Поход морем на Царьград 626 г

Морской поход 626 года
"скифов кои суть русские"

типы судов раннего средневековья

Поход Аскольда и Дира Летописи 
это 860 г., но подобной могла быть и атмосфера похода 626 г.  Моноксила
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/310246 http://sailhistory.ru/images/stories/ch1.jpg
 
Ладья на основе моноксилы (новгородский тип ?)
http://sailhistory.ru/sudostroenie-v-kievskoy-rusi.html
http://korabli.ucoz.ru/news/2009-03-23-187



В истории отечественного флота есть одна из ярчайших (и трагических) страниц, что Википедией отражена крайне бездарно
Осада Константинополя (626) http://ru.wikipedia.org/wiki/Осада_Константинополя_(626)
В бездарной есть ссылка на
Но там продолжение куцей бездарности (или соответствующей информационной политики).

В одной из энциклопедий Интернета мне довелось поместить статью (понятно, несколько более даровитую – хотя у автора и иного неизбежно хватает).
http://traditio.ru/wiki/Скифы_кои_суть_русские
(отвергнута ВИКой)

Скифы кои суть русские — обозначение в средневековых источниках участников похода на Константинополь в 626 году.[1]

В первой четверти 7 века Персия и Авария (Аварский каганат) наметили совместный поход на столицу Византии, чтобы уменьшить геополитическое влияние империи и — при удачном исходе — сокрушить ее. Событиям той поры посвящены свидетельства очевидцев, отраженные Феодором Синкеллом и Пасхальной хроникой. На Руси и в Московии сказание о походе известно только по рукописям XV—XVII вв. Греческий источник переведен в 1042 г. на старогрузинский язык Георгием Мтацминдели на Афоне. В названии грузинской рукописи («Осада Константинополя скифами, кои суть русские») и в самом тексте имеется указание на то, что «осаждавшие в 626 г. Константинополь скифы были русские, государь которых назывался хаканом».

Текстуальное сопоставление повести об осаде Константинополя в 626 г. по старославянскому и старогрузинскому переводам приводит специалистов к мысли, что они происходят именно от общего греческого источника, датированного ранее 1042 г. Этими источниками признаны свидетельства очевидца и современника событий. Целую поэму посвятил событию Георгий Писида, где подчеркнул многонациональный характер северных войск — славяне, гунны, булгары и все вместе «скифы», которых поддерживали «мидийцы» (персы):

"Полчища славян, смешанные с болгарами,
Варварский ум посадил на челны..."

Это знаменитые моноксилы, которые затем использовались в походах Руси на Византию 9 — 10 вв. Славяне-моряки использовали традиционные для Руси однодеревки-ладьи.

Аварский каганат привел 30 тыс. воинов к стенам Константинополя 29 июня 626 г. Но персы и авары ждали месяц подхода основных сил. И только когда 29 июля подошли славяне, штурм начался. Допускают, что это были не славяне Балканского полуострова или Подунавья, а славяне с крупных скифских рек, прибывшие на ладьях-однодеревках (моноксилах) вместе со своими семьями. Пешие воины были вооружены копьями и одеты в латы.

З августа флот славян попытался привезти на помощь персов, но на следующий день утром почти все суда были потоплены мощными судами византийцами. Оставшихся в живых моряков перебили и вырезали армяне и авары по приказанию кагана. Славяне, увидев гибель своего флота и жестокость союзников, «оставили лагерь, удалившись, и тем заставили проклятого кагана следовать за собою».

В переводных повестях есть сведения о погребальном обряде славян, участвовавших в осаде. После боя они сжигали убитых воинов-скифов и русов, что затем подробно описал в Х веке Лев Диакон.

Сведения о сожжении убитых скифов-русов подтверждает, что в осаде столицы Византии в 626 г. большую силу составляли славяне лесной полосы, у которых в VI—VII вв. господствовал обряд трупосожжения (у южных народов практиковался преимущественно обряд трупоположения).

Активность «скифов кои суть русские» подтверждалась в первой половине 7 века и у Каспия. Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: «Я нахожусь между двумя врагами: один — хазары, а другой — русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны».

Эти и другие свидетельства, подкрепляемые археологическими материалами, все убедительнее отвергают об изначальной связи руссов только с викингами (скандинавами). Первое историческое упоминание о нападении викингов на Англию относится к 787 году. Это дата их первого появления на страницах истории в роли грабителей чужих стран, в первую очередь — своих ближайших соседей. Свидетельство Шахриара относится к 644году, то есть за 143 года до появления викингов в Европе.

Шахриар призывал арабов вооружаться и не дать руссам выйти из их страны. Руссы (отчасти именьковской культуры Поволжья ?) были совсем недалеко от Дербента. Упоминание о дани, платящейся руссам, говорит о развитой у них государственности (отчасти продолжавшей политику скифских даней со времен Мадия).

Слова Табари даны в персидской редакции Бал’ами, относящейся ко 2-й половине Х века. В некоторых редакциях Табари есть только упоминания, что Шахриар имел дело с упорным врагом и разными народами (например, аланами и турками). Ни упоминаемые народы тогда еще мореходами не были. Мореходами были только «скифы кои суть русские», веками контролировавшие побережья Черного и Каспийского морей, то есть в начале средневековья противостоявшие и арабскому натиску. Шахриар уже признавал верховенство арабов, а заключая с ними договор, убеждал, что вместо уплаты дани арабам он берет на себя защиту их от нападений русов. Это было в самом начале исламского натиска на север. Версия указанных источников работает в пользу существования раннесредневекового Русского каганата.

[править]
Литература
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.). М., 1991; Т. 2. (VII—IX вв.). М., 1995.
Сказания о Царяграде по древним рукописям. СПб., 1868. С. 11-39;
Калайдович К., Строев И. Обстоятельное описание славяно-русских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке гр. Ф. А. Толстова. М., 1825. С. 124;
Описание церковнославянских рукописных сборников ими. публичной библиотеки / Сост. А. Ф. Бычков. СПб., 1882. Ч. 1. С. 73.
Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1912. Вып. 27. С. 8-61.
Стриттер И. Известия византийских историков, объясняющих Российскую историю древних времен. СПб., 1870.

[править]
Ссылки
Русы 644 г. у Дербента / Энциклопедический фонд России
Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988, с.114-119
Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988, с.114-119 (продолжение)

[править]
Примечания
; Основные источники обобщены Я. Е. Боровским в статье «Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград».
Категории: Древняя Русь | Русские | Скифы
http://traditio.ru/wiki/Скифы_кои_суть_русские

Вот подробности морского похода 626 г. славян как «скифов кои суть русские»

Я. Е. Боровский Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград  // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988, с.114-119.
http://www.russiancity.ru/fbooks/f2.htm

Копия с Публикаций на сайте Яны
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)

В древности на Русь из Византии попала повесть о нападении персов и их союзника— скифского воеводы (кагана) на Царьград в 626 г. Известна она по старославянским рукописям XV—XVII вв. 1)
Аналогичная повесть была переведена в 1042 г. с греческого на старогрузинский язык Георгием Мтацминдели на Афоне 2). И в названии грузинской рукописи ("Осада Константинополя скифами, кои суть русские") и в самом тексте имеется указание на то, что "осаждавшие в 626 г. Константинополь скифы были русские, государь которых назывался хаканом" 3). (этот список старше на века христианских летописей Руси).

Текстуальное сопоставление повести об осаде Константинополя в 626 г. по старославянскому и старогрузинскому переводам приводит к мысли о их происхождении от общего греческого источника, датированного ранее 1042 г. Действительно, оба перевода восходят к оригиналу повести, написанной в VII в. очевидцем и современником событий Феодором Синкеллом 4). В. Г. Васильевский считал, что повесть еще в VII в. вошла как составная часть в Пасхальную хронику. Повесть, опубликованная в 1853 г. в Риме, значительно шире освещает события. Однако отличия в текстах Пасхальной хроники, повести Феодора Синкелла и ее переводов незначительные 5).

Название в грузинском манускрипте скифов русами указывает на вероятное участие в осаде Константинополя восточных славян. Для уяснения этого вопроса необходимо рассмотреть те места старославянского и старогрузинского переводов повести и ее греческого оригинала, где упоминаются славяне и скифы.

29 июня 626 г. к стенам Константинополя подступил с войском аварский каган. По Пасхальной хронике это был только первый отряд аваров, состоявший из 30 тыс. воинов. Долгое время авары не начинали против греков никаких военных действий, хотя довольно большая союзная персидская армия находилась в Халкедоне 6). Очевидно, каган ожидал еще какие-то союзные войска, чем в основном и можно объяснить затягивание аварами штурма Константинополя, начатого только 29 июля 7). В связи с тем что в хронике до битвы говорится только об аварах и не упоминаются славяне, о которых рассказывается 29 июля в день штурма, то, вероятнее всего, каган ожидал славян, но не тех, что жили на Балканском полуострове или за Дунаем, а славян, прибывших на ладьях-однодеревках (моноксилах) вместе со своими семьями.

Прибывшие славяне воевали и под стенами Константинополя и на море. Пешие славянские воины были вооружены копьями и одеты в латы. Славяне-моряки имели однодеревки-ладьи, выдолбленные из одного дерева. Третьего августа они двинулись к азиатскому берегу, чтобы привезти на помощь персов, но на следующий день утром были потоплены греками. Оставшихся в живых славянских моряков перебили и вырезали армяне и авары по приказанию кагана. После этого каган ушел из-под Константинополя 8).

Хроника указывает еще на одну причину ухода аваров от Царьграда: "Некоторые рассказывают, что славяне, увидев происходящее, оставили лагерь, удалившись, и тем заставили проклятого кагана следовать за собою" 9).

Так сообщают о славянах и скифах Пасхальная хроника и повесть Феодора Синкелла. В переводных повестях (старославянской и старогрузинской) об этих событиях есть одна интересная деталь, характеризующая погребальный обряд славян, участвовавших в осаде Константинополя: после боя они сжигали убитых воинов-скифов и русов ("не мощи живым сжигати мертвых" 10), "оставшиеся в живых враги не успевали сжигать трупы павших; сжигание требовалось обычаем варваров" 11).

Такой же обряд погребения убитых русских воинов Святослава (названных также скифами и тавроскифами) зафиксирован византийским историком X в. Львом Диаконом: "Как скоро наступила ночь и явилась полная луна на небе, то русы вышли на поле, собрали все трупы убитых к стене и на разложенных кострах сожгли, заколов над ними множество пленных и женщин" 12).

Упоминание о сожжении убитых скифов-русов указывает на то, что в осаде Константинополя в 626 г. большую силу составляли славяне лесной полосы Среднего Поднепровья, у которых в VI—VII вв. господствовал обряд трупосожжения 13), в то время как у южных (степных) племен практиковался преимущественно обряд трупоположения 14).

Подтверждение тому, что те славяне, которых так долго ожидал каган, были русами, находим в рассмотрении главы "о русах, отправляющихся с моноксилами из Руси в Константинополь", известного трактата Константина Багрянородного "Об управлении империей" 15). По Константину Багрянородному, однодеревки (моноксилы) из многих местностей Руси (Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода) собирались под Киевом и в июне отправлялись вниз рекой Данапром (Днепром). В городе Витичеве они ждали еще два-три дня, пока соберутся все однодеревки, и тогда пускались в путь, проплыв по Днепру до первого порога. Пройдя все семь порогов, на острове св. Григория (Хортица) приносили жертвоприношения и, отдохнув, двигались дальше по Днепру и плыли около четырех дней к острову Березани, где отдыхали два-три дня. От Березани до Царьграда они плыли вдоль северного берега Черного моря к самому устью Дуная и отсюда вдоль болгарской земли достигали Месемврии 16). (См.: формирование флотов Скифии 3 века у Зосимы)

Константин Багрянородный не указывал, сколько времени занимала поездка от Витичева до Хортицы, лишь отмечено, что путь от Хортицы до Березани занимал около четырех дней. Соответственно путь от Киева до Хортицы вместе с отдыхом, учитывая все трудности перехода через пороги (около двух дней) 17), занимал дней 10. В общем путь по Днепру (вместе с отдыхом) занимал у путников 20 дней. Еще около 11 дней приходилось на путь вдоль берегов Черного моря (от устья Днепра до устья Дуная — восемь дней и до Царьграда — три дня. Таким образом, по Константину Багрянородному, который называл плаванье русов "мучительным, невыносимым и тяжким" 18), путь от Киева до Царь-града (вместе с остановками на отдых и ремонт челнов) занимал около месяца (по исследованию Н. Н. Воронина, около 35—40 дней, и лишь при благоприятных условиях от Киева до дунайской дельты ехали 10, и от нее до Царьграда — 15 дней) 19). Наименьшее время, за которое могли преодолеть путь от Киева до Константинополя, равнялось 25— 30 дням, или одному месяцу. "Условия плавания по Черному морю,— писал Н. Н. Воронин,— были наиболее благоприятны в конце июня и до начала августа" 20). И военные походы на Царьград, известные по летописи, также начинались в это время.

Константин Багрянородный считал, что плавание русов из Киева начиналось в июне. Указанную дату можно уточнить. По свидетельству Боплана, казаки выходили в море после Иванова дня (24 июня) и в июле на челнах приближались к Константинополю и Анатолии, возвращаясь назад не позже первых чисел августа 21). 24 июня — день Ивана Купала — праздник солнца (огня) и воды — считался одним из самых значительных языческих праздников древних славян Среднего Приднепровья. В этот день, по исследованию Б. А. Рыбакова, у всех славянских народов зажигался священный живой огонь в связи с летним солнцестоянием 22). Славяне, которые поклонялись солнцу, и в далекие военные походы уходили, отпраздновав этот праздник.

Следовательно, русы отплывали из Киева в конце июня и прибывали в Константинополь в конце июля. Это согласуется со свидетельством Пасхальной хроники и повести Феодора Синкелла, по которому кагану пришлось ожидать войско славян с 29 июня по 29 июля 23), т. е. славяне, прибывшие под Константинополь на ладьях-однодеревках, могли быть русами.

Подтверждают это и археологические материалы, найденные на всем протяжении великого водного пути из Киева в греки. Византийские монеты VI—VII вв., золотые и серебряные вещи этого времени обнаружены в Киеве. Среднем Приднепровье и на юге. там, где проходил торговый путь из Киева на Царьград 24). Сюда эти вещи могли попасть не только путем постоянного торгового обмена между русами и греками, но и в результате военных походов восточных славян против Византийской империи.

Рассмотрение осады Константинополя по византийским источникам также подтверждает мысль, что в славянах, прибывших в однодеревках- ладьях, надо видеть выходцев из Среднего Приднепровья (отчасти и Подонья ?: П.З.). Уже в "Аварской войне" Георгия Писиды, очевидца событий, известного византийского светского поэта, сказано, что славяне вступали в бой на море на долбленых, попарно соединенных лодках. Участниками войны были авары, славяне, болгары и персы 25).

Византийский историк Феофан указывает, что войска прибыли с Истрии (низовья Дуная, хотя есть и хорватская Истрия:П.З.) на большом количестве долбленых лодок, заполнивших весь залив Золотой Рог 26). Патриарх Никифор писал, что множество славян действовало в союзе с аварами. Славяне бились на лодках-однодеревках. Среди погибших находились и женщины-славянки 27).

Другой историк Константин Манассия, который при написании своей хроники в XII в. пользовался более ранними источниками, славян, принимавших участие в осаде Константинополя, называет тавроскифами, жившими вокруг Таврии: "Дабы никакая из напастей людских не превзошла беды того времени, судьба подняла на греков и все народы, обитающие в окружии Таврии. Князья жестоких тавроскифов, собрав корабли с несчетным числом воинов, покрыли все море ладьями-однодеревками. Перс был подобен колючему скорпию, злобный скиф — ядовитому змию, тавроскиф — саранче, что и ходит и летает" 28).

В другом месте манассиевой хроники (в среднеболгарском переводе) есть выражение "корабли таврьскыих скиф" с глоссой "ветри русш". откуда, по мнению И. Дуйчева, совершенно ясно, что корабли таврских скифов — корабли русов 29). Это известие напоминает рассказ древнерусского хронографа (по редакции 1512 г), в основу которого положен ряд византийских источников о множестве тавроскифов, союзников скифского кагана, приплывших на кораблях — деревянных ладьях 30).

Как известно, византийские авторы называли русов скифами и тавро-скифами. Патриарх Фотий (свидетель нападения Руси на Царьград в 860 г.) называл русов народом скифским, народом многочисленным и степным 31). По мнению И. Дуйчева, это объясняется тем, что "русите населеват областите, конто были известны като родина на скифате от античноста" 32).
Лев Диакон русов называет и скифами и тавроскифами 33). Скифами и тавроскифами именуют русов Михаил Пселл, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Цоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат и другие византийские авторы 34).

Отдельные историки, говоря об осаде Константинополя в 626 г., называют ее русским походом 35). Такого мнения был уже Иоаникий Галятовский, который еще в 1665 г. писал, что Царьград спасен в 626 г. от русских при патриархе Сергии 36). Союзников аваров русскими считает и известный историк Э. Гиббон 37). Другой исследователь, С. Гедеонов, не сомневался в том. что скифы Г. Писиды и тавроскифы Манассия -это древние русы 38). Этой же мысли придерживались И. Е. Забелин п Г. Ласкин 39). И. Я. Франко, рассматривая летописное предание об основании Киева, связывал поход Полянского князя Кия с осадой Константинополя 626 г. 40) Скифов и тавроскифов, осаждавших Константинополь, считает восточными славянами, выходцами из северной лесной полосы Восточной Европы, В. В. Мавродин 41).

Упоминание о нападении русов на Константинополь в 626 г. сохранено и в некоторых рукописных византийских материалах: в Типике Большой Константинопольской церкви (церковном уставе IX—X вв.) по Патмосской рукописи X в. 42) и в хронографе греческого Анонима XVIII в., который, по мнению К. Сафы и А. Кирпичникова, известие об  участии русов в осаде Царьграда взял из неизвестных нам древних источников 43).

Таким образом, рассмотрение всех известных источников (византийских, старославянских и старогрузинских) позволяет сделать вывод о том, что вероятными участниками осады Константинополя в 626 г. были восточные славяне (русы) из Среднего Приднепровья, которые пришли под Царьград морским путем на ладьях-однодеревках. Это был один из первых походов Руси на Константинополь 44).

Этот вывод отчасти можно бы признать, если помнить связку Скифия – страна Гога и Магога, князя Роша (Роса), о чём убежденно говорил уже Иосиф Флавий
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111096.htm
http://www.omolenko.com/publicistic/palamarchuk.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гог_и_Магог


Но если речь о Скифии, то нельзя забывать о появлении скифов в регионе Византия в 496 – 493 гг. до н.э., о сражениях под Византием царя скифов Атея ранее 340 г. до н.э., о появление в этой округе флотов скифов в 3 веке нашей эры или флота Гайны у Константинополя в 400 г. н.э. 


Вместе с тем литература к статье весьма полезна.
        1) Сказания о Царяграде по древним рукописям. СПб., 1868. С. 11—39; Калайдович К., Строев И. Обстоятельное описание славяно-русских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке гр. Ф. А. Толстова. М., 1825. С. 124; Описание церковнославянских рукописных сборников ими. публичной библиотеки/Сост. А. Ф. Бычков. СПб., 1882. Ч. 1. С. 73.
        2) Осада Константинополя скифами, коп суть русские, и поход императора Ираклия в Персию // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1912. Вып. 27. С. 8-61.
        3) Там же. С. 15; Джанашвили М. Г. К материалам по историческим древностям Грузии и России: Заметки. Переводы рт комментарии. Тифлис, 1912. С. 117.
        4) Васильевский В. Авары, а не русские, Феодор, а ее Георгий: Замечание на статью X. М. Лопарева//ВВ. 1896. Т. 3, вып. 1. С. УО-92.
        5) Там же. С. 91.
        6) Франко I. Я. Приднiпровськi слов''яни VI—VII вв.//Рукоп. отд. Ин-та лит. АН УССР им. Т. Г. Шевченко. Ф. 3. № 634. Л. 89-90 (перевод Пасхальной хроники).
        7) Васильевский В. Авары, а не русские, Феодор, а не Георгий. С. 91.
        8) Франко I. Я. Приднiпровськi слов''яни VI-VII вв. Л. 89-91; Пасхальная хроника// Вести, древ, истории. 1941. № 1. С. 258.
        9) Пасхальная хроника. С. 258.
        10) Сказания о Царяграде... С. 19.
        11) Осада Константинополя скифами... С. 29.
        12) История Льва Диакона. СПб., 1820. С. 84.
        13) Русанова И. П. Славянские древности VI—IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973. С. 26-30; Сухобоков О. В. Славяне Днепровского левобережья. Киев, 1975. С. 39; Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. Л., 1949. С. 13; Третъяков П. Н. Восточнославянские племена. М.; Л., 1953. С. 204.
        14) Третъяков П. Н. Восточнославянские племена. С. 204.
        15) Константин Багрянородный. "Об управлении империей"//Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 271— 273.
        16) Там же. С. 272-273.
        17) Боплан Г. Описание Украины. СПб., 1832. С. 6; Эварницкий Д. Днепровские пороги // Русская земля. СПб., 1899. Т. 9: Степной край. С. 83-84.
        18) Константин Багрянородный. "Об управлении империей". С. 273.
        19) Воронин Н. Н. Средства и пути сообщения//История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 286.
        20) Там же.
        21) Боплан Г. Описание Украины. С. 64—65, 68.
        22) Рыбаков В. А. Календарь IV в. из земли полян //СА. 1962. № 4. С. 66-89.
        23) Все числа месяцев даются по старому стилю.
        24) Кропоткин В. В. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962. С. 31-33.
        25) Франко I. Я. Приднiпровськi слов''яни VI—VII вв. С. 96-97.
        26) Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора. М., 1980. С. 59.
        27) Там же. С. 160-161.
        28) Филарет. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви. Чернигов, 1864. С. 224, примеч. 5; Летописта на Константин Манаси. С., 1969. Л. 243-244.
        29) Дуйчев И. Славяни-скити//Дуйчев И. Българско средновековие. С., 1972. С. 112-113.
        30) ПСРЛ СПб., 1911. Т. 22: Русский хронограф, Ч. 1: Хронограф редакции 1512 г. С. 304. '
        31) Две беседы святейшего патриарха Константинопольского Фотия по случаю на-
шествия россов на Константинополь//Христианское чтение. 1882. № 9/10. С. 419, 425, 432.
        32) Дуйчев И. Славяни-скити. С. 110.
        33) История Льва Диакона. С. 65, 67, 84, 89, 94, 97.
        34) Стриттер И. Известия византийских историков, объясняющих Российскую историю древних времен. СПб., 1870. Ч. 3. С. 83, 98, ПО, 120, 126; Соломонiк Е. I. Про значения термiна "тавроскiфи" // Археологiчнi пам'ятки УРСР. Киiв. 1962. Т. 11. С. 110-113.
        35) Некоторые исследователи пытались отнести указанные события к походу на Царьград в 860 г.: Лопарев Хр. Старое свидетельство о положении ризы богородицы во Влахернах в 860 г. /'/ ВВ. 1865. Т. 2, вып. 4. С. 581-628; Сахаров А. Н. "Дипломатическое признание" древней Руси // ВИ. 1976. № 6. С. 35-36.
        36) Галятовский И. Небо новое. Львов, 1665. Л. 16.
        37) Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1885. Ч. 5. С. 201.
        38) Гедеонов С. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. СПб., 1862. С. 53—56.
        39) Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. М., 1876. С. 394; Ласкин Г. Ираклий: Византийское государство в первой половине седьмого века Харьков, 1889. С. 58.
        40) Франко I. Я. Причинки до Iсторii Украiни - PycI. Львiв, 1912. Ч. 1. С. 25.
        41) Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. Л., 1949. С. 12-13; Он же. Русское мореходство на южных морях. Симферополь, 1955. С. 14-16; Он же. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971. С. 11.
        42) Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1895. Т. 1. ч. 1. С. 83.
        43) Кирпичников А. Константин Сафа//ВВ. 1895. Т. 2, вып. 3. С. 446-447.
        44) По Повести временных лет в Царьграде до 626 г. уже побывал Полянский князь Кий//ПВЛ. Ч. 1. С. 14. См. еще: Рыбаков Б. А. Город Кия//ВИ 1980. № 5. С. 31-47; Он же. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 92-94.
http://www.russiancity.ru/fbooks/f2.htm


Этот эпизод сродни походу Олега 941 г.
11 июня 941 флот Игоря был рассеян у входа в Босфор византийской эскадрой, применившей греческий огонь, после чего боевые действия продолжались ещё 3 месяца на черноморском побережье Малой Азии. 15 сентября 941 русский флот был окончательно разгромлен у берегов Фракии при попытке прорваться на Русь.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поход_на_Царьград_941_года
Как походы Олега завершились мирным договором 944 г., так и события 626 г. в связи с рядом других событий привели к существенным изменениям в Северном Причерноморье.
В результате этих событий и смогла заявить о себе полиэтничная Великая Болгария
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Болгария

 
Поход на Константинополь 860 г.

Полезны сведения
http://sailhistory.ru/sudostroenie-v-kievskoy-rusi.html
Судостроение в Киевской Руси

Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов и были известны Риму и Византии как воинственный, храбрый и свободолюбивый великий народ под именем антов (рассеян). Византийцы высоко ценили их военное искусство и считали славян опасным противником. Истории хорошо известны плавания и походы южных и восточных славян еще в IV — VII вв., когда флотилии славянских моноксилов (судов-однодеревок) появились в Мраморном, Эгейском, Средиземном и Черном морях. Уже тогда Черное море арабы называли Русским морем. Славяне в целях самозащиты с моря осаждали Царьград и другие города, действовали на берегах Малой Азии, в Эпире. Славянский флот в 610 г.. осаждал Солунь, в 623 г. вел боевые действия против острова Крит, в 626 г. против Константинополя. Славяне, являясь потомками и преемниками древнепричерноморского мира, в IV — VII вв. достигли высокого уровня развития материальной и духовной культуры, общественного строя и политической жизни. Именно с этим и связывается выход славян на просторы морей. Наиболее активные действия славян на море происходили в период складывания дофеодальных государств у восточных славян и борьбы их против колонизаторской деятельности Византийской империи. На берегах рек Днепра, Буга и Днестра возникали и расцветали древние славянские города, в которых сосредотачивались ремесленное производство и торговля. Раннее освоение русскими выработки железа и изделий из него (оружие, сошники, топоры и др.) и крупный лес, которым была покрыта большая часть территории, способствовали постройке судов-однодеревок.

В истории русского народа реки имели большое значение; они были удобными путями сообщения, способствовали развитию рыбного промысла и кораблестроения. Они помогли русским стать предприимчивыми мореходцами и способствовали объединению славянских племен в великий русский народ в их борьбе с иноземными захватчиками. Племена, осевшие у верховьев рек, осваивали их устья. Речное судоходство было перенесено сначала на взморье, а затем и в открытое море. На протяжении нескольких столетий славяне, ведя борьбу с Византийской империей, пользовались морским путем для торговли, передвижения и нападения. Византия, высоко оценивая их воинскую доблесть, знание военного и морского дела, привлекала славян к себе на службу и поручала им высокие должности не только в армии, но и на флоте, а также неоднократно заключала военные союзы со славянами против соседних государств. Англичане, фальсифицировавшие в своих «ученых трудах» историю русского флота, должны были признать, что русский флот имеет в действительности большие права на древность, чем флот английский. Они писали, что русские еще до появления первых британских кораблей на своих судах сражались в отчаянных морских боях и «первейшими моряками того времени были они, русские». Флот восточных славян и флот Киевской Руси, несомненно, использовал, применив к своим условиям, навыки мореходства и кораблестроения античного периода.
В VII — IX вв. н. э. восточно-славянские племена населяли громадное пространство в бассейнах рек Днепра, Западной Двины, Волхова, Оки и Днестра, доходя до устьев Дуная. Особенно большое значение имел Днепр, верховье которого близко подходит к бассейну Западной Двины и к озеру Ильмень с рекой Волхов, т. е. к двум главным артериям, сообщающимся с Балтийским морем; притоки Днепра соединяли Приднепровье с бассейном Волги и Дона с востока, а на западе — с бассейнами Вислы и Днестра. Днепр с отдаленных времен являлся естественной коммуникацией для внутренних и внешних торговых сношений. Эти торговые отношения поддерживались посредством греческих колоний — Ольвии у лимана реки Буг, Херсонеса на юго-западном берегу Крыма, Пантикапеи (ныне Керчь) и других. По Днепру шел водный путь из Балтийского моря — по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень и реке Ловать, затем волоком суда переправлялись в Днепр, а оттуда в Черное море. На этом пути возникли два крупных торговых города — Новгород на севере и Киев на юге, которые и сделались центрами русской государственности.
Предпосылки создания Киевского государства начали накапливаться за много столетий до IX в., когда Киевское государство достигло значительного могущества.
Новгород, а затем и Псков с XI в. вели торговлю с Ганзейским союзом и имели суда, плававшие по Балтийскому морю, о чем свидетельствуют древние былины (например, о торговом госте Садко), упоминая о «буссах-кораблях».
Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодь несла большой холщевый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
 
Новгородская ладья
Рисунок b. Моноксила (древняя ладья)

Киевские князья, по свидетельству византийских летописцев, как и древние славяне, продолжали строить моноксилы, т. е. суда-однодеревки, представлявшие собой ладьи, выдолбленные из крупного ствола липы или дуба с прибитыми к нему досками для образования надводного борта Эти ладьи, длиною не превышавшие 20 м, были достаточно широки, высокобортны и могли вмещать до 40 человек. На этих ладьях русские спускались по Днепру до порогов, миновали их волоком, выходили в Черное море и затем под веслами и парусами направлялись к греческим колониям или вдоль черноморского побережья до Византии. Славяне строили и более совершенные суда: наборные ладьи — морские — из досок с поперечными ребрами. Киевские князья и новгородцы имели покрытые ладьи, с палубой для защиты гребцов и воинов от поражения. Эти ладьи были крупными мореходными судами с парусным вооружением, которое широко использовалось русскими в дальних морских походах.
Стремление Византийской империи подчинить себе Киевскую Русь и несоблюдение Византией условий торговых и военных договоров влекли за собой походы киевских князей на Византию.
В 867 г. в походе под предводительством киевского князя Аскольда было до 200 судов, а в каждом судне помещалось 40 человек. По данным рурской летописи, подтверждаемой историческими документами других народов, в том числе и самой Византии, киевский князь Олег дважды ходил походом на Царьград.
Одержав победу, он заключил в 911 г. выгодный торговый договор с Византией, захватил богатые трофеи и в знак победы прибил свой щит на воротах Царьграда.
В 941 г. при походе князя Игоря на Византию русским пришлось столкнуться с «греческим огнем». Большая часть судов флота Игоря была сожжена. Летописец (по Лаврентьевскому списку) так говорит об этом: «Русь же, видяще пламень, вметахуся в воду морскую, хотяще убрести и тако прочий возвратищася во-свояси». Современник Игоря — греческий император Константин Багрянородный — пишет в своем исследовании, что суда россов строились в зимнее время племенами кривичей или лучан (на севере России) и по вскрытии Днепра доставлялись в Киев, где продавались князьям. Флот собирался и вооружался у Витичева (на правом берегу Днепра, ниже Киева), откуда и шел на юг.
Позднейшие походы князей Святослава на Дунай и Византию (970 г.) и Владимира на Корсунь (990 г.), причем у последнего число судов доходило до 350, свидетельствуют о том, что и в этот период своей истории русские продолжали строить суда.
Летописи указывают, что князь Изяслав в 1151 г. построил боевой палубный корабль. Гребцы на нем были укрыты под палубой, а воины находились на специальном помосте. В корме и в носу этого корабля были рулевые весла.
Можно отметить, что старые способы постройки судов дошли и до позднейших времен. В XVI и XVII вв. запорожцы боролись с турками на берегах Черного моря, так же, как древние славяне с Византией. По свидетельству современника, казацкие чайки («дубы») вмещали 50-60 человек с вооружением, имели длину около 20 м, ширину около 4 м и такую же высоту. Суда не имели киля, в основании было выдолбленное  бревно, с боков обшивались досками шириною 0,3 м во всю высоту борта. Они осмаливались снаружи и внутри, а поверх борта обносились толстым поясом, сплетенным из камыша, предохранявшим ладью от потопления при заливании водой, а людей от поражения. С каждого борта было по 10-15 весел; суда имели мачту с одним косым парусом, два руля для лучшего маневрирования и были вооружены 4-6 фальконетами.


Последовавший затем период феодальной раздробленности, нашествие татарских орд, завоевание Византии турками (1453 г.) и перенесение центра русской государственности на север — в Москву — на долгие годы прекращают сообщения Руси с Черным морем, отделенным от нее южными степями, продолжившийся лишь в 17 веке…

Новгородская ладья
Рисунок b. Моноксила (древняя ладья)

Первые славянские мореплаватели
 

Еще на начальных этапах своего этнического формирования восточное славянство освоило водную стихию. Умение переправляться через реки и озера восходит к тому периоду времени, когда еще не существовало ни славянских языков, ни самих славян, а плавали лишь предшественники восточных славян времен мезолита и неолита. Нет никакого сомнения в том, что славяне являются народом морским. Не случайно в источниках, впервые упоминающих о славянах, которые были жителями берегов реки Вислы и побережья Балтийского моря и их называли венеды.
 
О венедах упоминали и в Германии, в Греции, а обитали они к северу от Карпат до Балтийского моря («Венедского залива»). С течением времени большинство индоевропейских, и в том числе славянских племен, по рекам дошли до всех морей Европы и освоили их берега, а часть племен по суше вышла к побережью. В этот период слово «море» стало обозначать во всех почти без исключения индоевропейских языках «большое пространство горько-соленых вод». Останки погребений в ладьях найдены при археологических раскопках. Из этого вытекает, что ладья была древнейшим средством передвижения у славян.
 
В славянских языках понятие «судно» обозначалось словом «корабь», потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Погребальные обычаи восточных славян свидетельствуют о чрезвычайной древности лодки в качестве средства передвижения, которое по обычаю могло доставить покойного в загробный мир. «Корабь» был сделан из гибких прутьев (ивы) и был обшит корой, а затем и кожей. Внешне он напоминал пироги индейцев и каяки эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через бесчисленные «волоки» к морям, быстрым на ходу, но слабоустойчивым, маловместимым, не прочным и почти непригодным для плавания в открытом море.
 
лодка-однодеревка

Гораздо более совершенным типом судна была лодка-однодеревка. Это был огромный древесный столб, выдолбленный внутри и обтесанный. И вмещал сравнительно большое количество людей и груза, но все же не очень вместительный и малоустойчивый. Такие долбленки - однодеревки в первоначальном своем виде длительное время сохранялись в качестве речных судов, особенно на реках и озерах, но на море они в скором времени уступили свое место судам другого типа.
 

Объединение Новгорода и Киева в единое государство, которое летопись связала с именем и деятельностью Олега, имело очень большое значение для государства, в том числе и мореплавания. В начале X века князь Олег предпринял поход на кораблях на Византию и исключительный успех, которого объясняется тем, что князю удалось сплотить силы Руси и укрепить формирующуюся русскую государственность. В 907 году был подписан договор князя Олега с Византией. Это было не просто соглашение, а юридическое оформление длительных отношений цивилизованного могущественного государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряду сильнейших и влиятельнейших государств мира. Такие же живые связи установились с государствами Каспийского и Черного морей из других центров Руси.
 
«набойная ладья» славянских народов

 
Следующим изменением судна была «набойная ладья» получившая название моноксила. Надводная часть такой ладьи увеличивалась нашивкой к бортам колоды путем «набоя» досок одна на другую, что значительно увеличило размеры, грузоподъемность и остойчивость корабля. Форма судна зависела целиком от желания судостроителей. Со временем получила название «ладья морская».
 

Судостроительное искусство на Руси непрерывно совершенствовалось. Ладьи имели по два руля - весла, одно на корме и одно на носу, что давало возможность, не разворачиваясь идти передним или задним ходом. Гребцы были укрыты дощатой палубой, которая одновременно служила помостом для облеченных в броню и обстреливающих неприятеля воинов. Паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили при попутном ветре.
 
ладья славян
 
Это было первое военное судно. Оно вмещало от 40 до 60 человек и кроме этого в них размещалось оружие, одежда, пища и пресная вода.
 
Строительство простых судов было доступно каждому, умевшему обращаться с топором, но совершенствование русских судов привело к выделению специалистов кораблестроителей.
 
Так как же строилось древнерусское судно во времена князя Олега. В лесу выбиралось огромное дерево: осина, дуб, липа. Срубив его, плотники  путем обтесания, долбления и выжигания обрабатывали колоду, придавая при этом некую форму. Затем колоду распаривали и разделывали кольями для придачи характерной формы и размеров ладьи. Операция эта требовала большого количества времени. Был и другой способ приготовления такой колоды, требовавший от двух до пяти лет.  Он заключался в том, что в дереве еще на корню делалась трещина, которая постепенно расширялась путем вбивания клиньев и распорок, а когда дерево принимало соответствующую форму его срубали, и мягкий податливый материал окончательно отделывался топорами.
 
Легкость, подвижность и быстроходность славянских судов диктовали и соответствующую тактику на море. В бою славяне стремились разгромить врага, используя момент внезапности. Они молниеносно нападали, пытаясь сойтись борт о борт, взять врага на абордаж, при неудаче быстро отходили, рассыпаясь по морю и стараясь ускользнуть от преследования. Война велась всеми средствами.
 
В области судостроительного мастерства Киевская Русь шла своим самобытным путем, придавая ему навыки и опыт, создавая оригинальные суда и своеобразную морскую тактику, эффективную, живучую, унаследованную в модифицированном виде и казаками XVI - XVII, и галерным флотом Петра, превзойдя многие народы в области судостроения, как по качеству так и по количеству судов.
http://korabli.ucoz.ru/news/2009-03-23-187

Это обозначение многовековых традиций, где поход 626 г. "скифов кои суть русские" был одним из эпизодов отечественного мореходства.
Славяне со своими союзниками тогда потерпели поражение,
но к жизни явили Великую Болгарию...

 
 


Рецензии