Наряжены мы вместе город ведать...

Петрищев С.Н., математик и социолог (МГУ имени М.В. Ломоносова)


Александр Пушкин и Огюст Конт, как выразители фундаментальных подходов
в европейской социально-философской мысли XIX века:
Обществоведение vs Обществознание/
Опыт сравнительного исследования.
(Неоконченное)

На первый взгляд подобное сопоставление великого русского поэта с родоначальником социологии и позитивизма может показаться странным и неоправданным. Однако не стоит спешить с категоричными выводами, отвергая с порога правомерность и обоснованность подобного сравнения. На самом деле, сопоставление А.С. Пушкина (1799-1837) и О. Конта (1798-1857)
в контексте европейской социально-философской мысли вполне законно и оправданно, так как мировоззрение этих двух выдающихся европейских мыслителей  и современников в значительной мере формировалось одними и теми же социальными катаклизмами конца 18 – начала 19 века, прежде всего Великой Французской революцией и наполеоновскими войнами.

Возможно уху какого-нибудь дипломированного философа слова «Пушкин-мыслитель» и покажутся непривычными, но в таком случае ему стоит внимательно перечитать хотя бы стихотворение «О, сколько нам открытий чудных…» (1829) и убедиться,
что эти пять строк стоят целого философского трактата по гносеологии (теории познания). К тому же,  в эпоху создания классических форм философии истории (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Гердер, Гегель) Пушкин, как настоящий европейски образованный историк первой трети 19 века, каковым он был по образованию, по духу и, наконец, согласно формальному положению, с необходимостью становился и социальным мыслителем.

Как известно, познание мира социальным субъектом может осуществляться в различных формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Человек, одаренный широтой интересов и интуицией, способностью видения и познания мира сразу в нескольких формах, включая художественное и научное, имеет "расширенный горизонт понимания" и изначальное преимущество перед узким специалистом в определенной области науки, тем более когда речь идет о социальных и гуманитарных дисциплинах. Что же касается социальных наук и прежде всего социологии, то "сциентистский пафос" позитивизма и неопозитивизма лично у меня не вызывает ничего, кроме иронической улыбки.

Вот лишь небольшой пример для иллюстрации: перечитайте заключительную сцену пушкинской трагедии «Борис Годунов»,
там где "народ безмолвствует", а уж потом сравните с так называемой "спиралью молчания", которую западная социология "открыла" полтора столетия спустя!


P.S. На мой взгляд, пушкинская трагедия «Борис Годунов» заслуживает подробного изучения и разбора на политико-социологических семинарах в российских университетах и профильных вузах!

Между прочим, день рождения социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (6 июня 1989 года)
"случайным образом" пришелся на 190-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина...

«Наряжены мы вместе город ведать!»: Какой девиз на знамя русских социологов от гения! А жаль, что пропадает зря!...
 


Рецензии
Статья понравилась. Спасибо!

Валерий Толочек   12.12.2022 12:06     Заявить о нарушении