Антитоталитарии

     После агрессии микроорганизмов,  главная для нас угроза – реанимация тоталитаризма, когда,говоря словами Гегеля,«субъект исчезает в единой всеобщей субстанции» и «не обладает никакими правами как личность, а потому лишен всякой опоры».
    Этой реанимации могут противостоять только сознательные антитоталитарии.
    А кто они?  Антитоталитарии — те, кто активно борется против тоталитаризма. А что такое тоталитаризм? Тоталитаризм — такая организация общества, при которой человекоиндиид подавлен тем или иным человекоколлективом который диктует индивиду, кого ему любить и кого ненавидеть, какой поэт хороший, а какой плохой, какой ширины должны быть брюки и какой длины юбка.
Конечно, человекоиндивид не может жить без человекоколлектива, так или иначе организованного. В том числе и прежде всего без государства. В понимании этого антитоталитарии отличаются от наивных анархистов, кто думает, что можно взять и упразднить государство. Государство будет всегда, по крайней мере в обозримом будущем. И всякое государство как стоящая над обществом структура, даже демократическое, роковым образом стремится стать тоталитарным, полностью подчинить себе человека. Да что государство! Любая общественная организация, какая бы она ни была, даже садово-огородное товарищество.
   Поэтому тоталитаризм практически вечен. Тогда могут спросить, а стоит ли бороться против тоталитаризма, если он вечен? Но ведь и преступность была, есть и будет всегда. Она тоже практически  вечна. Тем не менее ни у кого не возникает сомнения в необходимости правоохранительных органов и их деятельности. Также и антитоталитаризм. И он должен быть как-то организован.
   И снова вопрос: а не станет ли такая организация антитоталитариев сама тоталитарной? Да, это возможно! Тем более, что некоторые думают, что против жесткой структуры (а тоталитаризм — наиболее жесткая структура из всех возможных общественных структур) можно бороться только при помощи столь же жесткой структуры.
Это неправильно. В таком случае мы будем иметь всего лишь два тоталиторизма, два социальных чудовища, источающих вокруг себя страшное зловоние, сцепившихся в смертельной схватке первобытных ящеров.
   Антитоталитарии — не политическая партия. Они не борются за власть, не стремятся к ней. Они стоят на страже. Они охраняют человека как личность от посягательств на нее всевозможных  организаций, созданных, конечно, людьми, но стремящихся вырваться из-под контроля со стороны своих же создателей и подмять их под себя. Это безличные анонимные бесчеловечные структуры, каждая из которых возглавляется своим председателем или своими сопредседателями. Но эти лица — халифы на час. Они приходят и уходят, а структуры остаются. У них громадная степень инерции и выживания. Без них, конечно, нельзя. Общество не может быть без армии, без министерств и комитетов, без парламентов или советов с их председателями, без политических партий и т. д. и т. п. И каждое из этих социальных чудовищ стремится низвести человека до роли простого исполнителя, винтика, превратить всех людей в чиновников с их бюрократической иерархией и чинопочитанием.
Выше было сказано: антитоталитарии охраняют личность... А что это такое — личность? Следует различать индивида и личность. Не всякий человеческий индивид - личность, хотя, конечно, всякая личность — индивид. Часто говорят: «одаренная личность». Но можно быть виртуозным скрипачом — и не быть личностью. Сама по себе одаренность — лишь черта индивида, его индивидуальная особенность.
   «Каждая особь – отдельная личность с индивидуальными чертами характера, - утверждает Гудалл (Джейн Гудалл – английская зоологиня – авт.) – Среди шимпанзе есть и нытики, и шутники, и жадины, и альтруисты» (Ирина Черняева. Новое о законах джунглей // Любовь. 2003. №9 (162). С.14). Однако, наличие своих черт характера, даже своего, может быть, неповторимого набора этих черт, делает шимпанзе и человека индивидуальностью, но ещё не личностью. Не следует путать лицо и личность. Говорят, что лица неповторимы – как и отпечатки пальцев, и уши.    Чтобы быть личностью — надо нечто большее, чем индивидуальность. Личность – категория нравственная.
   Для того, чтобы быть личностью, человеческий индивид должен иметь по крайней мере два качества: быть свободным в своем выборе и быть нравственно ответственным за свой выбор. Но для того, чтобы быть свободным в своем выборе, надо иметь право на выбор. Право на свободу. В тоталитарном обществе такой свободы и такого права нет. В таком обществе за нас выбирают другие. Нам остается только участвовать в спектакле выборов.  Мы все должны были участвовать в таких позорных для нас спектаклях, как государственные выборы, потому что наш тоталитаризм прикрывался фиговым листком демократии. Такой подлый и лицемерный тоталитаризм намного хуже прямого и откровенного тоталитаризма. И мы утверждаем, что такие выборы без выбора нанесли, возможно, наибольший вред нашим душам, нравственно развратили нас в наибольшей степени. Ведь нас насильственно загоняли на избирательные участки, нас периодически насиловали — и мы «отдавали свой голос», а вместе с ним и свое человеческое достоинство, свою совесть, свою гордость, свое право называться личностью.
У человека должна быть подлинная свобода выбора. И более того — свобода самовыражения.
Однако одна лишь свобода тут же оборачивается произволом. Часто говорят, что тоталитаризм тем и хорош, что там хотя и нет свободы, зато нет и массового произвола. Там порядок. Без свободы, мол, жить можно, а без порядка нельзя. Воспоминание о таком порядке, ностальгия по нему, — та реальная и мощная сила, которая тянет нас в прошлое. И мы забываем, что за этот порядок внизу мы платили полным произволом вверху. Например, решение о вводе войск в Афганистан принимали три-четыре человека, выжившие из ума по возрасту. Что нам это стоило — теперь более или менее известно. Хотя и не все. В тоталитарном обществе все засекречено. Все становится государственной тайной. Так легче творить произвол. При тоталитаризме свободны лишь вожди. Но их свобода — произвол. У них нет никакой ответственности: ни правовой, ни нравственной. Они индивиды, а не личности.
Но коль скоро у народа, у людей, составляющих народ, нет свободы, то нельзя говорить и о нравственной ответственности народа. Он только безгласный исполнитель воли вождей. Так и складывается этот ужасный монстр — тоталитарное общество.
   А что же такое — эта нравственная ответственность? Это то, чего лишены люди, живущие при тоталитаризме, когда все решают за них, а им остается только повиноваться и исполнять. Это совесть и стыд. Совесть как нравственная ответственность перед самим собой. Стыд как нравственная ответственность перед другими. Бессовестность и бесстыдство — самые страшные язвы на душе нашего общества, на наших душах.
Антитоталитарии — те, кто одновременно стремятся оградить по возможности личную свободу индивида от подавляющих его структур и вместе с тем пробудить в наших с вами душах совесть и стыд, утраченные  при чудовищном строе с его иезуитской формулой: «нравственно все то, что служит построению коммунистического общества» (перефразировка старого иезуитского правила: «цель оправдывает средства»).
   Для антитоталитариев безразличны расовая принадлежность, национальность, семейное и социальное положение, религиозная принадлежность, пол, возраст, образование, индивидуальная одаренность и даже партийность человека. Все это внешнее. Главное, чтобы человек был личностью, то есть свободным и нравственно ответственным за свою свободу индивидом. Но чтобы «быть», надо «стать».

2003


Рецензии