Человек-курага

                Я вздрагиваю от холода, -
                Мне хочется онеметь!
                А в небе танцует золото,
                Приказывает мне петь.
                . . . . .
                Что, если, вздрогнув неправильно,
                Мерцающая всегда,
                Своей булавкой заржавленной
                Достанет меня звезда?

                (О. Мандельштам)
 

 
          Тот вечер так и остался бы в летаргической галерее моего прошлого, как мазок краски на картине импрессиониста, если бы не странная встреча. Было это года два назад, кажется - могу сказать только, что весной, в погожий будний день. Весной - потому что настроение было подпорчено отцветающими тюльпанами: я ненавижу тюльпаны, особенно их разверстые пятипалые полутрупы. А с буднями вообще просто - на протяжении последних пяти лет мои дни похожи один на другой:
          Каждое утро, с понедельника по пятницу, я просыпаюсь под сверчок будильника, включаю новости и еще час валяюсь в постели; потом судорожно одеваюсь, вызываю такси и мчусь в лабораторию. Десять часов расшифровки показаний, расчета зависимостей, торчания в фейсбуке - и я, вымотаннный, накачанный двумя литрами кофе, напичканный бутербродами из ближайшего фастфуда, опечатываю лабораторию.
          Вечер еще более инвариантен: из университета я отправляюсь на бульвар Декавиля - в безымянный ресторанчик, в котором подают изумительные отбивные, квашеную капусту и сырные хлебцы с луком и чесноком, обжаренные в свином жире. После ужина могут быть варианты: зимой и в дождливую погоду вызываю такси и возвращаюсь в свою холостяцкую меблирашку на Солженицына; во всех остальных случаях пешком направляюсь в Елизаветинский парк, украсть у хроноса пару самых счастливых и безмятежных часов.
          Итак, два года назад тюльпаны испортили мне вечер в парке, и я, подобно старине Ги, с трудом нашел место, с которого их не было видно. Усевшись поудобнее, я перестал думать и задремал.
          С вами бывало такое: идешь, задумаешься, и вдруг понимаешь, что все вокруг непривычно чужое, словно ты выпал из пространства в другой вселенной; несколько секунд «наводишь резкость» и возвращаешься обратно? Именно с таким чувством я открыл в глаза. Из глубины аллеи в мою сторону что-то двигалось. Две секунды наваждения, и я понял - это человек, мужчина, довольно высокий - метра два. На нем был длинный плащ грязно-песочного цвета. Под плащом угадывалась атлетическая фигура. Что-то в этой фигуре было неестественное - казалось, что она шагает ниже уровня земли, и вдобавок у нее отсутствует полголовы.
          Когда незнакомец подошел ближе, я понял причину иллюзии - природа наделила его странным физическим изъяном. Это был карлик наизнанку - к огромному телу прилагались конечности ребенка: длинные брюки почти полностью скрывали ботинки детского размера; из свисающих, словно плети, рукавов плаща торчали маленькие ручонки; из поднятого воротника выглядывала миниатюрная голова. В дополнение, надетая на голову зеленая кепка создавала впечатление, будто половина черепа срезана.
          Он надвигался, и с каждым шагом открывались все более странные детали. Я уже мог разглядеть лицо. Что это было за лицо! - покрытое сеткой морщин, которые причудливым образом заплетались узлами, пузырились и подныривали друг под дружку. Не было ни одного сантиметра, не покрытого этим уродливым узором, и когда он переваливался на своих нелепых ногах-ходулях, казалось, что под сухой желтоватой кожей копошатся черви. Я перевел взгляд на руки. Они были в тех же характерных морщинах, лишь на кончиках пальцев выделялись короткие и толстые зеленоватые ногти. Неожиданно меня охватило упрямое немое любопытство Я откинулся на спинку скамейки, расправил плечи и посмотрел ему в глаза…
          Нет, я не был смущен или околдован - скорее, удивлен. Не знаю, в чем фокус, но было ощущение, что глаза принадлежат другому телу - настолько они не вязались со всем остальным, нелепым и чудовищным, обликом. Темные и глубокие, с идеальным разрезом, они выделялись на изуродованном лице, как две косточки в абрикосовой мякоти. Где-то в глубине сознания всплыло - «Человек-Курага»…
          Но додумать я не успел, так как незнакомец подошел совсем близко и, не спрашивая, присел рядом. Страха почему-то не было - были неловкость, раздражение и любопытство. Вдруг он положил руку мне на колено и спросил:
          - Чем ты занимаешься, мой мальчик?
          Это было так неожиданно, что я растерялся. Во-первых, глубокий приятный голос; во-вторых - обращение, без привычных «простите, мсье» и «позвольте спросить». Все вместе сыграло со мной добрую шутку, и, вместо того, чтобы встать и послать наглеца, я ответил:
          - Разлагаю полное на пустое, обращая малое в бесконечное.
          Тогда он накрыл своей маленькой морщинистой рукой мою ладонь и продолжил:
          - Когда-нибудь ты поймешь. Ты, поймешь, но совсем не то, что пытался понять. Поймешь, что вершина мира там, где тебя уже нет, и весь твой путь - это дорога вниз. Но дна ты тоже не увидишь. Никогда.
          Он убрал руку и замолчал. Тогда я набрался смелости и спросил:
          - А чем занимаетесь вы?
          Он пристально посмотрел на меня и ответил:
          - Я был королем, мой мальчик. Да-да, я был королем. Все мы однажды бываем королями, просто кто-то знает, а кто-то - нет. Но это было так давно, что я не помню, что было потом.
          Почему-то я ему поверил. И тогда он начал рассказ. Многого я сразу не понял, многого не понимаю и сейчас, поэтому передаю почти дословно:
 
          Самое лучшее время в Ланкеоне -- это когда отцветают левентики. Как только вечерняя луна прячется за отроги Монкуана, они поднимаются из глубины озера и всю ночь парят над королевским садом, источая ни с чем не сравнимый пряный запах. Когда запах становится особенно сильным, в черном небе зажигаются декавильки. Эта ночь для них тоже особенная - они срываются со своих привычных мест и начинают медленный танец. У каждой декавильки своя пара. И вот уже небо расцвечено парами сплетающихся декавилек.
          Что происходит дальше, никто не знает. Виной всему - аромат левентиков. Он сводит с ума, он чудесен… Но утро потом ужасно. Поэтому, как только озеро начинает пузыриться, смотрители-бинуарии начинают дуть в свои меха. За ними подхватывают придворные кантельеры, и вот уже по всему городу раздается какофония - Ланкеон славился своими музыкантами. Агого, бандонеоны, варганы, гуиро, кавалы, паркапзуки, флажолеты: никто не повторяется - каждый играет свою песню, ждет своей участи. Тогда, по закону Ланкеона, каждый горожанин заковывает себя и семью в кандалы и выбрасывает ключи в специальный кувшин-грундарий, чтобы никто из закованных не мог дотянуться и открыть замки. Друг до друга они тоже не должны дотягиваться. Последними заковывают себя дворцовые стражи. И только король и сапилоты остаются свободными. Утром все, кто остался в живых, просыпаются. Сапилоты отковывают придворных и стражу, стража - первых горожан, а потом уже народ начинает освобождать друг-дружку.
          Однажды утром, после ночи цветения левентиков, я вышел в город. Так положено. Перейдя мост Зачатия, я поднялся на площадь Парадного Бесчестия и присел на Мемориальный Стульчак, помолиться Великому Золотарю. Потом свернул на аллею Висельников, полюбовался какое-то время блаженно ушедшими и спустился в квартал Обретенных Невест - подыскать себе очередную ночную усладу.
          Я бродил по кварталу, но ни одна из красавиц мне не глянулась. Я уже собрался закрыть глаза и выбрать наугад любую, как вдруг за что-то запнулся. Это была нога, торчащая из-под поваленных корзин. Я ухватился за нее, потянул, и вытащил чумазую израненную девчушку в странных лохмотьях. По стекающей из уголка рта скотоплазме я понял, что она стала жертвой тафтангов. Тафтангами называли редких безумцев, не приковавших себя в эту ночь. Обычно они не доживали до утра, но, в отличие от блаженно ушедших, успевали оставить после себя грязные бесчинства.
          Я взвалил ее на плечо, принес во дворец и, не доверяя прислуге, решил сам обмыть в бассейне, наполненном лимфой молодого кокербума, чтобы залечить раны и ссадины. Я стал снимать с нее покровы и понял, что не ошибся. Ее маленькая грудь и ключицы были просто чудесны…
 
          Здесь голос незнакомца изменился, обретая новые волнующие обертона, словно в унисон говорили два разных человека - пылкий юноша и усталый старик:
          - Да, чудесны! Она пахла фиалками, молодой луной и зелеными каштанами! О, этот запах, этот чудный запах! Я задерживал дыханье, а потом вдыхал полной грудью! Как это было чудесно! Мучительно и безумно!
          И тогда разум мой помутился. Я выскочил из покоев, сорвал со стены фамильный топор и начал крушить все вокруг. Когда вся мебель и стены тронного зала и парадной гостиной были изрублены, я обессилел. И тогда я зажег факел и начал поджигать оставшиеся портьеры и гобелены, пока все вокруг не запылало и не сбежались слуги. Они быстро все потушили и привели придворного врача, но я к тому времени пришел в себя, выгнал всех из дворца и вернулся в свои покои, где меня дожидался мой дикий безумный цветок.
          Но, едва я увидел ее, едва ощутил этот запах, как в ушах зазвенело, и накатила новая волна. И тогда я зажмурил глаза, затаил дыханье, встал перед ней на колени, и робко, дрожащими кончиками пальцев, стараясь не касаться пульсирующих волосков, стал стягивать с нее эти странные липкие одежды. Я ощущал ее горячую кожу и видел сквозь закрытые веки, как обнажились нежные косточки таза, как одежда скользнула по бедрам, зацепилась за угловатые коленки... И вот она уже лежит передо мной, обнаженная и невинная, как раненная лань…
 
          Незнакомец сделал паузу, и неожиданно заговорил стихами:.
          - Нет чудес чудесней нашей памяти, нет ужасней яда, чем тоска…
          Затем снова замолчал. Он был где-то далеко, и я не хотел его торопить. Мы молчали довольно долго. Наконец он вздохнул, посмотрел на меня осмысленным взглядом и продолжил:
 
          В общем, у нее там ничего не было. Ни-че-го! Но остальное все было чудесно! Я не мог ее отпустить. Но оставлять было опасно… Ты знаешь, что страшнее всего на свете? Не смерть и не боль. Страшнее всего молчаливый смех в коридорах дворца.
          И тогда я пошел на поклон к Рапнику. Он единственный должен молчать. Так положено. Но прийти к нему можно только один раз. Он меняет желания на счастье, ожидание - на вечность.
          И да, он мне помог. Все оказалось просто. Я принес к нему малышку и хотел уйти, но Рапник заставил остаться и смотреть, и ничего не упустить. От начала до конца. И я смотрел. Смотрел, как он гладит ее и трется своими чреслами. Смотрел, как кладет паука на живот. Смотрел, как запускает в рот своего змея. Смотрел, как паук прогрызает кожу, все глубже и глубже, вьет паутину и исчезает в свежей норе, среди крови и сухожилий. Смотрел, как Рапник вытаскивает обратно своего змея с мертвым пауком в голове. И потом я смотрел еще пять дней, пока она не открыла глаза и не посмотрела на меня.
          И тогда она рассказала все. Слов я не понял. И ты не поймешь. Поэтому слушай…
 
          И тут кожа незнакомца посветлела, стала золотисто-прозрачной; глаза-косточки повернулись и он тихо запел на неизвестном языке:
 
          Чернота. Колкие тычки, щелканье, нестерпимый запах. Сверху давит. Надо вниз. Там давит сильнее, но надо вниз! Туда, где меньше запах. Хлопок. Стало легче. Вниз, расправиться и вверх, вверх!
          Хорошо. Сон. Больно, вернуться, не больно. Жарко, стать прозрачным, пить тепло. Больно, вернуться, не больно. Холодно. Хорошо. Сон. Жарко…
          Опять этот запах. Сон и не сон. Не больно. Не больно? Не больно! Хорошо. Хорошо!!! Пронзительный звон. Свет. Много света и темноты. Запах. Запах пьянит.
          Озеро. Над озером какие-то тыквы. Пьянящий запах. Запах идет от тыкв. Они раскачиваются над озером. Вокруг много света. Он колышется. Это воздушные медузы. Они сплетаются между собой в ослепительных вспышках. Затем все замирают и гаснут. Начинают светиться тыквы. Потом тыквы надуваются, с треском рвутся и опадают в воду. Из тыкв сыплются крупные семена. Семена раскрываются, превращаясь в маленькие шары, вспыхивают и поднимаются вверх. Часть семян не успевает выбраться из-под оболочки и тонет в озере. Медузы сбиваются в круг и медленно планируют к берегу.
          Темно. Вязкий соленый запах. Много воды. Встать. Вздохнуть. Больно! Очень больно!!! Хорошо. Голова кружится. Мир кружится. Какие-то огни. Дома. Улицы. Что-то знакомое, но чужое. Люди. Люди - это хорошо. Почему? Больно! Обидно! Люди со звериными глазами. Стыд. Тошнота. Они делают что-то неприятное. Безразличие. Темнота.
 
          Наваждение кончилось, но я еще долго приходил в себя. Сфокусировавшись в реальности, я боялся не обнаружить незнакомца. Но он сидел рядом, с омертвевшим лицом и белесыми глазами. И каким-то скрипучим старческим голосом продолжил:
          - А потом мы сели в зеленую факиру с золотыми фонарями и уехали из Ланкеона. Потом нас ограбили, но мы убежали. А потом она умерла. А что было потом, я не помню - это так далеко, будто было не со мной. Вот так, мой мальчик.
          Старик с досады плюнул. Остаток зеленой слюны соскользнул с подбородка на плащ, но он этого даже не заметил. Растерев плевок карликовым башмаком, он оперся рукой о мое колено, тяжело встал, подошел к урне, извлек из нее пару жестяных банок и пустую бутылку, сунул их в стоящие рядом пластиковые пакеты и скрылся с этими пакетами в глубине парка.
 
          Проснувшись на следующий день, я задумался о своем душевном здоровье. Сном это быть не могло - сны не длятся так долго и отчетливо: я помню, как с уходом старика отправился домой, принял душ, посмотрел телевизор и лег спать; и вот уже утро.
          Еще месяц я прислушивался к себе. Но больше ничего такого не происходило, и я благополучно упрятал происшествие в самые дальние закоулки памяти.
 
          В эти выходные мы встречались с друзьями: собрались на вокзале, побродили по городу и засели в какой-то рюмочной. За соседним столиком компания студенток отмечала день рождения. Я, как всегда, запал на именинницу. Хорошая, милая девочка - худенькая, скуластая, как раз в моем вкусе. Под конец вечера она рассказала нам, как еще в школе ездила с одноклассниками на побережье и чуть не погибла:
 
          Сначала мы ехали на поезде. Но в то место поезда не ходят, и до деревни нам пришлось добираться на какой-то дурацкой дрезине по ржавой декавильке. С нами еще ехал какой-то долбанутый сельский ветеринар и всю дорогу втирал про лимфу и скотоплазму. Этот идиот мечтал получить Нобеля. Ха-ха-ха! Парни хотели настучать ему по кепке, но испугались шофера. Тот тоже был со странностями: через каждые полчаса он делал остановку и изображал из себя факира - показывал нам какие-то дурацкие фокусы. И еще, на шее у него болтался сушеный паук. Гадость! Типа на счастье.
          Потом мы приехали в деревню и поселились у одного местного рыбака. Он весь вечер поил нас кальвадосом и играл на бандонеоне. Потом выяснилось, что он был извращенцем. Эксгибиционистом. Когда все напились, он предложил парнями сыграть в «плевок». Это было что-то! Вы умеете играть в «плевок»? Ха-ха-ха! Короче, они достали своих петушков и побежали «на скорость» - кто быстрей добежит. Ха-ха-ха! Он думал, что, насмотревшись, нам захочется, и он кого-нибудь трахнет. Парни потом ему чуть морду не набили.
          Да, там был еще один прикол: один из парней обдристал стульчак и мы ходили на улицу, а это чмо за нами подсекало и мастурбировало.
          Утром этот козел нам подподлил. Он предложил покататься на лодке. Мы не хотели, но парни нас уговорили. Короче, он поплавал с нами возле берега, показал как рулить, потом поссорился с парнями (я думаю, нарочно) и свалил вплавь к берегу. Иначе они его убили бы. А дело было в отлив, нас понесло в океан, а там еще течение. Парни хотели на парусе вернуться к берегу, но эта тварь там что-то открутила, мы попали в левентик и никак не могли поймать ветер.
          В общем, унесло бы нас в океан, если бы не парень на катере. Не знаю, как уж он нас увидел, но зацепил на буксир и отвез в соседний городок. Классный был тот парень. Он меня, кстати, трахнул. Ха-ха-ха! Второй раз в жизни.
 
          Я понимал, что эта стрекоза меня раззадоривает. Похоже, я ей тоже понравился. Мы обменялись телефонами и договорились встретиться на следующий день: все-таки, неудобно ей сбегать от подружек, а мне – от друзей. После полуночи рюмочную закрыли, и мы разъехались по домам.
          В ту ночь я долго не мог уснуть. Не помогали ни телевизор, ни классики, ни выпитое за вечер. Наконец, я встал. Подошел к окну и распахнул створки. В ночном воздухе пахло фиалками и каштанами. Среди бледных городских звезд покачивалась молодая луна. Постояв немного, я почувствовал, что безумно хочу спать.
          А потом мне приснился сон. Будто мы уже встретились, где-то в незнакомом месте; я стал ее медленно раздевать; она жеманничала; и, когда я стянул юбку, обнаружил, что там ничего нет.
 
          Конечно, вы уже поняли, что в воскресенье я ей не позвонил; и не стал отвечать на звонки.


Рецензии
Надеюсь, понятно, что на такие вещи никто не среагировал?

Ибо кому нужно такая ересь?

Бросьте писать, Аленский, не засоряйте сайт понапрасну...

Дмитрий Александрович Билибин   18.07.2010 20:52     Заявить о нарушении
Вы поборник православной нравственности, апологет дифирамбической письменности?
Не беспокойтесь, многие среагировали. Мхехехе.
А в чем ересь? Вы хоть понимаете смысл слова "ересь".
Если у вас зуд - пожалуйтесь администрации сайта, там кнопаська такая есть.
Чмоки :)

Александр Хрон   18.07.2010 22:41   Заявить о нарушении