Месть чудака

Мировой Экономический Кризис продолжает разворачиваться перед нашими глазами. Несмотря на уверения "экспертов" и политиков, он далёк от завершения. С моей точки зрения он ещё не достиг и половины своей мощи. В своих предыдущих переводах я касался темы причин возникновения этого кризиса. Наиболее глубокой статьёй в этом отношении я считаю "Деньги и кризис цивилизации".

Приведённый ниже перевод является частным объяснением произошедшего. В какой то момент бизнес потерял связь с реальностью и произошло это за счёт делегирования здравого смысла рейтинговым агентствам и математикам. Нижепереведённая статья была первоначально опубликована в Ньюсуик и даёт исторический экскурс в вопросе о том, как математики получили такое влияние на Уолл стрит и как они повлияли на состояние сегодняшних дел.

Оригинал здесь:

http://www.newsweek.com/2009/05/28/revenge-of-the-nerd.html


Месть чудака.

Мэфью Филипс.

"Пол Уилмотт спасёт душу Уолл Стрит - медленно но верно"

Давайте представим себе инженера авиационной промышленности, который создаёт новый лайнер основанный на передовых технологиях. Для того чтобы этот лайнер летал, он должен отвечать всем законам физики и математики, основываться на аэродинамических уравнениях созданных учёными за 150 лет аэронавтичской науки, включая второй закон Ньютона: Сила равна произведению Массы на Ускорение. Проблема в том, что элегантный дизайн аэроплана разрабатываемый инженером не вписывается в эти уравнения. Он черезчур тяжёл и его силовая установка недостаточно мощна.

Но вместо того чтобы изменить дизайн самолёта так, чтобы он отвечал требованиям уравнений, инженер решил переписать уравнения, чтобы они соответствовали дизайну создваемого им лайнера. Самолёт выглядит хорошо и, во всяком случае на бумаге,  он должен летать. Инженер получает заработную плату, самолёт строится и вскоре тысячи подобных ему выходят на трассы и возят пассажиров. Какое то время они будут летать, но в конце концов по причине несоответствия фундаментальным законам науки они начнут падать и разбиваться.

Описанный выше пример показывает состояние квантитативных финансов (quantitative finance) на сегодняшний день. Сложные деривативы, такие как например СиДиО (collateralized debt obligations, CDO) - как и самолёты в описанном примере лежат и коптят на балансовых счетах банков. В финансовом мире место инженеров занимают так называемые кванты (quant - видимо сокращённое от квантитативный, прим переводчика). Это люди, обычно с докторской степенью, которые рвутся стаями на Уолл Стрит и за последние несколько десятилетий стали здесь своими людьми. Они используют математические модели для создания новых инвестиционных продуктов. Это как раз те люди, о которых Уоррен Баффет сказал: "Бойтесь чудаков формулы приносящих" (Очевидное толкование старого изречения "Бойтесь данайцев дары приносящих - прим переводчика) в своём письме к пайщикам в 2009м году. Мы не можем возложить на квантов ВСЮ вину за бушующий кризис, они должны разделить её с регулирующими организациями, руководителями большИх компаний и инвесторами, покупавшими деривативы созданные квантами.

В то же время нельзя не отметить, что инженер, создавший описанный нами выше самолёт пошёл бы под суд и закончил свою жизнь в тюрьме, математики с Уолл Стрит, по большей части даже не потеряли свою работу.  Как ни странно сейчал банки нуждаются в них даже больше чем ранее. Если кто и сможет приделать правильный ценник на токсичные активы банков - так это они. Квантитативные финансы не исчезнут, но они отчаянно нуждаются в реформе. И один человек - сам по себе являющийся чудаком от математики - думает что он знает как это сделать.

Пол Уилмотт, математик со степенью от Оксфорда, и сегодня, с оговорками, наиболее влиятельная личность в мире математиков, работающих сфере финансов. Газета Файненшел Таймс называет его "культовым лектором в вопросах деривативов". Нассим Талеб, математик и автор бестселлера "Чёрный Лебедь" ( Black Swan ) также величает его самым умным квантом в мире. "Он (Уилмотт) пожалуй является единственным человеком в мире, кто понимает что происходит с деривативами... единственный квант, кто использует свою голову по назначению и при этом сохранил этические нормы" - говорит Талеб. Уилмотт - альфа мозг в мире финансов. Его учебники продаются за сотни долларов. Подписка на журнал "Уилмотт" который выходит раз в два месяца, стоит 695 долларов в год. Его веб сай Wilmott.com является нервным центром общения квантов, где зарегистрировано 65000 пользователей, и где можно встретить чат, где посетители всерьёз обсуждают темы типа "geodesic stochastic manifolds and swaption vol arbitrage"

В последнее десятилетие, и особенно с момента начала текущего кризиса, Уилмотт создал группу лояльных последователей, ищущих истину. Он даёт разочаровавшимся в теории людям своё видение ситуации. Уилмотт особенно критичен по отношению к тем математикам, которые верят что математика, как наука, может предсказать поведение людей, которое и определяет основу финансовых операций. "Это абсолютный абсурд" говорит он.

Для того, чтобы исправить ситуацию он начал курсы, по окончании которых специалист получает Сертификат в вопросах Квантитативных Финансов или СКФ (Certificate in QUantitative Finance or CQF). Таковой сертификат является золотым стандартом империи Уилмотта, снадобьем, с помощью которого, он надеется, кванты спасутся от самих себя и предотвратят катастрофу в будущем.

По сути своей, курсы являются реабилитационной программой, как клиника для алкоголиков или наркоманов, длятся 6 месяцев и стоят 18000 (восемнадцать тысяч) долларов. Главная задача курсов - помочь квантам избавиться от академического, абстракного подхода к финансам, и заменить его более практичным подходом, используемым на Уолл Стрит. "Что нужно банкам, так это квант, который в состоянии перевести теоретическую математику и выдать им информацию о том, как эту математику применить на практике" - говорит Уилмотт "Поскольку какая например Американцу польза в переводчике с Индийского на Китайский, кто не может говорить по Английски. Пусть остаётся в Китае, или Индии"

Со времён, когда Эд Торп ( Ed Thorp ) первый настоящий квант покинул свою преподавательскую работу в Университете Калифорнии (Ирвинг) и основал хедж фонд в 1970х, математики и учёные из академий и универитетов всё чаще пытаются найти себя в сфере финансов. Эта тенденция проявилась особенно ярко, когда Рoберт Мертон и Майрон Шолз, соответственно выпускники школ экономики Мичиганского Института Технологии и Чикагского Университета, а также Фишер Блэк, выпускник Гарварда, разработали уравнение Блэк-Шолз ( Black-Scholes ) для оценки опционов, за что, в конце концов получили Нобелевскую Премию.

За последние 20 лет, квантитативные методы понемногу проникли в работу коммерческих и инвестиционных банков, и создали нишу для математиков-финансистов. С середины 1990х годов, десятки программ в вопросах финансового инжиниринга были открыты в ведущих университетов США. (Включая лучшие из них в Карнеги Меллон, Колумбии, Стэнфорде и Принстоне). Именно выпускники этих программ являются кандидатами на получение Сертификатов Уилмотта. "Я создаю новую армию квантов" - говорит он.

На сегодняшний день в рядах этой армии состоит 1273 "солдата", именно столько человек успешно закончило программу с 2003 года. Уилмотт осознаёт что его армия мала относительно количества остальных специалистов в сфере финансов, но его трудно разочаровать: - "Вы смотрели фильм Зулу?" - спрашивает он, имея в виду фильм с Майклом Кейном выпуска 1964 года о батальоне британских солдат сражающихся с 4000 африканскими воинами в 1879 году. Британцы победили, в основном по причине лучшего военного обучения и лучшего оружия.... именно это и получают выпускники Уилмотта.

Уилмотт преподаёт в Лондонском Финансовом округе с группой своих друзей, большинство из которых работает в сфере финансов. Эти преподаватели совершенно не похожи на типичного профессора математики или финансов. Среди них, например, есть Эспен Хог (Espen Haug) бывший трейдер Джей Пи Морган, выглядящий как помесь Джеймса Бонда и Арнольда Шварценеггера, нередко дающий свои лекции во фраке и солнцезащитных очках.

Типичная лекция Уилмотта может быть описана примерно так. Он стоит на подиуме, читая лекцию примерно 30 студентам, большинство которых пришло в аудиторию после работы в банках: Ситигруп, Дойче Банк, Креди Суиссе. Ещё примерно 100 студентов присутствуют виртуально, следя за лекцией в Интернет. Официальная тема лекции - "Как разложить на составляющие случайные флюктуации опережающей линии банковского интереса с целью определения цены облигаций". "Ничего тут сложного нет" - говорит Уилмотт с иронией. - "Если вы можете держать свою голову вертикально - вы в порядке".

Он написал несколько формул и уравнений на доске, включая модель Хиф-Джарроу-Мортон (Heath-Jarrow-Morton) . Разработанная в 1980х годах, формула выглядит ужасно сложной для глаза человека без математического образования. Но для математика она элегантна, проста - и опасна. Укрытые за простотой формулы, таятся ошибки, незаметные переменные, такие как волатильность и корреляция, способные дать нам обманчивое ощущение безопасности. "В математических моделях желательно видеть, где план может провалиться" -  говорит Уилмотт - "Желательно видеть мусор, но формула ХДМ на самом деле представляет собой ковёр, под который этот мусор прячут" В последующие 30 минут, Уилмотт деконструирует формулу, предупреждая студентов об её опасности. "В конце дня нам нужны такие модели, которые заранее предупреждают о возможностях ошибок" - говорит он классу.

Обычно, Уилмотт проводит утро в своём офисе, небольшой, серой комнате, которую трудно описать, разве что стоит упомянуть большую школьную доску, заполненную формулами. Это его последняя работа, которую он, в сотрудничестве с одним из студентов,  планирует опубликовать в ближайшее время.  Затем он пересекает Лондон в сторону помпезной площади Гросвенор, где встречается с тремя инвестиционными банкирами, желающими нанять его на полставки в свою консалтинговую фирму. Они излагают ему свои предложения за обедом в ресторане Гордон Мейз Грилл. Уилмотт не принимает предложение сразу, но обещает подумать, затем прогуливается по Оксфорд стрит с её магазинами и толпами туристов.

Отвечая по ходу прогулки на звонки мобильного телефона, Уилмотт рассказывает о противоречиях своей жизни: он любит автомобили, но ненавидит водить их: он часто посещает Швейцарские лыжные курорты, но не катается на лыжах. Хотя ему почти 50, он выглядит на 35, особенно, когда одет в свои джинсы в обтяжку, очки от Гуччи и ретро кардиган с молнией. Это его обычный гардероб. Если нучно давать доклад, Уилмотт может сменить обувь и одеть пиджак.

Уилмотт родился в небольшом городке возле Ливерпуля, изучал прикладную математику в Оксфорде. В свободное время он любить потанцевать. После получения Докторской степени в области механики жидкостей в 1985 году, он начал работать прикладным математиком, обрабатывая даные турбин на реактивных двигателях Роллс Ройс, либо рассчитывая детонацию для компании ведущей взрывные работы. В конце 1980х  он был соавтором книги по деривативам. Вскоре он стал известен в мире математиков как гуру, который всё делает наоборот, издал несколько учебников и делал доклады по всему миру, в основном вещая банкирам. С 2001 по 2005 годы он управлял хедж фондом с активами в  170 миллионов долларов, с доходом в среднем 15 процентов в год.

По ходу нашей прогулки по Оксфорд Стрит, Уилмотт снова возвращается к вопросу наиболее беспокоящему его: структурурированные кредитные инструменты, область финансов, наиболее виновная в разразившемся кризисе, где кванты нанесли максимальный ущерб своими формулами, обещавшими предотвратить случившееся. "Полное пренебрежение этикой и ответственностью" - говорит Уилмотт.

Залоговые Долговые Обязательства (CDO) является наиболее популярной формой структурированного кредита. Банки создают CDO путём компоновки большого количества выданных кредитов, дробления их на транши и затем продажи трAншей инвесторам. Представьте банк в роли мясника, разделывающего туши коровы и сортирующего мясо по его качеству. Что-то пойдёт по высокой цене как стейк, а что-то будет провёрнуто на фарш и продано недорого на котлеты.

Первые CDO выли выпущены в 1987 году Дрексель Бернхэм Ламберт - фирмой разорившейся в 1990м. После банкротства Дрекселя, CDO исчезли с рынка на какое то время, но позже кванты вернули их в обращение. В 2000м рынок CDO был оживлён Девидом Ли, кто, работая в Джей Пи Морган, вывел функцию Гауссовой копулы - формулу для определения корреляции между степенями возможного обесценивания тех или иных ценных бумаг. В теории, модель подскажет вам, какова степень вероятности того, что в случае обесценивания одной из CDO обесценятся и другие. Гениальность Гауссовой копулы заключается в её абстрактности.

Вместо того, чтобы перелопачивать большое количество оригинального материала для определения надёжности той или иной CDO, Ли предложил другой способ нахождения результата используя закон корреляций. Отсюда следует, что для принятия решения вам больше не нужны фактические данные, корреляция даст вам подсказку.

Вооружённые этой формулой, кванты могли определить цену той или иной CDO намного быстрее, и брокеры на биржах или в банках могли покупать и продавать их с рекордной скоростью. Гауссова копула стала ракетным топливом для рынка CDO. Уровень глобальных продаж этих бумаг скакнул с 157 миллардов долларов в 2004 году до 520 миллиардов в 2006м. Норма прибыли при торговле CDO, первоначально высокая, начала быстро сокращаться по мере того, как всё больше банков вовлекалось в торговлю. Это привело к тому, что для сохранения уровня нормы прибыли, банки стали увеличивать количество выданных кредитов в той или иной CDO, создавая таким образом всё бОльшие и бОльшие финансовые бомбы, готовые разорваться. Ли был кандидатом на получение Нобелевской премии в вопросах экономики, когда мировые финансы полетели в тартарары. Уилмот поражается всеобщей беззаботности в вопросе CDO. "Они создали свои финансовые инструменты на фундаменте неверных предположений не приложив труда к тому чтобы эти предположения проверить. Триллионы, триллионы долларов были брошены в эту область, и никому не пришло в голову что такая безалаберность не может быть хорошей идеей?"

Для Уилмотта Гауссова копула являет хрестоматийный пример того, насколько опасными стали абстрактные квантовые теории в области финансов. "Мы должны вернуться в начало цикла и не использовать теории в практической хозяйственной деятельности до тех пор, пока они не проверены и не перепроверены." - говорит он - " Да, это непросто, это трудная работа, но сегодняшний подход к математике в финансах абсолютно неверен, нельзя вытаскивать формулы из воздуха и считать их абсолютно верными". Уилмотт много работает ещё с одним из своих прошлых студентов, пытаясь разобраться в самой большой проблеме, стоящей перед квантами сегодня: как определить цену всех CDO находящихся сейчас на балансах банков, тех самых токсичных активов, о которых мы так много слышим в последнее время. "У нас, на сегодняшний день нет инструментов, позволивших бы нам адекватно оценить CDO" - говорит Уилмотт - "То чем банкиры пользуются сегодня несоизмеримо с масштабами проблемы, нельзя совковой лопатой выкопать Гранд Каньон за день"

Оптимистическая сторона Уилмотта считает что большинство людей в этой сфере осознали неадекватность существующих моделей. Но он в основном пессимистичен. " Я думаю что люди постараются быстрее позабыть всё что произошло за последние два года, и продолжать жить, словно ничего не случилось" - говорит он. Уилмотт одобряет предложения президента Обамы об ужесточении регулирования деривативами; он считает, что таковое регулирование будет держать квантов на коротком поводке. Но он также поражён тем, что основное население не возмущено произошедшей финансовой катастрофой. Протесты сопровождавшиеся столкновениями с полицией во время последней встречи лидеров двадцатки, были, с его точки зрения недостаточно острыми. "Где все? Если люди не обозлены сегодня, они никогда не пойдут на баррикады"

Уилмотт осознаёт, что он ведёт войну, которая обречена на поражение, и что перемены в мире финансов потребуют что-то более существенное, чем несколько тысяч лучше подготовленных квантов. Пока банки будут получать оплату за продажу сегодня финансовых бумаг, срок которых истекает через 30 лет, перемен не будет. "Произошедшие в последнее время события помогли мне, но это не означает что я с удовлетворением могу сказать "Говорил же я вам!"

Перевод: Виктор Урусов

Июнь 2010

Такома.


Рецензии