Опустошение. Эпилог

       «Спасибо!»
      Записку я хранил у себя все это время, и вчера, после звонка Артема в папке, с важнейшими документами своей жизни: свидетельствами о рождении детей, о браке,  расписками, дипломами, профессиональными сертификатами  нашел и её.

      Десять лет пролежала в пластиковом файле, как напоминание о тех годах.

      Я взглянул на часы: ровно час.  Артем уже опаздывает на тридцать минут.
Когда он сказал мне об одном человеке : «Если не приходит вовремя -  значит не ценит моё время».

      Время – невосполнимый ресурс,  даже дети из «Сказки о потерянном времени» знают об этом.
      С недавнего времени у меня стало появляться чувство вины перед сами собой, если я понимал что теряю время…
 
      Хорошо, что эти десять лет не были потеряны для меня.

      Продолжая работать с «Лассалем» я открыл вторую компанию, и  с новым партнером  занялся полиграфией.
      Почему? Не знаю. Случайностей же не бывает.  Что-то привело к этому. Может первая работа в жизни – типография. Может офис, который находился в издательском комплексе, а может и воспоминания о «Зеленом круге» с его восьмьюдесятью тоннами прекрасно отпечатанных каталогов.

      Партнером в этом бизнесе стал Анатолий.  Отличный парень, честный и трудолюбивый человек.
      Не зря Вероника именно за него вышла замуж.
      Юлик до сих пор не знает, что Толя - не его настоящий папа.
    
      Думаю, что десятилетний ребенок уже готов услышать правду.



      Макс, задолго до развития сетевых онлайновых игр  превратился в компьютерного раба.
      Он все время просиживал за монитором, и к реальности его вернуло только решение Иры подать на развод. В тот момент она была беременна во второй раз.
      Это произошло два года спустя.

      Я думаю, что виной всему были деньги.  Золотой дождь не случился – обороты компании никак не росли.
      Мои скромные запросы полностью покрывались нашими доходами, и даже большая часть моей доли оставалась в Канаде.
     Сначала они потратили все свои деньги, потом деньги компании, ну и в последнюю очередь добрались и до моей доли, которую я оставлял в Канаде, надеясь, что их легальное происхождение позволит мне купить собственность в Монреале.

      Марк, с которым я сохранил дружеские отношения, пытался заплатить за дочь, но я отказался.  Как говорил Пьер Лассаль: дружба – дружбой, а бизнес – бизнесом.
      - Сын за отца не отвечает, - сказал я тогда Марку, - в твоем случае полная сложная инверсия: отец за дочь не в ответе.
      - Ужасно, что это произошло, - произнес Марк, - мне жаль, что у детей не будет нормального отца…

      Еще два года я работал с «Лассалем» уже без партнеров.
      Каждый раз, когда я приезжал в Канаду Пьер Лассаль говорил, что верит в развитие бизнеса в Москве, но ничего не предпринимал для развития своего присутствия здесь и вскоре мы стали «одними из многих».
      По обоюдному согласию мы свернули бизнес в кризис девяносто восьмого.

      В прошлом году я отдыхал с семьей в Канаде – Марк, как и обещал, организовал нам отличную программу в Ниагара Фоллз:  Парк Королевы Виктории, Ниагарская оранжерея.
      Мне больше всего запомнился  Ниагара Глен – спускаясь вглубь каньона по длинной лестнице попадаешь в мир камней, гранита и известняка, из которых когда-то состояло дно тропического моря. Пройдя немного по парку охватывает ощущение, что ты заблудился и уже не найдешь дорогу обратно, к единственной ведущей наверх лестнице.
      На десерт был полет над Ниагарой на вертолете и вечер на яхте.

      Макс с его новой женой, и Ира со своим мужем тоже были на яхте. Идиллия!
      К тому времени они уже не стеснялись встречаться со мной:  долги они по большей части погасили, но такими темпами, что остатки придется отдавать уже их детям, а получать - моим.

      Лорс и Ваха исчезли из Москвы сразу после начала первой чеченской компании.
      В одном из телевизионных репортажей  я видел среди погибших боевиков одного, очень похожего на Лорса, но я не могу поручиться, что это был непременно он.

      Иосиф жил в Монреале и совсем было опустил руки, но Марк сжалился над ним, предложив ему место на одной из фабрик.
      Он и сейчас заведует там складским хозяйством.

      Валдис не стал пока президентом Латвии, но не отчаивается. По крайней мере, в парламент  он уже избирался дважды.

      Женя из Риги переехала в Питер, а  два года назад вернулась все же в Москву.
Я  встретил её в нашем офисном центре – у неё были переговоры с главным редактором одного из экономических журналов.
      Она все еще работает экономическим обозревателем.
      Наш разговор длился не больше десяти минут, и к общей радости завершился даже без традиционного обмена телефонами.

      Я снова взглянул на часы: час тридцать.

       Артем не придет, - подумал я, - некоторые принципы не меняются с годами.
       Я попросил кофе и счет.

       Расплатившись, я уже собрался уходить, как  услышал знакомый голос за спиной.

        - Привет, - сказал Артем, - я опоздал, прости.

       Я обернулся.

      Десять лет не пролетели для него незаметно: волос почти не осталось, а очки он одевал теперь не только для чтения.
      Похудев невероятно, Артем выглядел как вышедший на пенсию баскетболист.

       - Привет, - ответил я, пожав его протянутую руку, - ты извини, но мне нужно скоро уходить, я уже почти два часа здесь.
       - Да, я и надолго не задержу тебя.


         Артем присел, заказал кофе.
       - Ты знаешь, вообще-то я не опоздал, - начал он, - просто не решался войти.
       - Я знаю, что ты вышел через  год, - я не хотел слышать извинений, и попытался изменить тему -  это помогли деньги от трех проданных машин?
       - Да. И еще столько же собранные Вероникой, мамой, Илзой…
       - Парадоксы.  Ты ушел от возмездия, при этом тебя наказали за то, что ты не совершал, а  помогали люди, которых ты обидел.
       - Верно.  Но расплата то пришла позже.


        На столе появилась пачка «Петр I» и зажигалка Zippo.
        Артем закурил.
        - Я как вышел, сразу начал искать того кто засадил меня. Вначале думал даже на тебя, потом на Борю. Но до сих пор не знаю, кто это сделал.
        - У тебя было много «друзей» Артем,  - ответил я, - до конца жизни можешь искать.
        - А ты не знаешь?
        - Нет, Артем.  Я вообще ничего не знаю о тебе уже почти десять лет, и не испытываю никакой потребности в этом.  Ты - история моей жизни, но та, о  которой  я не хочу вспоминать. А что за расплата-то?

        - Опустошение…
        - Что?
        - Полное опустошение в моей душе, и я пытаюсь найти силы просто, чтобы продолжать жить.

         Повисла тишина, казалось все в ресторане одновременно замолчали, а машины заглушили двигатели

        - Я сделал несчастными всех, кто был рядом со мной, как Хийси, - продолжил Артем.
        - Кто? – последние мои вопросы совершенно не отличались разнообразием.
        - Хийси, - ответил Артем, - я жил в Финляндии последние четыре года. Там есть такой персонаж. Всем приносит несчастья и разрушения.


        - Это твой выбор так считать, Артем, - ответил я, - поверь, все давно простили тебя, и я и Вероника, которой ты не позвонил ни тогда, когда освободился, ни через месяц, ни через год. Ты не можешь простить себя сам.
        - Не могу.
        - Я думаю, ты давно искупил свою вину. А все считаешь себя Брауэром.
        - Кем?
        - Не все же тебе меня Хийси удивлять, - впервые за все время разговора я улыбнулся, - у Кинга есть такой герой. Всем кому он пожимал руку – погибали. Проклятье такое.
        - Да уж, - улыбнулся в ответ Артем.

         Я предложил Артёму шнапс, и мы выпили по четыре «шота»
        - Помнишь ту бутылку со змеей, в твоем офисе?  -  смеясь, спросил Артем
        - Конечно, в тот вечер еще с Олей познакомились.
        - Я, кстати, к ней клеиться пытался, - произнес Артем, - если уж у нас сегодня день воспоминаний.
        - Я знаю, Артем, - ответил я, -  чем-то я еще могу помочь тебе?

        - Уговори Веронику показать мне сына, - проговорил Артем, - она никак не соглашается.
       - Её можно понять, Артем, - я вспомнил, как ей было тяжело первое время, - ты отплатил ей действительно черной неблагодарностью.

         Артем снова изменился в лице, оно стало таким же, как и начале разговора.

        - Я попробую, Артем, оставь свой телефон, а теперь мне пора.
         
        Артем на ресторанной салфетке аккуратно записал цифры.

        Попрощались мы так же как и поздоровались – просто пожав друг другу руки.

        Подъезжая к дому, я в поисках денег, запустил руку в карман и вместе с кошельком  достал оттуда старую записку Артема.

        «Спасибо!»
        Подумав, я бросил её на землю и набрал номер.


        - Алё, - ответила трубка голосом Юлия.
        - Приветствую тебя Цезарь!
        - Я не люблю когда ты так говоришь, - обиделся Юлий, - папу позвать?
       
          Я еще раз взглянул на салфетку с номером телефона Артема.
      
        - Нет, император, - засмеялся я, - позови пожалуйста маму.



         КОНЕЦ.


Рецензии
Почему вам пришлось удалить произведение?? Я так поняла в случае издания произведения, правила сайта проза.ру запрещают его публиковать здесь??

Читала отрывки. Хорошо получилось. Удачи!

Ирина Юшчак   11.07.2014 10:59     Заявить о нарушении
Ирина, добрый день!
Спасибо Вам за интерес к "Опустошению".
Сайт прозару конечно не возражает против размещения романа. А вот издательство, которое выпустило книгу, имеет права на нее. Поэтому я и убрал роман с сайта.
Прочесть книгу целиком можно почти на всех специализированных сайтах, по большей части бесплатных. Но я не знаю как правообладатель (в моем случае издательство) контролирует это.
Спасибо.
С уважением,

Егор Роге   11.07.2014 11:23   Заявить о нарушении
Ирина, приветствую Вас.
Роман на сайте. Прошло время и он тут снова.
С уважением,

Егор Роге   11.11.2015 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.