детям почему-то нравились рассказы о Телепателе, спасшем птичку, хоть он и остался при этом без подштанников. Тут прибегал Петрик с большой корзинкой и газетами и орал издалека, вызывая восторг малышей:
    - Миче на лодочке стих сочинял.
      С лодочки Миче в речку упал.
      Радостно булькнув среди тишины…
     - С Петрика щука стащила штаны, - заканчивал я под хохот ребятишек, только что выслушавших рассказ про птичку. А кто-нибудь обязательно спрашивал:
    - Это кто? Телепатель?
    - Да!!!
    - Нет! Сам такой!
    Петрик ругал меня за излишнюю общительность и говорил что-то о конспирации, но таким уж я уродился: не люблю одиночества. Просто, может быть, потому, что не привык к нему. И если я вижу рыдающего на берегу человека, доведённого до предела злой свекровью, я просто обязан погадать, обнадёжить и дать амулетик на спокойную жизнь. И я очень тосковал по Рики и Лале и по Терезкиному, ещё не родившемуся малышу. Я как-то сроднился с мыслью, что он уже есть у нас. Поэтому, если на звук скрипки сбегаются дети, как же мне не повеселить их?
    Я мечтал о Нате, мечтал о нашей с ней спокойной и тихой жизни в моём новом доме. Как мы с ней вместе устроим наше хозяйство, украсим наши комнаты, что посадим в нашем саду, как будем ждать нашего собственного малыша… Я говорил с ней мысленно, хоть она оставалась всё дальше. Я писал ей письма, но передавать приходилось с оказией. Почтой мы с Петриком долго не пользовались, опасаясь, что письма перехватят, а нас найдут по штемпелю.
    Если бы не холод и не тревога, я получал бы истинное удовольствие от такого путешествия. Мне совершенно не было скучно. Да и никогда не бывает.
   Сначала на воде была мерзкая каша из снега, потом – тонкая корочка льда у берегов. Тут, сильно запоздав, ударили морозы – и всё. Мы с Чудилкой продали лодку и купили сани и двух молодых мохнатых лошадок, выносливых при долгом беге. Глядя на карту, мы жмурились на расстояние, огромное даже на бумаге. В тоске разглядывали ниточки рек, которые нам предстояло пересечь, возвышенности, которые  следовало  обогнуть,  города, обозначенные  точками,  и леса, даже в масштабе кажущиеся пугающе огромными.
   - Мама моя! – вздохнул я. – Поехали, Чудилка, лучше уже ехать, чем на это смотреть.
   В санях неожиданно оказалось теплее, удобнее и веселее. Мы даже пели песни, а иногда бежали рядом и кидали друг в друга снегом. И тут я понял, что снег – это здорово! Особенно, когда он на солнце искрится, когда пухлым инеем покрыты тонкие ветки, а в городках детский визг и радость от такой красоты, и вкусный запах дыма, и тепло хлеба, что только что из печки… Отклонившись на запад от маршрута «Комарика», мы стали останавливаться в домах и на постоялых дворах.
   Мы вновь занялись торговлей, не опасаясь, что нас узнают в городах не нашей страны, в городах, далеких от судоходных рек. Было весело прикатить на базар на лошадках, украшенных лентами и бубенчиками, и громко предлагать свой товар: серебро, бусы, всякие украшения, платки, тёплые вязаные шали, красиво вышитые жилеты, меховые модные шапочки, рукавицы с узорами и мои амулеты. Всё радостное, яркое, привлекательное до невозможности – да, мы с Петриком умеем выбирать и предлагать товар!  Это немного задерживало, но деньги были нужны. Мы здорово поиздержались на реке. И мы помнили о том, что мы члены этнографической экспедиции, поэтому покупали, и выменивали, и просто разыскивали то, что положено. Записывали для Хрота дорожные рассказы, страшилки ямщиков и их песни, и легенды, сохранившиеся в этих местах. Теперь мы могли спать в тепле, а не дежурить по полночи у руля лодки, клацая от холода зубами и чувствуя, как сырость лезет к тебе за шиворот. Можно было бы сказать, что это тоже задерживает, но зато днём мы быстро двигались вперед, не рискуя быть съеденными волками, и не тратили по нескольку суток, чтобы отогреться и подлечиться. Порой на постоялом дворе подбиралась веселая компания, порой мы устраивали с кем–нибудь гонки. И этот запах снега и сена, и мороз, пронизанный солнцем, и леса, утопленные в сугробах, скорость и радостное возбуждение мне не забыть никогда.
   - Как там наши? – вдруг спрашивал один из нас.
   - Думаю, что нормально, - отвечал другой.
   - Успеем ли?
   - До конца весны? Конечно.
   К чему успеем? Великая Эя! Что мы творим?

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/07/15/691


 Иллюстрация этой главы: погибшая река Яуза. Говорят, что ей уже не возродиться.

 


Рецензии
Браво, Ирина!
С нетерпением жду следующей части.
Любви и радости.
С теплом,
Илана

Илана Арад   28.06.2010 06:33     Заявить о нарушении
Спасибо, герой - читатель:) Считай, почти дождалась.

Ирина Фургал   11.07.2010 17:30   Заявить о нарушении