Возлюби ближнего, как самого себя

Каждый человек хоть раз в жизни слышал фразу (или, если угодно, заповедь) – возлюби ближнего, как самого себя. Чаще всего её повторяют христиане, хотя «патент на её изобретение» им не пренадлежит. Данная заповедь взята из иудаизма. Как это ни прискорбно для христиан, но не Иисус её придумал. Однако этот очерк не для того, чтобы разбираться в авторстве. Его цель – разобраться, как верующие понимают эту заповедь.

Это только на первый взгляд разбираться не с чем: относись к окружающим хорошо, вот тебе и заповедь. Но ведь сказано: не к «окружающим», а к «ближнему»; не «хорошо», а «возлюби». И самое странное - «как самого себя». Хитро закручено!

Чтобы не получился «испорченный телефон», я попросил верущих, среди которых имелись также профессиональные проповедники, то есть люди, в вопросе религии подкованные, прокомментировать данную заповедь. Мои вопросы, как мне казалось, были простыми для опытных рассказчиков про бога. Вот они:

1. Что эта заповедь означает?
2. Кто этот ближний? (друг, сосед, единоверец, все люди земли или кто-то избранный)
3. Зачем любить ближнего?
4. Что будет, если не будешь любить?
5. Как должна выражаться любовь к ближнему?

Вроде бы просто. Люди, верящие в бога, обязаны знать... я так думал. Ответы не заставили себя долго ждать. Вот их примеры:

«Начнем с того, что слово ближний уже говорит само за себя. Есть ближние и дальние. В притче о добром Самарянине Иисус показал, кто может являться нашим ближним. Это люди участвующие в нашей жизни и вносящие свой вклад в нашу жизнь. Забота - одно из основных качеств любви. Мы не можем любить всех одинаково, но желать добра можем всем. И это тоже есть любовь. Если мы не любим людей, то мы не можем любить Бога. Такая любовь выражается в терпении и милосердии. Бог есть Любовь»

Много слов вокруг да около. С натяжкой можно принять ответ на второй вопрос: ближний - это тот, кто мне помогает; и на пятый вопрос: забота - есть любовь. Тогда заповедь должна звучать так: "Заботься о том, кто делает тебе приятное". Или вот:

«Помоги сам кому-то и ты станешь ему ближним, не обязательно ждать такого ближнего с позиции, он найдет меня и поможет и это мой ближний, иди и помогай сам и становись ближним тому кому ты протянул руку помощи, подражай Христу, ведь Он не сидел на месте, а шел Сам, постоянно двигался и перемещался»

Я всё жду чёткого ответа. Проповедники из кожи вон лезут, но ответа, как не было так и нет. Вот еще перл:

«В нормальном эгоизме тоже нет ничего плохого! Все в этом мире мы делаем для себя! Помогаем людям для себя, воспитываем детей - для себя, верим - для себя, и не верим тоже для себя! Просто надо понять , что я - это не просто тело, Я - это тело + (внутреннее бессознательное для материалистов) душа+ мир, который нас окружает»

Много красивых фраз, жонглирование словами, но поставленные мной вопросы проигнорированы. После долгих обсуждений удалось услышать что-то более или менее определённое:

«Любящий себя человек будет стремиться сделать свое окружение лучше»

Подводим резюме сказанному, как же верующие понимают свои чудесные заповеди.

1. Любить – значит делать какие-то добрые дела человеку или желать ему добра.
2. Ближний – человек, который физически находится где-то поблизости и делает тебе что-то приятное или полезное. Сегодня он тебе сделал добро – стал ближним, которого надо возлюбить; завтра напакостил – стал дальним, которого любить не надо. Гибкая заповедь. Можно перевернуть, как угодно.

Но самая страшная присказка: «как самого себя». Себя мы очень любим. Любой косой взгляд в нашу сторону, любую недобрую ухмылку или словесный выпад мы воспринимаем очень болезненно. Взять этого самого «ближнего», разве также мы будем переживать за него, как за себя? Нет. Мы можем его пожалеть, но его боль – не наша боль.

На оставшиеся три вопроса так никто и не решился ответить, и это не удивительно, учитывая предыдущие ответы. Совершенно очевидно, что верующие сами не понимают значение этой заповеди, но положение обязывает отвечать, что приводит к конфузам.

Под их определение «любви к ближнему» можно впихнуть всё, что угодно, особенно если учесть, что в «здоровом эгоизме нет ничего плохого». Скажем в педофилии, распространённой еще век назад, вполне можно разглядеть «любовь к ближнему». Какой-нибудь богатый старикашка брал себе в жёны совсем девочку (за что сегодня его бы посадили). Заботился о ней, кормил ее, одевал... и реализовывал с ней свои сексуальные фантазии. А что такого? «Здоровый эгоизм», он же заботится о девушке. С чего вдруг ему просто так стараться?..

Сегодня пример с педофилией многих возмутит, но какие-то сотню-другую лет назад, это было в порядке вещей среди истово верующих.

Всё это я к чему. Уже много веков гуляет заповедь «возлюби...» по миру; много веков повторяют ее верующуе, а любви никак не получается. Так что же происходит: заповедь заведомо не реализуемая или понимание заповеди неверное? Судить вам.

P.S. Если кто-то хочет попытаться ответить на указанные в начале 5 вопросов - милости прошу.


Рецензии
1. Что эта заповедь означает?
2. Кто этот ближний? (друг, сосед, единоверец, все люди земли или кто-то избранный)
3. Зачем любить ближнего?
4. Что будет, если не будешь любить?
5. Как должна выражаться любовь к ближнему?
-------------------------------------------------------------------------------
1. Эта заповедь означает,что людей, с которыми ты просто общаешься и живёшь надо просто любить духовно.
2. Ближние - это люди, с которыми ты проживаешь в повседневной жизни и временные, которых ты даже видишь первый раз в жизни, но имеешь с ними какое-либо дело или диалог. Любить их до тех пор, пока они действительно тебе не нагадят, потому что они не знают, как надо любить ближнего своего, потому и шли бы они дальше..это про временных, а про постоянных ну оочень сложно..
3. Любить ближнего надо для того, чтобы в мире была повсеместная любовь, а не злость и ненависть.
4. Если не будешь любить ближнего - то и будет, "война", ну или ладно, ад.
5. Любовь к ближнему должна выражаться в первую очередь в уважении, а дальше война план покажет.

Марина Маринина 3   01.02.2014 14:20     Заявить о нарушении