Эпизод четвертый. Хомяк против клана Маклаудов IV

Часть четвертая «Урок физики»

Урок физики начался с того, что мы перетащили из спортивного зала на улицу лавки, стол и стул. Получилось что-то вроде учебного класса под открытым небом. Борисыч дал нам отдохнуть минут пять и начал лекцию.

- Урок физики будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть я возьму на себя, а практическую, как вы уже наверно догадались, будет проводить уважаемый Иван Иванович, – пояснил он.
- Разумеется, это будет не та физика, которую преподают в учебных заведениях. И вообще мы не собираемся придерживаться классических рамок обучения. Вы, наверное, уже поняли по «уроку геометрии»… Темой занятий будут различные аспекты равноускоренного движения. А если точнее, то движение пейнтбольного шарика в пространстве и все, что с этим связано.
Итак, пейнтбольный шарик представляет собой условно сферическую желатиновую оболочку с красящим наполнителем. В состав наполнителя входят: смесь нескольких видов полиэтиленгликоля, полипропиленгликоль, глицерин, крахмал, вода и различные красящие пигменты. Стандартная масса шарика 3.3 гр. Диаметр шарика – около 0.68 дюйма, что примерно соответствует 17.3 мм. Размеры и форма шариков могут меняться в неких пределах. Это связано со многими факторами: стандартами производителя, качеством изготовления, условиями хранения, температурой и влажностью окружающей среды. От этих же факторов зависят физико-химические и механические свойства оболочки и наполнителя шариков. Идеальных шариков не существует! Вам придется выбирать наиболее подходящие для вашего маркера из доступного ассортимента.
- А что такое полиэтиленгликоль? – спросил Вискас – один из хомяков и, по совместительству, студент-химик четвертого курса.
- Умничаешь? – понимающе кивнул Борисыч.
- Нет, конечно, просто захотелось узнать.
- Похвальная тяга к знаниям! На этот вопрос тебе лучше всего сможет ответить наш дорогой Иван Иванович во время проведения практических занятий… Он большо-о-ой специалист в этой области! Я обязательно передам ему, чтобы он нашел время утолить твою жажду знаний или даже позанимался с тобой факультативно. Кстати, если есть другие желающие присоединиться к Вискасу – поднимите руки. Вы сможете также узнать: чем химический элемент «люминий» отличается от химического элемента «чугуний», формулу взмыливания, точнее, омыления жиров и вывода их из человеческого организма, а также много других удивительных вещей!
Желающих почему-то не нашлось… Немного побледневший Вискас начал горячо убеждать Борисыча, что мол не стоит беспокоить Ивана Ивановича и отвлекать от обучения группы. Борисыч в ответ зловредно улыбался… Лекция продолжилась.

- На траекторию полета шарика оказывает влияние: начальная скорость, угол вылета, гравитационная постоянная Земли, атмосферное давление, направление и сила ветра, сопротивление воздуха, а также его влажность и температура. Кроме этих, вполне предсказуемых и известных, внешних факторов есть и другие, связанные с процессами, протекающими внутри самого шарика. Именно они и является головной болью игроков и производителей маркеров. Эти факторы можно условно поделить на две категории:
1. Деформации шарика, происходящие внутри маркера при цикле «выстрел-перезарядка» и при прохождении шарика через канал ствола. Эти деформации могут быть как упругими, так и пластическими, что ведет к временному или постоянному изменению формы шарика и его центра тяжести.
2. Недостатки, изначально присущие шарику: Отклонение его от сферической формы, различная толщина стенок оболочки, некачественное выполнение шва стыка спайки полушарий оболочки, неполное заполнение шарика красящим составом – заводской брак или нарушение условий хранения шаров. Неоднородность структуры шарика, т.е. сочетание в нем твердой оболочки и жидкого наполнителя – это вызвано самой конструкцией и тут уж ничего не поделаешь.

Отклонение шарика от сферической формы и смещение его центра тяжести – приводит к таким неприятным вещам, как «закручивание» и «пульсация», а это, в свою очередь, вызывает его смещение с заданной траектории в продольной и поперечной плоскости. Причем, совокупность «закручивания» и «пульсации» делает полет шарика совершенно непредсказуемым. На коротких и сверхкоротких дистанциях это не так существенно, а вот на средних и дальних дистанциях отклонение может составить метры или даже десятки метров!
Затем Борисыч нам кратко рассказал про типы маркеров, фидеров и баллонов. После небольшого перерыва, лекторское место занял Иван Иванович.

- Теперь я вам расскажу о движении, точнее, о перемещении. Про полет шарика вам уже рассказывали. В настоящий момент нас интересует перемещение двух объектов относительно друг друга: стрелка и цели. Тут есть всего четыре варианта. Рассмотрим их по степени возрастания сложности:
1. Стрелок и цель неподвижны. Это самый удобный, классический вариант.
2. Стрелок неподвижен, а цель перемещаются. Стрельба по движущейся цели.
3. Цель неподвижна, а перемещается сам стрелок. Стрельба находу (набегу).
4. Одновременно перемещаются цель и стрелок. Это самый сложный вариант. Тут многое зависит от дистанции и направления векторов перемещения рассматриваемых объектов.

Иван Иванович еще несколько минут рассказывал нам про точку прицеливания, траекторию пули и прочие интересные вещи. Убедившись, что мы все осознали, он перешел к следующей части занятия.

- Для демонстрации мне потребуется доброволец… - Иваныч весело обвел взглядом притихший строй. – Ну-у-у, допустим, Вискас. Курсант Вискас!
- Я!
- Выйти из строя!
- Есть! – тяжело вздохнув, Вискас вышел из строя и замер, ожидая дальнейших распоряжений.
- Надень-ка, милок, масочку и встань у той симпатичной стеночки, - Иваныч кивком указал на глухую металлическую стену ангара, расположенного в тридцати метрах от нас.
Вискас, с энтузиазмом идущего на бойню быка, пошел к ангару. В это время из спортивного зала появился сияющий Борисыч. В одной руке он держал полностью снаряженный маркер, а в другой пакет с шарами. Положив свою ношу на стол, Борисыч отошел в сторонку к стопке железобетонных плит. Плиты были прекрасным наблюдательным пунктом и уже успели нагреться от жаркого июньского солнышка. Борисыч уютно угнездился на них, свесил вниз ноги и со смаком закурил. Наверное, для полного счастья ему не хватало только бутылки пива. Впрочем, он отсутствовал довольно долго, а в зале оставалась целая сумка с его любимым напитком… Еще я заметил знакомую ехидную ухмылочку на лице Борисыча и краешек шестигранного «Ключа Силы», высовывающегося из нагрудного кармана его камуфляжной куртки… Бедный Вискас! Остается только надеяться, что Борисыч злопамятен, но в меру.

- Значит так, - продолжил Иваныч – рассмотрим первый вариант. Условия задачи: цель неподвижна и расположена на прямой, дистанция тридцать метров, ветер отсутствует.
Иваныч указал на тряпочку, привязанную к ветке тоненькой березки рядом со столом. Тряпочка висела неподвижно.
- Для наглядности, немного усложним задачу. Целью будет являться голова.
Результатом изменения вводной был очередной тяжелый вздох Вискаса, долетевший до нас от стены ангара.

Иваныч взял со стола маркер и прицелился.
- Наводим точку прицеливания на маску. Стреляем! – комментировал он свои действия.
Выстрел. Шарик попал Вискасу в область солнечного сплетения. Вискас скрючился, схватившись обеими руками за грудь.
- Недолет! Берем прицел немного выше. Стреляем! – продолжил Иваныч.
Выстрел. Шарик с гулким ударом лопается о металлическую стенку немного выше головы Вискаса. На мой взгляд, удар был слишком уж гулким…
- Перелет! Опускаем прицел чу-у-уть ниже. Стреляем. Попадание! Классическая «вилка»!
С характерным звуком хорошей затрещины, шарик лопается о лоб Вискаса. В этот момент он наклонил голову, поэтому попадание пришлось не в стекло, а над верхним обрезом маски. Вискас вздрогнул и схватился руками за голову.
- Зря ты пошевелился, - вздохнул Иваныч. – Такой выстрел испортил! Я ведь в забрало должен был попасть. Но все равно, молодец. Орел! Не испугался. Как говорил Суворов: «Пуля – дура!».
- Тяжело в лечении – легко в гробу! – подхватил Борисыч.
Я сочувствовал Вискасу. Моя «леопардовая шкурка» еще не забыла всю прелесть входящих шаров из «горячих» маркеров. Шутка Борисыча, на мой взгляд, прозвучала грубовато. Все хомяки посмотрели на Борисыча…
- В моем «хроне» батарейка сдохла. Вот и пришлось регулировать мощность наглазок. Может, и переборщил немного… Сейчас исправлю. У меня даже ключ с собой есть, - ответил на наш невысказанный вопрос Борисыч.
- А что такое «хрон»? Это что-то связанное с пивом и алкоголизмом? – язвительно спросила Яло - единственная девушка в нашем хомячьем отряде.
- К сожалению, «хрон» это всего лишь прибор для измерения скорости шарика. Непосредственного отношения к пиву он не имеет, - пояснил Борисыч, сделав вид, что не заметил колкости.

- А теперь, для закрепления темы, вы все… - громко произнес Иваныч, растягивая слова.
Услышав это, стоявший возле ангара Вискас, издал странный жалобный звук, нечто среднее между писком и всхлипом. Все хомяки сочувственно посмотрели на него.
- ... пройдете в спортивный зал… - также медленно продолжал Иваныч.
Возле ангара облегченно вздохнули, а хомяки немного забеспокоились, вспомнив «урок геометрии».
- … где возьмете маркеры…
Жалобный звук повторился.
- … любезно подготовленные для вас Борисычем…
Жалобный звук превратился в протяжный стон.
- … и попрактикуетесь в стрельбе по неподвижной цели.
Со стороны ангара донесся глухой удар, это пошатнувшийся Вискас стукнулся головой о металлическую стенку.
- В спортзал, за маркерами, бегом ар-р-рш! – скомандовал Иваныч.
Мы побежали. Только несчастный Вискас остался стоять возле стенки.
- А ты, чего тут стоишь, как... памятник самому себе?! Особое приглашение нужно?!! – зарычал Иваныч на растерявшегося Вискаса. – Ну-ка, живо в зал! Одна нога зде…
Договорить Иваныч не успел. Обрадованный Вискас стартовал с такой резвостью, что в зале оказался одним из первых.

Отработка вертикальных поправок не заняла много времени. Мы немного постреляли по мишеням с различных дистанций. Когда все хомяки освоили «вилку» Иваныч объяснил нам, как брать поправки на ветер и упреждения. Потом он нам рассказал про разные способы стрельбы по движущимся мишеням. Можно «вести» мишень стволом, можно заранее принять упреждение и стрелять, а можно взять заведомо большее упреждение и стрелять очередью против хода движения цели, так чтобы она сама набегала на выстрел. Кроме того, Иваныч объяснил нам технику одновременного принятия вертикальных и горизонтальных поправок применительно к пейнтбольным маркерам.
- Все понятно? - сказал Иваныч, закончив объяснение.
Мы все дружно закивали. Действительно, Иван Иванович объяснял все очень доходчиво. Некоторые моменты он упоминал вскользь, а на иных останавливался и подробно «разжевывал» тему так, что становилось понятно любому хомяку. Слушать его было интересно. Чувствовался большой опыт преподавания и свободное владение темой. Причем, весьма специфическими и чисто практическими ее аспектами. Интересно, где это он так насобачился? Вряд ли преподавая НВП в общеобразовательной школе…
- Не слышу. Все понятно?! – переспросил Иваныч.
- Так точно! – рявкнули мы.
- Тогда перейдем к наглядной демонстрации. Естественно, нам снова потребуется доброволец. Угадайте, кто им будет? Ну? Давайте все хором! Три – четыре!
- Вис-кас! – дружно ответили хомяки.
- Правильно! – улыбнулся Иваныч. – Конечно, Вискас.
- Это несправедливо! Я хомяк, а не подопытная крыса! – возмутился Вискас.
- Справедливость?! – удивленно переспросил Иваныч. – Ты еще в нее веришь? Ну-ну… Тебе еще предстоит многому научиться. Бери маску и… Ну, ты понял!
- Понял, - вздохнул Вискас, направляясь к «лобному месту».

Иван Иванович установил на стол некий агрегат, похожий на станину от сломанного офисного стула. Три ножки с шарниром по центру и поворачивающейся площадкой с двумя хомутами-зажимами. Это оказалось специальное устройство для пристрелки оружия или, иными словами, «для приведения оружия к нормальному бою». Иваныч зафиксировал в станке маркер, навел его на середину стены ангара и произвел выстрел. Стена ангара уже была изрядно испятнанной кляксами шаров от наших предыдущих упражнений, но пятно от попадания было прекрасно видно. Еще выстрел. Иваныч присмотрелся и остался доволен результатом. Шары легли кучно, с разбросом в пару сантиметров.
- Маркер пристрелян и зафиксирован. Точка попаданий находится вот здесь, - пояснил Иваныч, наводя на свежие пятна краски луч лазерной указки, прикрепленной изолентой к стволу маркера. – Теперь рассматриваем вариант с подвижной мишенью. Мишень готова?
- Так точно! – с фальшивой бодростью доложила «мишень».
- Музыка готова?
- Так точно! – ответил Борисыч.
- Для чистоты эксперимента мишень должна перемещаться с неизменной скоростью. Для этого мы используем строевой шаг. Курсант Вискас будет маршировать вдоль стены ангара, а мы рассчитывать упреждение. Начнем по команде. Внимание! Марш!
Грянул марш «Прощание славянки». Печатая шаг, «мишень» двинулась вперед. Ее сопровождал луч второй указки, установленной на маленьком штативе от фотоаппарата. Ох, не хотел бы я сейчас оказаться на месте Вискаса!
Как только лучи совместились, Иваныч нажал на спусковой крючок. Бум-м-мс! Отозвалась гулким эхом стена ангара. Промах! Луч, сопровождавший Вискаса остановился. Непораженная «мишень» радостно промаршировала дальше.
- Музыка, стоп! Мишень! Стой, ать-два! Кр-р-ру-у-у-гом! На исходную позицию, марш! – скомандовал Иваныч.
Вискас лихо повернулся через правое плечо и отправился на исходную позицию. Борисыч радостно ухмыльнулся. Иваныч поморщился, но промолчал. Я и еще несколько хомяков, понявших, ЧТО именно сотворил Вискас, тревожно переглянулись, предвкушая грядущие многочасовые «уроки шагистики». К счастью, наши опасения не оправдались. Наши наставники не посчитали строевую подготовку предметом необходимым для развития молодых хомяков. За это им огромное искреннее хомяковское спасибо!
- Что же мы видим? А видим мы промах! Кто может сказать, почему это произошло? – спросил нас Иваныч.
- Ну, так цель же не стояла на месте, – ответил Хомка. – Вот поэтому так и получилось. Пока шарик летел, Вискас успел пройти немного вперед и выйти из-под удара.
- Молодец, Хомка! – похвалил его Иваныч. – Действительно, при заявленной скорости шарика в 90 метров в секунду… - Иван Иванович при-и-истально так посмотрел на Борисыча. – Шарик должен был достигнуть стенки через 1/3 секунды. При скорости движения около двух метров в секунду, мишень должна была сместиться примерно на 0.6-0.7 метра. Так как ширина мишени (головы) составляет примерно 0.2 м, то это и дает нам промах, порядка 0.4-0.5 метра. В нашем случае, промах получился немного больше. Это нормально, так как скорость шарика падает из-за трения о воздух и других внешних факторов. Потери времени получаются и до выстрела, на этапе: опознание цели - прицеливание - нажатие на спусковой крючок - срабатывание механизма оружия. Они зависят от квалификации стрелка и конструкции оружия. Эти потери минимальны, но и их следует брать в расчет. Но не буду утруждать вас расчетами. Наша задача проще. Упреждение вычислять не надо - его можно просто измерить. Оно равно расстоянию между точками лазерных указок. Осталось только его внести.
Иван Иванович поменял местами лучи указок, повернув поочередно станок с маркером и штатив.
- Готовы? Марш!
Снова зазвучала бравурная музыка. Теперь это был известный марш из оперы «Аида». Фонотека Борисыча оказалась обширной и разнообразной. На одиннадцатом такте Вискас получил шарик прямо в «центр мишени» и прервал свое победоносное шествие…
- Что и требовалось доказать! – резюмировал Иван Иванович. – Все всё поняли?
- Так точно! – хором ответили мы все.
Все, кроме Вискаса. В этот момент он еще не успел подняться с земли…
- Тогда начнем практиковаться. Вас всех ждет интересное упражнение под названием «охота на хомяка». Будем отрабатывать поправки и перебежки. Перерыв пятнадцать минут. Разойдись! Отставить! Я забыл вам сказать одну важную вещь. – Иваныч, сделал таинственное лицо и снизил голос до громогласного шепота. – Полиэтиленгликоль, это производная окиси этилена. В зависимости от молекулярной массы - вязкая жидкость, воскообразное вещество или кристаллический термопластичный полимер.
Со стороны ангара снова донесся странный звук…
- Кстати, я тут вспомнил химическую формулу полиэтиленгликоля. – продолжил Иваныч нормальным голосом. – Нет желания ее проштудировать? Тогда, встречаемся на площадке через пятнадцать минут. Разойдись!

На ровной площадке располагались укрытия из лысых покрышек от армейских грузовиков. Укрытия представляли собой просто стопки из пяти-семи покрышек, расположенные пятью рядами по пять стопок в ряду. Покрышки в стопки мы укладывали сами, доставляя их из большой кучи в полукилометре от площадки. Существует несколько способов транспортировки покрышек. Их можно катить, а можно таскать на себе, пыхтя и обливаясь потом под жарким солнцем. Угадайте, каким способом заставил нас воспользоваться Иваныч?
Огневой рубеж размещался на возвышении. Для этого Иван Иванович безжалостно прогнал Борисыча с облюбованного им места на плитах. Борисыч, недовольно бурча, удалился в спортивный зал. Наверное, он решил навестить сумку с пивом.
Упражнение было интересным и больше напоминало игру, а не тренировку. Это была своего рода круговая эстафета. Одновременно в ней участвовало два человека: «бегун» и «стрелок». Первый прятался за стопкой покрышек в дальнем конце площадки, а второй занимал позицию на плитах. По команде Иваныча первый участник начинал перебежки, стараясь добежать до финиша, обозначенного маркерной лентой в трех метрах перед ближайшим от плит рядом укрытий. Второй участник тренинга, как не трудно догадаться, стремился влепить в «бегуна» как можно больше шариков. Маркеры были у обоих, но шарики засыпались только «стрелку». «Бегун» должен был не только добраться до финишной ленты, но и обозначать стрельбу из-за каждого укрытия. Добежавший до финиша «бегун» становился «стрелком», а место «бегуна» занимал следующий хомяк. Все остальные хомяки стояли возле огневого рубежа, наблюдая за процессом и слушая комментарии Иваныча. Комментарии были весьма поучительными.
Оказывается, среднестатистический человек, в большинстве случаев, выбегает из-за укрытия с правой стороны (естественно, если он правша). Если же он ведет огонь с левой, неудобной для себя стороны укрытия, то и выбегать он будет слева. В любом случае, человеку удобно выбегать по направлению ствола своего оружия, иначе ствол цепляется за укрытие и замедляет перебежку. Иными словами, откуда человек стреляет – оттуда он и выбегает. Ствол маркера «бегуна» является надежным указателем направления его перебежки. Если же «бегун» соберется выскочить из-за укрытия с другой стороны, то сначала он уберет ствол. Убрался ствол – жди перебежки!
Для чего нам это нужно знать? Элементарно! Расстояние между укрытиями было выбрано так, что на стрельбу по перебегающему человеку было очень мало времени. Чуть помедлил, и «бегун» успеет спрятаться за очередным укрытием. А ведь надо еще прицелиться и взять все необходимые поправки! У «бегуна» есть много шансов перебежать безнаказанно. Но если предугадать маршрут его движения и прицелиться заранее, то можно успеть всадить в него пяток шариков.
Как только мы освоили премудрости предугадывания и научились брать необходимое упреждение – «бегунам» стало грустно. Количество попаданий в них возросло на порядок. А поскольку каждому из нас периодически приходилось бывать в шкуре «бегуна», то скоро тренировка стала походить на психологическую дуэль между «бегуном» и «стрелком». Тут уж, кто кого перехитрит! По мере того, как наши камуфлированные «шкурки» все больше и больше пропитывались краской, совершенствовались и наши навыки «стрелков» и «бегунов». Когда результат ошибки мгновенно отражается на собственной шкурке – хомяки обучаются очень быстро! Лучше всех науку «бегуна» усвоил Вискас. Иваныч не зря уделял ему особое внимание…

Через несколько часов мы вернулись в спортивный зал. Там мы натянули защитную сетку, установили мишени и снова стреляли. Только в этот раз стрельба велась специальными многоразовыми резинопластиковыми шарами – «реболами». Мы стреляли с разных дистанций «классическим» способом, «навскидку» и «от бедра». Стреляли находу и набегу, а потом еще и «на слух» с завязанными глазами.
Обед. Борисыч раздал каждому по коробке армейского сухпайка. Оказалось очень вкусно и питательно.
Пообедали, и снова стрельба и бег. Для разнообразия, ползаем по-пластунски, и снова бегаем и стреляем, стреляем и стреляем. Борисыч заправляет баллоны и втихаря пьет пиво, а Иваныч дает советы и корректирует наши действия, периодически меняя упражнения. Закончился воздух в большом заправочном баллоне. Привезли новый. Стреляем по банкам, по качающимся бутылкам и по коробкам. Собираем шарики и опять стреляем. До звона в ушах, до полного отвращения, до полного автоматизма…

«Урок физики» закончился только к вечеру. Часовой перерыв. Ужин из разогретого армейского сухпайка. Потом завершающий урок «изящной словесности». На этом уроке нам объяснили правила пользования радиостанциями и поведения в эфире. Объяснили, как пользоваться разными типами портативных радиостанций, гарнитур и микрофонов.

Усталые, но довольные мы отправились по домам. Придя домой, я рухнул на кровать и уснул. Сил хватило только завести будильник. Снились мне хомяки, грызущие огромные желатиновые шарики, Борисыч, летающий верхом на ящике с пивом и прочая муть. Завтра утром очередное занятие. Только бы не проспать!

Продолжение следует.

P.S. Все события и герои - естественно, плод больного воображения автора.


Рецензии