Секвенция. Лучше, когда понемногу
Привычное сравнение развития событий с движением по спирали (которое заставляет меня представить пружину, подвешанную на штативе для проведения опыта по определению коэффициента жесткости), вполне можно перенести в сферу музыкальную. В музыке последовательное повторение какой-нибудь музыкальной фразы на различной высоте носит название «секвенции».
Секвенция утверждает лад, придаёт произведению динамическое движение и тем самым «разъясняет» саму идею композиции. Восходящая секвенция, если она ещё и в мажоре, неизменно воодушевляет, увлекает вперёд. Такую секвенцию можно сравнить с развитием сердечных отношений. Хорошо задуманную, со сложным мелодическим и гармоническим рисунком восходящую секвенцию можно соотнести с возведением куполов на храме. А которая попроще – с установкой макушечки на новогодней ёлке. Секвенция нисходящая вызывает ощущение угасания эмоционального накала, некоторого исчезновения и растворения. Это уже немного грустнее.
Использование в музыкальной композиции элементарных, упрощённых секвенций способно подпортить репутацию любому композитору. Такую музыку могут посчитать примитивной и бедной, так как незамысловатые секвенции чаще всего характерны для популярной фольклорной и эстрадной музыки. Абсолютно точно, что секвенции хороши, когда они не пересыщают произведение. То есть, как в жизни – надо чтобы хорошего было помаленьку. Cлушая недавно Concertos Grossos оп.3 - одно из ранних произведений Георга Фридриха Генделя - подумалось: как прекрасно, что в дальнейшем великому композитору удалось избежать чрезмерного использования секвенций в своих сочинениях, иначе бы о них говорили так же, как о концертах Вивальди, что все они похожи между собой.
Свидетельство о публикации №210060800175