А почему у нас любят палкой размахивать?

А Вы никогда не задавались вопросом, почему народ такой, а не иной. Я у себя самого замечаю общие для всех качества. Мне не верится, что мне дадут, что мне это положено, что все будет оформлено вовремя, что так и должно быть. Даже когда мне нужно заказать билет на самолет, я иду в туристическое агенство, чтобы они уже наверняка там сделали. Я с компьютером не очень, да и кто его знает, этот компьютер – вдруг обманет? Приедешь в аэропорт, а тебя в самолет не посадят.  За два месяца до полета будешь каждый день волноваться, заказал ты билет на самом деле или нет. Так что уж лучше сходить в агенство, чтобы железобетонно у тебя было.

А когда мы приходим в какую-то контору, как мы себя ведем? Мы заранее сомневаемся, что все будет в порядке. Мы даже уверены, что что-то должно быть не так, что добиться чего-то будет непросто. Спрашиваем в очереди: «А это действительно очередь туда, куда надо? А там правда дают то, что нам нужно или все-таки могут не дать – ну, не успеть могут, может закончиться электричество, кто-то уйдет на базу, вызовут к начальству?» А некоторые все-таки хотят заглянуть в кабинет и спросить, убедиться окончательно, туда ли он стоит и дадут ли ему здесь то, за чем он стоит.  Когда выясняется, что мы стоим туда, куда надо и что там нам все дадут, то все-равно как-то озираешься по сторонам и смотришь на других людей в поисках каких-то признаков подвоха.
Никаких признаков беспокойства нет, все сидят в очереди, ждут. Присутствует видимый порядок, терпимость и даже уважительность.

Но это все обманчиво. Стоит только появиться какому-то сигналу о том, что все-таки не все так гладко, как сразу все комплексы выходят на поверхность, и порядок прекращает свое существование. С этого момента начинается борьба за то, чтобы достать, пробить, урвать, несмотря ни на что. Мы такое часто наблюдаем, так ведь? Мы, те, кто жили в советское время, отличаемся своей суетливостью. А наши родители еще больше. Они вообще ни в чем не уверены. Ну, дали какую-то пенсию и хорошо, большое спасибо. А уж если на эти деньги прожить можно, то уж огромное спасибо говорят.

Моим родителям за восемьдесят. Я их спрашиваю, что бы им привезти, купить. А им никогда ничего не нужно. Наоборот, они сами стараются еще скопить с пенсии и дать мне на дорогу и на расходы,  внукам подарки и так далее. А молодое поколение уже другое. Они общаются с коммерческими структрами, банками, где обещания надо выполнять, где есть строгие договоры и где, если ты наплевательски относишься к клиенту, ты потеряешь деньги и доход. Это все формирует новые требования и к госчиновникам, многие и многие из которых все еще управляют по старинке, причем как в самом центре, так и на местах.

Эти противоречия между старыми подходами в отношениях к людям, к своим же согражданам со стороны  класса чиновников и новыми требованиями уважительного отношения к личности человека в полном и всеобъемлющем смысле этого слова становятся все заметнее в последнее время, и это тормозит развитие общества. Путин недавно сказал, что у нас такой народ. Когда он получает какой-то пост, то сразу начинает размахивать палкой. Но это констатация факта. Было признано, что чиновники размахивают палкой, а причины такого положения не были названы. Россия  все больше открывается миру, и стандарты жизни в развитых странах хорошо известны многим и многим россиянам. Уже невозможно сохранять палочную бюрократию в стране.

Это сегодня, прожалуй, главный вопрос для страны – эффективность управления снизу доверху. Старая и новая палочная бюрократия неспособна совершить модернизацию страны, что ставит под угрозу национальную безопасность России. Речь идет именно об этом. От того, насколько по-современному будет работать губернатор, главы районов, меры городов, Министры центрального правительства, законодатели, от этого без преувеличения зависит все будущее страны.

Модернизацию страны может совершить только активное современное общество, уважающий себя и других человек, личность с большой буквы. Именно поэтому центральным вопросом становится проблема взаимоотношения власти и личности, чиновника и гражданина. То гигантское недоверие к людям, которое было в прошлом, хорошо видно на примере отношения к крестьянству.

Есть такое выражение – простой человек. Как будто есть сложный человек, как будто одни люди из другого теста, вовсе и не люди, а нечто совсем отличное. Это понятие «простолюдин» связано с неравенством в обществе, стремлением одной части и одной группы людей выделиться, поставить себя в исключительное положение, тем самым оправдывая свои льготы, преимущества и право быть наверху всегда и во все времена. А, с другой стороны, оправдывая нищету, бесхозяйственность и бездарность управления.

Когда человек оказывается в низшей категории, за этим всем следуют и хвосты в определении сущности такого человека. Как у нас изображают деревенских жителей? Не иначе, как тупых, ничего не смыслящих в современной жизни, ограниченных и непроходимых невежд. А вот примечательно, что первый президент США Джордж Вашингтон был простым фермером. Он также был главнокомандующим американской армии в войне за независимость и одержал победу.  Америка была основана фермерами, и Конституция была написана под них, обеспечивая им и всему американскому народу основные свободы и права человека, в том числе и право собственности. Крестьяне заложили то, что сейчас мы называем самым могущественным государством мира. Все это принимается, как должное, как само собой разумеещееся.

У нас же колхозник никогда не имел свою долю в производстве, он работал практически бесплатно. О какой свободе и равенстве здесь можно говорить? Он работал, но  за даром, не был заинтересован в своем труде. Вот такое отношение к крестьянам, как к подневольным и зависимым работникам, как к неимущим и не имеющим прав собственности людям, и привело к формированию образа крестьянства, как низшего класса и сословия в нашей стране. Уничижительное отношение к деревенскому жителю, крестьянству и сельскому хозяйству в целом не имеет под собой реальных оснований, поскольку сельские жители – это такие же люди, как и все остальные, не менее талантливые и способные, чем другие категории людей.

Положение человека, а по другому его права, – это сейчас один из главных вопросов развития страны. В той же Америке именно свободное развитие привело к прогрессу страны по всем направлениям. Прогресс в условиях несвободы, уничижительного отношения к людям, разделения людей на высших и низших невозможен. Мы говорим, что стране нужны новые технологии прежде всего. Нам кажется, что прежде всего народу нужно вернуть его действительные права: право на собственность,  право на участие в управлении местными органами власти и государства в целом. Он должен стать хозяином своей жизни и своей страны, и только тогда страна пойдет вперед семимильными шагами, твердо и уверенно. Россияне все это заслужили или еще не доросли?


Рецензии