Мифы ислама

Вопрос о том, что такое ислам был поставлен почти сразу после его возникновения. Первый известный ответ на него дал богослов и философ Иоанн Дамаскин живший около 675-753гг нашей эры. Ответ этот был краток: "ересь". Спустя почти пол тысячелетия Фома Аквинский дает другое определение исламу: "язычество". Оба этих утверждения не были и не могли быть верными, а между тем они-то и являются основой современного представления об исламском мире.
Ислам не мог быть еретическим учением, поскольку основатель его изначально не был христианином, и не мог отпасть от той церкви в которой не состоял. Это понимали уже и тогда, и, может быть, потому-то в Англии и Северной Германии и сложился миф о том, что Мухаммед, на самом деле, не кто иной, как шотландский кардинал Маамед, который, потерпев неудачу в борьбе за папский престол, бежал в Аравию и основал там ересь, на зло всему христианскому миру.
Обвинение же в язычестве, по сути своей, было абсурдным, поскольку не соблюдался главнейший его критерий - многобожие, а между тем именно в исламе, как ни в одной другой религии, за основной догмат веры принимается утверждение: "Нет бога кроме Аллаха". Да и само слово "Аллах" переводится как Единый Бог.
Парадоксальнее всего выглядит то, что Мухаммед и сам обвинял христиан и иудеев в искажении их же собственных священных книг и в уступках многобожию. Последнее он усматривал в христианской традиции рассматривать единого бога через три разные сущности: Бога-сына и Бога-отца и Святого Духа.
Мухаммед родился 20 апреля 571г в городе Мекка ныне священном для мусульман. Происходил он из арабских аравийских племен. Многие подробности его биографии невозможно проверить на достоверность. Но вот, что известно наверняка: родителей он потерял еще в раннем детстве - отца до рождения, мать в возрасте 6-ти лет. Воспитывал его дядя по отцу.  Примерно к 20 года стал наниматься к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента.
Когда Мухаммеду было 25 лет, он участвовал в «Союзе Благородных» (Хильф ал-Фудул). Союз этот оберегал беззащитных и обеспечивал безопасность чужестранцев в Мекке. В этом же возрасте он женится на Хадидже бинт Хувайлид, которая в дальнейшем окажет ему значительную поддержку в деле привлечения людей к исламу.
В возрасте 35 лет, он принимает участие в ремонте Каабы (кубической постройки, возведенной во внутреннем дворе Мекки; ныне она священна для мусульман). Мухаммед собственноручно установил  «Чёрный камень» на прежнее место. Этот камень, согласно преданию, был послан в знак прощения Адаму и Еве.
Если верить арабским историкам, сам Мухаммед считался человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью. Его так же называли «Аль-Амин», что означает Верный. 
Свою пророческую деятельность Мухаммед начинает в возрасте 40 лет.
Сначала у него появилась потребность в аскетизме, он уединяется в пещере на горе Хира, где поклоняется Аллаху. Начинает видеть  вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил (Гавриил), с первыми отрывками Корана.
Сначала Мухаммед проповедует тайно, а затем и открыто призывает объединяться против язычников. Всю дальнейшую его деятельность красной линией пересекает череда военных походов. Почти 20 лет мусульмане ведут обширные войны с язычниками. И к моменту смерти пророка в ислам обращается весь Аравийский полуостров, а вскоре преемники Мухаммеда («заместители», халифы) покоряют огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах (вторая династия арабских Халифов правивших с 750 по 1258) был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая.
Что же касается религиозной деятельности пророка, то ниспосланные ему аяты, по его распоряжению, сразу же записывались. Для этого у Мухаммеда было около 40 секретарей.
Есть свидетельства, что после того как секретарь записывал откровение, пророк заставлял его еще раз прочитать их и только после этого разрешал читать народу. При этом он настаивал, чтобы сподвижники заучивали откровения, ибо такое знание будет вознаграждено. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.
Откровения записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. Записи делались по мере ниспослания Аллахом аятов, но ниспослание было смешанным. Только после ниспослания целой группы аятов Пророк объявлял, в какую именно суру и в каком порядке они должны быть записаны. Были и откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили временный характер и позднее были отменены пророком.
Все аяты Корана, но в виде отдельных записей, были собраны еще по решению первого халифа Абу Бакра.
Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти пророка, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными сподвижниками пророка. Спустя семь лет после того, халиф приказал сделать копии Корана и разослать в разные мусульманские страны.
Собранные воедино, сведённые в один список в период 644—656 гг. эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом.
Коран до сих пор существует в устной форме, когда люди, согласно традиции, заучивают его целиком.
Вопрос о том, совершал ли Мухаммед чудеса остается неоднозначным. Последние прямо в Корне не упомянуты, а встречаются в основном в жизнеописаниях хадисов - его последователей. Главным же чудом Мухаммеда признается сам Коран, и то что пророк диктовал его будучи абсолютно неграмотным. Вопреки расхожему мнению, ислам представляет собой не только религию, но включает в себя еще особую государственность и диктует форму социальных отношений.
Совмещая в себе и общество и государство и культуру ислам не делал между ними принципиальных различий. Охватывая столь многие области человеческой жизни это религиозное учение, так и не произвело института духовенства, а, следовательно, и единства среди верующих. Наибольшим авторитетом пользуются ученые наиболее начитанные в коране. Многие из них имеют свое собственное толкование и своих учеников. Однако идеологические основы религии везде остаются неизменными это шесть столпов веры и пять столпов ислама.
Столпы веры:         
    * Вера в Аллаха
    * Вера в Ангелов.
    * Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Торы, Евангелия, а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания как бы отменяются Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех Священных Книг, кроме Корана, искажены.
    * Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
    * Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
    * Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. .

Столпы ислама
    * Шахада — соблюдение строжайшего Единобожия
    * Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят).
    * Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы.
    * Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан.
    * Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Ислам полагает себя последней религией, и не отвергает ни христианство ни иудаизм, так как они то же были ниспосланы Аллахом. Согласно исламу, все эти учения имеют общий источник - Мать-книгу, которая храниться у Единого Бога. Не отвергая ни Моисея, ни Иисуса Христа, мусульмане считал их пророками, но пророками для своих народов. Пророчество же Мухаммеда, по мнению мусульман, является универсальным. Сам же Мухаммед изначально видел себя как пророка посланного арабам, мысль же об универсальности учения появляется в более поздних сулах Корана.
Несмотря на то, что Европа проявляла интерес к исламу почти с момента его возникновения, сам мусульманский мир мало интересовался Европой, пытаясь оградить себя от постороннего влияния.
Влияние же ислама на Европу было довольно значительным. Через мусульманский мир Европа узнает мир античный, работы древних ученых и философов, в том числе и Аристотеля. Именно интерес к античности и лежал у истоков эпохи возрождения. Мусульманскими учеными были развиты такие науки как математика и логика, естественные науки и астрономия, космогония и физика, медицина, география, сферическая геометрия и тригонометрия.
Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но к 16 веку, по разным причинам, пришла в упадок.
Сам факт существования исламского мира во многом способствовал возникновению идее объединения христиан. Впервые мысль о единой христианской Европе - возникает в проповеди Папы Урбана Второго, направляющего первый крестовый поход против мусульман.
На крестовые походы ислам реагировал локально: мусульманские племена, которые не были затронуты военными действиями почти не обращали внимания на соседей воюющих с крестоносцами, и не объединялись для единой борьбы. Те из них, кто подвергался нападению -  воспринимали это, как гнев Аллаха, который обрушивается на недостойных, равно как и в Европе само существование ислама воспринимали как кару небесную.
Равнодушие ислама к  христианскому миру продолжалось вплоть до 18-го века.
 Османская Империя пришла в упадок и Европа, победив в многовековой войне, наконец заинтересовала мусульман. Примерно с этого времени и начинается процесс усвоения европейских ценностей исламским миром.
Далеко не все мусульмане принимали эти ценности, что не могло способствовать их объединению, однако расхождения в исламе начались гораздо раньше.
Начиная с эпохи Омейядов (661-750гг) когда мусульманские учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих философов и продолжаясь во времена Аббасидов (750-1228) научные и философские труды интерпретировались исламскими учеными с религиозной точки зрения, что не могло не иметь последствий.
Хотя ислам и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии.
Все различия между этими течениями (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам применения, а не трактовке основных положений.
Ислам считается единой религией всех мусульман, но между его представителями существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам и т.д.
Сегодня, согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект.
Сунниты считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов, а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммаде. Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, а так же идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем
Шииты - вторая по величине ветвь ислама, которая сформировалась сразу после смерти пророка.  Шииты считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно потомкам Мухаммеда (детям Фатимы, его дочери, и его двоюродного брата Али). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением.
Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение сформировалась позднее. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)
Шииты, исторически были группой малочисленной и не имели такой силы, и такого значения, как сунниты, а следовательно, чаще проигрывали и в политических и в военных столкновениях. Именно у них выработался один из наиболее суровых культов мученичества. Группировки "Хезболла" и "Исламский Джихад", известные практикой террористов самоубийц - это группировки шиитские. А между тем, все течения ислама категорически запрещают самоубийство, какими бы целями оно не оправдывалось. Более того, по своей тяжести грех суицида стоит на втором месте после многобожия (ширка). Один из хадисов гласит:
"Тот, кто намеренно бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто намеренно выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто убьёт себя, железным орудием, будет держать это железо в руке, поражая им себя в пламени Ада куда, он будет помещён навечно".
В представлении современной Европы ислам - религия жестокости и фанатизма, а между тем Коран призывает к миру и просвещению. В представлении современных христиан ислам - это что-то среднее между ересью и язычеством, некая урезанная версия христианства, а между тем ислам - самобытная религия, развитое и целостное учение.
Крайний фанатизм действительно существует в исламе, но существует он в странах экономически неблагополучных, и происходит совсем от иных причин, среди которых чуть не на первом месте стоят отсутствие возможности получить образование, обеспечить семью и построить карьеру.
Насаждение демократических ценностей силой, вряд ли принесет сколь-нибудь значительные результаты, именно потому, что ислам прямо диктует  особое государственное устройство и особую систему ценностей и свобод. Любое насильственное вмешательство будет неизменно расцениваться, как святотатство и посягновение на веру.
Исламский мир должен пройти собственную эволюцию и сам определить свой облик в будущем.


Рецензии