Новая нац. идея

Новая национальная идея.
Формирование новой национальной идеи, процесс весьма сложный и труднотслеживаемый. Одно можно сказать наверняка: потребность таковой идеи, в большей или меньшей степени, неизменно существует в массах. И если на протяжении определенного отрезка времени таковой идеи нет, возникает некий "вакуум идей", требующий заполнения. Но ни чем попало, а той формой идеи, которая последовательно следует за целым рядом идей предшествующих. Форма эта должна обладать определенными параметрами: в первую очередь быть приемлемой для большинства, во вторую -  в меру неосуществимой. Почему неосуществимой? Почему не логичной и реальной, а именно более мечтой, чем идеей? На это имеется достаточно веские причины.
Помимо потребностей естественных, человек, по мере своего развития, обретает потребности социальные - такие, как желание иметь друзей и единомышленников, занимать определенное положение в обществе и многие другие. Чем более развит человек, тем выше его притязания, ибо само эволюционное развитие требует постоянного повышения качественного уровня выбора. Но, несмотря ни на что, самые естественные, врожденные потребности, организм сам ставит выше всех прочих, не считаясь со всем условным и привнесенным, подобно как условные рефлексы могут формироваться и исчезать без видимого вреда для особи, но отсутствие рефлексов истинных (безусловных),  почти всегда указывает на патологию.
Потребность подчинятся и повелевать, можно отнести к врожденным потребностям: она существует в человеке, вне зависимости от его воспитания, образования и менталитета, равно как и потребность поклонения идее. Жажда веры во что бы то ни было есть потребность почти физическая. Но объект веры не диктуются нам внутренними законами, мы выбираем его сами, ориентируясь на сложные социально-духовные процессы того общества, к которому принадлежим. Процент верующих и атеистов, всегда колеблется и зависит от очень многих факторов: международных политических событий, событий внутри государства, национально-исторических особенностей и настроений, наконец, культурных и духовных ценностей нынешних и предыдущих поколений. Так, возникновение нового музыкального течения резко меняет образ мысли широких масс, хотя в большинстве случаев,  течение это связано скорее с философией, чем с музыкой, то есть, в первую очередь, с потребностью самих масс в той или иной философии.
Сегодня, как, впрочем, и задолго до того, ни одна из идей, сама по себе не является новой по следующему принципу. Человек воспринимает действительность, чаще всего исходя из собственного жизненного опыта, в совокупности с опытом окружающих. Обучение исключительно на чужом опыте почти всегда не возможно, ибо человек, хотя и имеет перед глазами чей-нибудь печальный пример, не способен до конца осознать и более того, даже до конца поверить в возможность подобного примера с ним самим. Потому личный опыт в системе познания  играет главенствующую роль. Но помимо этого, каждый человек, прежде себя, принадлежит своему времени, и не может от него не зависеть. Его внутренние убеждения, сталкиваясь с убеждениями общепринятыми, с нормами большинства не могут не терпеть краха или хотя бы переформирования, в противном случае, закончатся социальной гибелью индивида. Как каждый человек принадлежит своему времени, так и само время есть принадлежность идеи. Каждое новое поколение, достигая дееспособного возраста, старается сформировать свои собственные взгляды на окружающую действительность, единственным критерием которых является отличие от взглядов предыдущих поколений. Притом что подобное происходит  вовсе не по глупости молодых поколений, а по жестокой необходимости, диктуемой законами социальной эволюции. Каждое новое поколение обязано привносить новые идеи, иначе остановится развитие социума. Стоит отметить, идеи эти, сами по себе, не становятся  более умными или более глупыми.
Изначально формируясь, каждое общество не имеет идей. У него есть только одна забота и одна философия: борьба за собственное существование. Поколение за поколением развиваются традиции и отношения, налаживаются старые и формируются новые социальные институты и механизмы, и так до тех пор, пока  в отдельно сформировавшемся государстве, не возрастет то поколение, которое при появлении на свет, уже не несет с собой мысль о борьбе за существование. Его отцы и деды обеспечили и подготовили ему надежное настоящее и будущее. И именно в этот момент борьба за существование, которую человек ведет с природой, перерастает в борьбу идей, которую он ведет уже с сам собой. Здесь впервые формируется понятие либеральной идеи. То есть идеи,  направленной на разрушение старого и создание чего-то нового. Но уже эта первая и самая безобидная идея практически неосуществима и именно по своей неопределенности. Во-первых, неясно, что нужно разрушать, а что оставить, и уже здесь начинаются первые разногласия,  во-вторых, и главное,  неясно, что же нужно строить? Но либерализм, сам по себе, никогда не доходит до крайних мер. Ограничиваясь одними лишь течениями, настроениями, и мелкими реформами. В  либерале сильно желание первых основателей общества - желание строить, но общество уже построено, и от того, не видя иного исхода, раздается первый призыв к разрушению.
Сразу же за либеральным, нарождается следующее поколение, которое то же, не имея необходимости физического выживания, но имея потребность в обновлении идеи, идет дальше своих предков либералов - в направлении радикальном, уже не ограничиваются одними разговорами, только потому одному, что ими ограничивались их отцы и деды. И вот в этот короткий миг общество переходит от самосозидания к саморазрушению, с тем, что бы начать новый виток своего развития. Новое и несколько последующих поколений уже не интересуются идеями, и подобно своим далеким предкам, заняты борьбой за существование. И снова, только стоит им сколь-нибудь устроить себя и свое потомство, нарождается либеральное, а затем радикальное поколение, и снова революция, снова консерватизм, и так далее и тому подобное. По этой модели развиваются почти все государства, с незначительной, в таком масштабе, разностью идей. 
Из данной схемы можно с легкостью заключить, что человечество движется по некой спирали, создавая все новое и новое, но проходя при этом один и тот же путь. Однако движение это неравномерно, существует множество факторов катализирующих и приостанавливающих этот процесс. Последнее называется "вакуумом идеи".
Национальная идея - есть топливо для двигателя отдельно взятого государства. Под её влиянием развиваются города и предприятия,  строятся дороги, и каналы, выигрываются чемпионаты и ставятся мировые рекорды. Но если её нет? История знает достаточно таких примеров. Эпоха отсутствия идея - есть декаданс. Упадок. Вакуум идеи, и как следствие, вакуум веры в идею. Именно в этот момент и происходят исторические переломы, рушатся старые и возникают новые мировые идеологии. Но здоровая, логичная человеческая идея не может заполнить вакуум, именно по своей здравости и... осуществимости. Человеку необходимо верить, и если не в бога, не в идею о боге, то во что бы то ни было, но именно такое, что никогда бы не могло осуществиться. Иначе пропадет самый смысл веры. Здоровое и логичное решение не может быть принято на веру, ибо оно, по сути, есть аксиома. Именно фантастическое и чудесное занимает место, удовлетворяя погибающее в безыдейности общество.
Именно в таком положении, в таком вакууме идеи находится сейчас русский народ. Он может броситься во что угодно, в любую крайность: от национализма к язычеству, от самодержавия к мусульманству. И можно только надеяться, что наша очередная народная мечта не окажется очередным трагическим заблуждением.


Рецензии
любой истребляемый народ идёт к национальной идее либо гибнет-
сегодня нацидея это РУССКАЯ РЕСПУБЛИКА-мы должны обрести равные политические права с другими народами России и СНГ.

с покл нч!

Ник.Чарус   14.08.2010 00:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.