Чокан и суверенный Казахстан

   (статья опубликована в газете «Правда Казахстана» №18 (390) от 14 мая 2010 г.)

Целью настоящей публикации является не напоминание о фактах яркой биографии гения Степи – о них писали многие. Хотелось бы высказаться о возможности использования в суверенном Казахстане  значительного потенциала, заложенного в трудах Чокана Валиханова, поражающих вдумчивого читателя глубиной и свежестью мысли. А также рассказать о раритетах, связанных с этим талантливым сыном нашего Отечества. Эти знания могут способствовать развитию чувства патриотизма у всех казахстанцев.
В ноябре этого года исполняется 175 лет со дня рождения великого казахского ученого Чокана Валиханова. Чокан ушел из жизни, не достигнув  30-летнего возраста. После его смерти многочисленные исследователи освещали его деятельность как этнографа, географа, историка, художника, лингвиста, писателя, военного разведчика, и все это соответствует истине, отражая богатейшее творческое наследие выдающейся личности.

Путь Чокана в образовании

О проблемах в системе образования, претерпевшей множество реформ, несмотря на то, что советская система получения знаний, по мнению международных экспертов, была одна из лучших в мире, написано много исследований. Поэтому хотелось бы осветить только одну из ее немаловажных граней – прохождение практического обучения будущих специалистов.
В последние годы мы часто встречаем новоиспеченных инженеров, которые не только не поработали практически, даже не видели заводов по профилю своей специальности! Это происходит и оттого, что форма собственности на предприятиях страны сейчас в основном частная, двери их закрыты для посторонних лиц и из-за необходимости дополнительных денежных средств для практического обучения, проезда и проживания студентов. В лучшем случае «практику» они проходят в каком-нибудь профильном научно-исследовательском институте в том же городе, где находится ВУЗ. Не лучшим образом дела обстоят и у представителей гуманитарных профессий.
На наш взгляд, было бы целесообразно, если б Министерство образования и науки ввело в программу обучения будущих гуманитариев, да и представителей других профессий, связанных с исследовательской деятельностью,  посещение и прохождение практических занятий в Музее Чокана Валиханова, находящегося в Алматинской области, в селе Шанханай - сейчас оно называется Шокан аулы. Для многочисленных университетов южного региона это будет незатруднительно, ведь музейный комплекс находится всего в двух часах езды от Алматы, в 20 км от Сары-Озека.
К сожалению, даже многие алмаатинцы не знают, что в этой местности, близ Национального парка «Алтын-Эмель», покоится наш великий предок Чокан Валиханов. У могилы Чокана возложен громадный белый камень на котором выбита надпись: «По желанию Туркестанского Генерал-губернатора,  Генерал-адъютанта фон Кауфмана во внимание ученых заслуг Валиханова положен сей памятник Генералъ-лейтенантом Колпаковским в 1881 году». Этот же текст изложен на казахском языке арабскими буквами. В 1958 году на могиле был воздвигнут гранитный обелиск с бюстом.

Земля Чокана

В селе Шокан аулы имеется поистине уникальный музей, построенный в 1985 году, в котором собрано множество экспонатов о деятельности Чокана, копии оригиналов его записей и писем друзей и современников, отражающие многогранность его таланта.
На вершине высокого холма рядом с музеем возвышается величественный бронзовый памятник, отлитый в Санкт-Петербурге в 1979 году. Само посещение этого священного места сродни паломничеству в «научную Мекку», заряжает исследовательским духом многие пытливые умы.
Музей Чокана Валиханова, этот символ науки, значимость которого трудно переоценить, сегодня переживает не лучшие времена. Здание музея и прилегающая территория нуждаются в ремонте и обновлении. Входившая ранее в комплекс гостиница для ученых разрушена и требует полного ремонта. Самое время к 175–летию великого исследователя вдохнуть новую жизнь в эту историческую достопримечательность страны и сделать ее постоянно действующим учебным полигоном для будущих ученых-первооткрывателей. Тем более что музей находится в живописном уголке природы неподалеку от Национального парка «Алтын-Эмель», у подножья горы Матай, где произрастают многие лекарственные травы. Учащиеся могут воочию увидеть сакские курганы, древние петроглифы и с головой погрузиться в историю. Для студентов-гуманитариев Астаны, севера и востока страны знакомство с творчеством выдающегося ученого можно организовать на родине Чокана в Сырымбете, близ Кокшетау, где также имеется Музей Чокана Валиханова. Здесь хранятся документы, связанные с его творчеством. Природные достопримечательности этого оазиса степи будут прививать любовь к родной земле. А в Западном Казахстане можно открыть специальный инновационный учебный центр имени Валиханова.
Программа «Культурное наследие», масштабно финансируемая в последние годы из государственного бюджета, несомненно, приносит определенные результаты, которые вызывают подлинный интерес как в Казахстане, так и за рубежом. Продолжены раскопки и реставрационные работы (правда, не бесспорные) загадочной крепости Акыртас в Жамбылской области. Приоткрываются тайны Чиликты и Берельских курганов в Восточно-Казахстанской области. Возобновлены археологические исследования древнего городища Отрар в Южно-Казахстанской области.  Эти работы тесно связаны с намерениями развивать туристическую отрасль в стране. Хотя многочисленные публикации в прессе с пожеланиями отремонтировать дороги к этим и другим историческим памятникам, в том числе к святилищу Тамгалы, внесенному в реестр ЮНЕСКО, к Мавзолеям Джучихана, Алашахана и Домбаула у отрогов хребта Улытау, остаются безответными со стороны властей.

Место в «Культурном наследии»

Порой складывается впечатление, что часть средств программы «Культурное наследие» тратится не совсем рационально. В частности, финансируются поездки избранных лиц за рубеж, печатаются в заграничных типографиях красочные книги определенных авторов.
Вызывает также глубокое сомнение научная и практическая ценность для общества некоторых изысканий. Например, скрупулезное исследование и перевод писем некоторых казахских ханов тем же китайским императорам, многомиллионные долларовые затраты на установку и реконструкцию памятников легендарным персонам за рубежом. В то же время остается не до конца изученной и закрепленной в сознании масс реальная, подтвержденная документами новейшая история Казахстана и работы творческих личностей республики в течение последних двух столетий. Результаты работы ученых, к сожалению, пока не используются широко и эффективно для повышения уровня современных знаний.
Возможностью использовать практически достижения Чокана Валиханова, одного из самых видных представителей казахского народа, является, к примеру, следующее. Многие знают, что Чокан был первым живописцем в Степи. Он начал изображать в своих картинах людей, что раньше не практиковалось в кочевой среде. Многие его работы, в частности прекрасные акварели, находятся и поныне в архивах Библиотеки имени Салтыкова – Щедрина в Санкт – Петербурге. Почему часть средств, выделяемых по программе «Культурное наследие» не направить на то, чтобы выкупить их у России? Если в Центральном музее изобразительных искусств в Алматы сделать отдельную, постоянно действующую экспозицию «Чокан Валиханов – художник», это вызовет неподдельный интерес у посетителей и послужит образцом для начинающих мастеров. На наш взгляд, это был бы яркий проект программы «Культурное наследие», полезный для многих людей, а не только для узкого круга специалистов-историков.

Чокан Валиханов в нашей судьбе

Наш священный долг состоит в том, чтобы все последующие поколения знали о жизни и деятельности этого выдающегося человека. Научные работы, литературные произведения и переводы Шокана Валиханова отвечали самым высоким критериям, а его исследования изучались в университетах России и Европы. Пытливый исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана, отважный путешественник, он первым из ученых, рискуя жизнью, проник в неведомую Кашгарию. В некрологе, посвященном его кончине, было сказано: «Поездка эта была географический подвиг. Со времен Марко Поло Кашгар не был посещен ни одним европейцем, кроме несчастного Адольфа Шлагинтвейта, убитого в этом городе».
Чокану посвящали свои воспоминания выдающиеся его современники – Ф. Достоевский, П. Семенов-Тяньшанский, Г. Потанин, И. Березин. Отчего же на юридических факультетах университетов нашего суверенного Казахстана при изучении истоков права даже не упоминают работу Чокана Валиханова «Записка о судебной реформе»? Не оттого ли, что там изложены такие мысли: «На мнения привилегированных классов общества следует смотреть не иначе, как на отрицательное выражение истинных народных нужд, ибо интересы знатных и богатых людей, даже в обществах высокоцивилизованных, бывают большей частью враждебны интересам массы, большинства».
Почему же в учебных программах наших школ нет  прекрасных работ Чокана «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О состоянии Алтыншара» и «Заметки по истории южно-сибирских племен», способных привлечь внимание молодого поколения к  его жизни и творчеству, зажечь в них тягу к исследовательской деятельности?  А разве опыт работы Чокана Валиханова в Азиатском департаменте МИД России, на который была получена очень лестная характеристика министра иностранных дел князя Алексея Горчакова, не может быть полезен слушателям нынешней Академии государственной службы Республики Казахстан?  Собранные им нумизматическая и горная коллекция, гербарий, уникальные восточные рукописи, образцы прикладного и декоративного искусства, требуют восстановления и всемерной популяризации. Необходимо также провести дополнительные изыскания трудов ученого в архивах Семипалатинска, Омска, Алматы, Санкт-Петербурга, Киргизии и Академии наук России, ведь Чокан стоял у истоков научной мысли в Казахстане.
Творческое наследие Чокана Валиханова, его труды и деятельность остаются неиссякаемым источником вдохновения для ученых, писателей и представителей всех творческих профессий. А короткая, но светлая и насыщенная биография может служить маяком для нашей молодежи, освящая ей дорогу в жизни не как «промелькнувший метеор», как сказал экспромтом Сабит Муканов, а как яркая путеводная звезда, указывающая путь к новым достижениям цивилизации!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.