М. Горький

Есть писатели, любовь к которым нельзя привить, есть среди них и такие, которых, и совсем нельзя полюбить. И вот этих-то писателей, чаще всего и прививают насильно.
Интерес к Максиму Горькому сегодня несколько  угас. Особенно если сравнивать с былой его славой. А ведь не далее, как полвека назад почет воздаваемый писателю был непомерен, слава - оглушительна. Теперь же и ругать почти перестали, что, конечно, было бы лучше полного забвения. Некоторое время назад, раздавались, и теперь раздаются, настойчивые голоса, призывающие исключить произведения автора из школьной программы, чаще всего упирая на то, что Горький - это советский писатель и что произведения им написанные - произведения с идеологией,  следовательно, чужды и вредны. Почти всегда делающие подобные заявления, решительно ничего не знают ни о Горьком, ни даже о школьной программе, за которую столь ратуют.
В 7-м классе детям полагается к прочтению автобиографическая повесть "Детство" и рассказ "Старуха Изергиль", в 8-м классе - "Песня о соколе", а в 11-м роман - "Фома Гордеев". Ни в одном из этих произведений нет ни следа коммунистической мысли. Горького во многом можно упрекнуть, но только не в этом. Единственный "роман с направлением" - "Мать", писанный в 1905 году, не делает Горького большевиком. Более того, в период 1917 - 1919 он активно критикует партию и её методы, а в 1921 и вовсе покидает страну из-за серьезного идеологического конфликта.
Особое внимание заслуживает само творчество М. Горького.
Читая его произведения почти невозможно не увлечься силой слова писателя, глубиной и живостью его образов. "Достигаев и другие", "Егор Булычев", "Мещане", "Варвары", "Дело Артамоновых" - пьесы и повести пролетают одна за другой, но в то же время что-то отвратительное, чуть не гадкое сочится из этих строк. Читатель с первых страниц произведения начинает испытывать антипатию к героям. Из книги в книгу из романа в роман одна лишь беспросветная тупость и беспричинная жестокость. Жестокость тем более отвратительная, что всегда почти имеет целью родных и близких: сестер и братьев, детей и родителей. Что это? Нужно ли это? Неужто кисть художника не нашла себе более достойного образа? И вот читатель уже перестает понимать сюжет, и вот уже начинает казаться, что сюжет и вовсе отсутствует.
Главная линия произведения, чуть ни с первых сцен, перетекает в нелепую, почти площадную ругань, не прекращающуюся до конца повествования. Подобное не встречается ни у одного другого писателя, и тем больше вызывает вопросов. Например, зачем понадобилось Горькому рисовать семейство Булычевых? Зачем нужны такие персонажи? Для чего во всей этой пьесе, нельзя найти не то что положительного, но даже и сколь-нибудь нейтрального персонажа? Для того ли, что все изображенные в ней подлежат уничтожению?
И вот, одни авторитетные исследователи подробно объясняют нам, что пьесу "Егор Булычев и другие" Горького "вынудили" написать, указывая на то, что год выхода произведения - 1933 совпадает с репрессиями 30-х годов, и что описанные автором персонажи, как раз и есть те классовые враги, которых нужно  наиболее ярко обозначить. Другие же исследователи, ничуть не менее авторитетные, подчеркивают, что по возвращении в Советский Союз Горький написал только три крупных произведения: "Сомов и другие", Достигаев и другие" и Егор Булычев и другие" параллельно работая над романом "Жизнью Клима Самгина". И поскольку все три пьесы описывают дореволюционную Россию, исследователи доказывают, что после 1928 года Горький хоть и пишет о Советском Союзе, но все это произведения публицистические, а не художественные. Что, в свою очередь, ярче всего говорит о том, что новой советской действительности писатель не принимает,  предпочитая ей угрюмую дореволюционную.
Подобные споры, то утихая, то разгораясь с новой силой, носят характер теоретический и на деле ни мало не способствуют обнаружению истины. В биографии писателя действительно много белых пятен. Прошедший век и, замечательная во всех отношениях, эпоха оставили немало трудов и о Горьком и о его творчестве. Но можно ли считать их достоверными? К сожалению, нет. Эпоха новейшая, в свою очередь, то же произвела достаточное количество исследований, и многие из них так же не заслуживают доверия. Если советские исследователи имели своей целью укрепление Советского Союза, то постсоветские - его развенчание, в обоих случаях ставя перед собой не столько научную, сколько политическую цель. Последнее же является совершенно непозволительным. Рассматривая сегодня личность писателя можно опираться только на бесспорные и общепризнанные факты. Вот те из них, что известны наверняка.
Алексей Максимович Пешков родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отца Горький почти не помнил и повесть "Детство" начинает сценой его похорон. Смерть Максима Савватеича Пешкова уже одним тем повлияла на судьбу Горького, что из выбросила его из привычной обстановки и поместила в новую, враждебную: из заботливой любящей семьи в злобно-равнодушную. Первые осмысленные впечатления Горького ужасны: "Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие".
"...Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко — петухом — закричал:
 — По миру пущу! ...
...Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь....
...Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно вскрикивал:
— Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и...
Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжелым голосом:
— Окаянные, дикое племя, опомнитесь!
Дед, натягивая на плечо изорванную рубаху, кричал ей:
— Что, ведьма, народила зверья?"
Подобные сцены происходили в доме Кашириных чуть не каждый день.
Мать Горького - Варвара Пешкова мало принимает участия в домашних делах, а скоро и вовсе уезжает, оставив сына на попечение бабушки Акулины Ивановны. Бабушка является ключевой фигурой в воспоминаниях писателя; самую повесь "Детство" Горький одно время хотел назвать в её честь. Почти все светлые воспоминания, так или иначе, связаны с этой фигурой. С самых ранних пор приметчивый взгляд ребенка улавливает страшную и злую закономерность: Люди дурные и жестокие неизменно подчиняют себе людей добрых и великодушных. Бабушка Акулина Ивановна физически намного сильнее своего супруга и в то же время с покорностью сносит все его побои и истязания. Мастер Григорий Иванович человек кроткий и добрый, постоянно становиться объектом злобных насмешек. На протяжении многих лет он неустанно работает на Кашириных, и когда, состарившись, он слепнет его выгоняют на улицу, вынуждая "идти по миру".  Веселый и жизнерадостный Цыганок раздавлен насмерть огромным дубовым крестом, который на него роняют двое сводных братьев Михаил и Яков. Последний из которых и купил этот крест, дав себе зарок отнести его на себе к могиле собственной жены, которую он систематически и без всякой причины избивая, под конец и убил.
Заметим здесь, что все эти сцены подробно описаны в повести "Детство". И хотя подобную литературу, может быть, действительно не стоило бы изучать в 7-мом классе, но в первую очередь потому, что в этом возрасте почти ничего из описанного нельзя понять.
Единственным методом воспитания в доме Кашириных были розги. Это почти ритуал, аккуратно повторяемый каждую неделю. Что же до науки, то Акулина Ивановна была неграмотна, и чтению и письму Горького учил сам дед по псалтырю. Все учение, как здесь, так и в гимназии, преимущественно сводилось к изучению религиозной литературы: евангелия, жития святых, молитвословы и проч. Алексей впитывает в себя все что видит и слышит вокруг: рассказы деда, сказки, песни и стихи бабушки. Последние довольно сильно повлияли на его творчество, особенно в ранний период.
"В  детстве я представляю сам себя  ульем,  куда разные простые, серые люди сносили,  как пчёлы, мёд своих знаний  и дум о жизни,  щедро  обогащая душу мою,  кто  чем  мог. Часто мёд этот бывал грязен и горек, но всякое знание - всё-таки мёд".
Впрочем, подавляющее большинство этих "знаний" были не более как ни на чем не основанный вздор и бред. Тем более и "думы" на нем основанные. Что же до действительных знаний и настоящих положительных впечатлений, то люди оставлявшие их зачастую не принадлежали ни к крестьянам, ни к пролетариям, ни тем более, к мещанам. "Хорошее Дело" - не то инженер, не то ученый выжитый из дому семьей Кашириных, дети полковника Овсянникова, чуть ни единственные любящие и заботящиеся друг о друге существа во всей книге. Отчим Горького - обедневший дворянин, первоначально возбуждавший ненависть в Алексее, но уже в повести "В людях" предстает другом и учителем будущему писателю. "Королева Марго" - благородная дама, воплотившая в себе юношеские идеалы Горького. Студенты-заговорщики, пленявшие романтикой тайных сходок. Что же касается самого народа, то Горький так пишет о нем в своих воспоминаниях: "Когда говорили о народе, я с изумлением и недоверием к себе чувствовал, что на эту тему не могу думать так, как думают эти люди. Для них народ являлся воплощением мудрости, духовной красоты и добросердечия, существом почти богоподобным и единосущным, вместилищем начал всего прекрасного, справедливого, величественного. Я не знал такого народа. Я видел - плотников, грузчиков, каменщиков; знал - Якова, Осипа, Григория; а тут говорили именно о единосущном народе и ставили себя куда-то ниже его, в зависимость от его воли. Мне же казалось, что именно эти люди воплощают в себе красоту и силу мысли, в них сосредоточена и горит добрая,  человеколюбивая воля к жизни, к свободе строительства ее по каким-то новым канонам человеколюбия.
Именно человеколюбия не наблюдал я в человечках, среди которых жил до той поры, а здесь оно звучало в каждом слове, горело в каждом взгляде". Строки эти датируются 1923 годом, и прежде чем написать их писателю придётся увидеть еще немало дурного.
Семейство Кашириных постепенно разорялось и распадалось на составные части. Дед Каширин, наконец, разделил свое имущество между сыновьями, а сам с Акулиной Ивановной и Алексеем переехал в верхний этаж большого дома, нижнюю часть которого занимал кабак. Этот период воспоминаний Горького наполнен сценами пьяных драк и ругательств. Вскоре семейство снова переезжает на новое место. В новом жилище свободные комнаты сперва отдаются жильцам, а затем, по самодурству деда, жильцы распускаются. Все больше и больше разоряясь, переезжают снова. В семью возвращается мать Горького вновь вышедшая замуж помимо воли отца. Рождение ребенка, измена нового супруга окончательно подкашивают её. В последние годы жизни она часто несправедлива и груба по отношению к Алексею.
С 9-ти лет Горький вынужден идти "В люди". Он работал "мальчиком" в обувном магазине, посудомойщиком на пароходе, учился черчению в доме родственников, работал в иконописной мастерской, десятником при постройке городского рынка. В более раннем возрасте промышлял ветошничеством, собирал по дворам ненужные тряпки, кости, ловил птиц, и даже воровал лес из портового склада. Замечателен интерес молодого Горького к низам общества: "По праздникам я частенько спускался из города в Миллионскую улицу, где ютились босяки...
Я усердно присматривался к людям, тесно набитым в старый грязный каменный мешок улицы. Все это были люди отломившиеся от жизни, но казалось, они создали свою жизнь, независимую от хозяев и веселую".
Однако, несмотря на такое низкое направление знакомств, Горький, по собственному его признанию, не приучился ни пить, ни развратничать. Почти все его свободное время занимала литература. Полюбив чтение еще с гимназии, Алексей правдами и не правдами непрестанно доставал все новые и новые книги. Он читал на пароходе, в доме у хозяев, по ночам у свечки или лучины, в иконописной мастерской. Книги поглощали его, и, не смотря на все препятствия, чинимые ему разными людьми среди которых сплошь и рядом попадались ненавидящие и книги и чтение, образовал себя настолько, что осенью 1884г в возрасте 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Именно тогда он впервые познакомился и со студентами и с заговорщицкой деятельностью. Студенты, однако, не смотрели на него как на ровню, для них он представлялся каким-то народным самородком. В спорах он не участвовал и не мог их поддержать. Не поступив в университет, он устраивается работать в пекарню. Здесь же он впервые получает понятие о различных направлениях мысли того времени - толстовцы, народовольцы и проч., знакомиться с запрещенной литературой. "Все что я читал было наполнено идеями христианства, гуманизма, воплями о сострадании к людям, - об этом же красноречиво и пламенно говорили лучшие люди, которых я знал в ту пору.
Всё, что непосредственно наблюдалось мною, было почти совершенно чуждо сострадания  к людям. Жизнь развёртывалась предо мною как бесконечная  цепь вражды  и  жестокости,   как   непрерывная,  грязная  борьба  за  обладание пустяками.  Лично  мне нужны  были только  книги,  всё  остальное  не имело значения в моих глазах.
Стоило выйти на  улицу и посидеть час  у ворот,  чтоб  понять: все эти извозчики, дворники,  рабочие, чиновники,  купцы  - живут не так,  как я  и люди, излюбленные мною, не того хотят, не туда идут. Те  же, кого я уважал, кому  верил, -  странно  одиноки,  чужды и -  лишние  среди  большинства, в грязненькой и хитрой работе  муравьёв, кропотливо строящих кучу жизни;  эта жизнь казалась мне насквозь глупой, убийственно скучной. И нередко я видел, что  люди  милосердны и любвеобильны только на словах, на деле же незаметно
для себя подчиняются общему порядку жизни".
В декабре этого же года Горький совершает попытку самоубийства.
"Купив на  базаре револьвер барабанщика, заряженный четырьмя патронами, я  выстрелил  себе в  грудь, рассчитывая попасть в сердце, но только пробил лёгкое". К весне, однако, он полностью поправляется и в марте уезжает из Казани в село Красновидово. Оттуда в Самару и дальше до берегов Каспийского моря.
Следующий период жизни писателя известен нам более или менее. В 1888 году его арестовывают за связь с кружком Федосеева. В октябре того же года он поступает сторожем на станцию Добринка. Через год по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая. Три года спустя весной 1891 года Горький отправляется странствовать по стране. Еще через год впервые печатается рассказ "Макар Чудра". Начиная с этого времени Горький, ведет активную журналистскую и литературную деятельность. Вернувшись в Нижний Новгород, он публикуется в "Волжском вестнике", "Самарской газете" "Нижегородском листке". Пишет обозрения и фельетоны. В 1895 появляются рассказы "Челкаш" и "Старуха Изергиль"
В 1897г "Бывшие люди", "Супруги Орловы", "Коновалов". В 1899 - "Фома Гордеев", "Песня о Соколе".
В 1900-м году в Севастополе Горький встречает свою будущую супругу - актрису Марию Федоровну Андрееву. "Конечно, мы все актеры, знали о Горьком, - пишет Мария Федоровна в своих воспоминаниях - многие восхищались его талантом, некоторые из нас слышали о нем от Чехова, как о человеке необычайно интересном, ярком и обаятельном; слышали заранее анекдоты о его грубоватости, необычном поведении в обществе, конечно о его черной косоворотке, высоких сапогах, длинных волосах, сильном ударении на "о" в говоре, об административных гонениях на него, о его ссылке в Ялту и т.д. и т.д."
  За последние 10 лет Горький сильно меняется. Из почти бессловесного, местами чуть не пассивного юноши, каким он представляется читателю в повести "Мои университеты" он превращается в видного деятеля, который, по воспоминаниям многих современников, имел особенность мгновенно концентрировать на себе все внимание в любой компании, в которой находился.
Дружба с Чеховым, знакомство с Андреевой и другими актерами, вероятно, повлияла на его творческий путь: в 1902 году он увлекается драматургией. Создает пьесы "Мещане", "На дне", а в 1904-1905 годах выходят "Дачники", "Варвары" и "Дети солнца". В этом же году знакомиться с Лениным.
11-го января в Риге Горького арестовывают и под конвоем увозят в Петербург в Петропавловскую крепость. Однако, вскоре, под давлением общественности, выпускают. Воспоминания о заключении легли в основу романа "Мать".
В 1906 году Горький едет за границу, сперва во Францию, затем в Америку, отвечая на гостеприимство этих буржуазных стран язвительными памфлетами. В течение 7 лет живет в Италии на острове Капри. Здесь он пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
 1908 — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
 1909 — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
 1913 — A.M. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издает первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
 В период с 1912 по 1916  выходит серия рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси». Печатаются  автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.
  1917—1919 — A. M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий  и голода. В 1917 году разойдясь с большевиками в вопросе своевременности социалистической революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё.
Одним из пунктов расхождения так же стало закрытие газеты "Новая жизнь", в издании которой Горький принимал активное участие. Не устраивало писателя и повсеместное введение цензуры.
1921 — отъезд A. M. Горького за границу. В советской литературе сложился миф о том, что причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. В действительности А. М. Горький был вынужден уехать из-за вышеописанного обострения идеологических разногласий с установившейся властью.
Вообще же переписка Горького с 1917 по 1923г долгое время нигде не публиковалось. В воспоминаниях Андреевой можно найти только два письма касающиеся писателя, в одном из которых тот интересуется ценой огурцов в Москве.
Там же опубликовано письмо Ленина к Андреевой, в котором среди прочего Ульянов пишет:
"... По поводу второго (аресты) пишу А.М. (сокращ. "Алексей Максимович")
Меры к освобождению приняты. (Нельзя не арестовывать, для предупреждения заговоров, всей кадетской и около-кадетской публики. Она способна, вся, помогать заговорщикам. Преступно не арестовывать её. Лучше, чтобы десятки и сотни интеллигентов посидели деньки и недельки, чем чтобы 10 000 было перебито. Ей-ей, лучше)". Письмо это было написано 18 сентября 1919 года.   
С 1924 жил Горький живет в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. В 1925 — роман «Дело Артамоновых».
Дела Горького в тот период идут не слишком хорошо. Вынужденный покинуть Советский Союз он, однако же, не решается ни защищать, ни очернять его в глазах запада. Русская эмиграция требовала  публичного обличения большевиков, но Горький твердо хранил молчание. Дела его идут все хуже. Не найдя в нем поддержки западный читатель отворачивается от Горького. С читателем советским положение так же двусмысленно. Советская власть активно ведет диалог с писателем, но тот все не решается вернуться в Россию, и открыто поддержать большевиков. Наконец, в 1928 году, к 60-ти летнему юбилею писателя из Советского Союза приходят тысячи писем и телеграмм любящих читателей, с просьбами вернуться в Союз. Приходят приглашения от Советского правительства, журналистов и писателей и даже лично Сталина. Горький соглашается. В том же году он совершает поездку по стране, во время которой ему показывают достижения СССР. Впечатления от поездки нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».
Как свидетельствует кинематографическая хроника, въезд Горького в СССР был поистине триумфален: многотысячная толпа встретив писателя на вокзале беснуется и ликует и не успокаивается даже тогда, когда писатель садится в автомобиль, бегом устремляясь вслед за своим кумиром. Вероятно, ни один литератор в мире никогда не видел, и, вероятно, никогда больше не увидит такого почета и уважения. А ведь еще недавно он больной, почти всеми забытый, стоял на грани полного банкротства, как в литературном, так и в финансовом смысле. В 1921 году он выехал из России налегке - чуть не с одной коллекцией нефрита, которую, судя по переписке, желал как можно скорее реализовать. Почти все время за границей он существует на скудные средства своего зарубежного издателя. По возвращении же в Советский Союз ему тотчас отдается дом бывшего миллионера Рибушинского, кроме того, в его распоряжение поступает дача в Подмосковье и вилла в Крыму. Ему предлагают занять должность наркома просвещения, от которой он, однако, отказывается, а спустя некоторое время ВЦИК специальным декретом запрещает всякую неуважительную критику в адрес писателя.
Полное собрание его сочинений выходит миллионными тиражами, Горький учреждает множество газет и журналов: издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учёба». Что же касается литературы, то в это время он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).А в 1934 он проводит 1-й съезд советских писателей, выступая на нём с основным докладом.
До 1936 он пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить..
  11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького — Максим Пешков. Сам Горький умер 18 июня 1936 г. в Москве, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг А. М. Горького был извлечён и доставлен в Московский Институт мозга для дальнейшего изучения.
  Обстоятельства смерти Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на так называемом Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют непосредственно Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.


Рецензии
очень содержательная и грамотно выстроенная статья.
спасибо, автор.

Оксана Винская   07.11.2010 04:16     Заявить о нарушении
вам спасибо.

Игорь Искорьев   12.11.2010 18:23   Заявить о нарушении