Сны Марины Вайнблюм
И забыть этот сон не могу.
М. Косполова. 1983
Уснувшие, разрозненные грёзы,
Вы всколыхнули озеро души –
О, чересчур не стоит – эта доза,
Пожалуй, отберет желанье жить.
Но сумерки светлы, как слёзы рос,
Еще не ощущаемых листами…
О снах не стоит слишком и всерьез.
Они и так – в действительности – с нами.
М. Косполова. 23. 5. 1994
Отрывки.
1. Из ненаписанного письма А.А.М. ко мне: «Я не мог тебе писать…», «для нас слишком многое измерено…», «теперь буду краток…», «нам часто приходится говорить то, что до нас сказали другие…».
2. Обучение переходу в другое состояние материи. Мгновенно – другая галактика. Рядом – небесное тело. Сохранена тончайшая связь с Землей.
3. Бегу по поверхности рек и болот.
4. Лестница крута. На вершине – йоги. Они передают знания психической энергией, и я понимаю их.
5. Коты голубые и розовые.
6. Подбираю две недочеканенные монеты. Хочу переплавить, не зная во что.
7. Узкий длинный малиновый галстук.
Всё в порядке, когда онь завязан.
8. За окном – три черных лебедя. Один тянется навстречу.
9. Ютятся нищие у странников?
10. Весенний молодежный праздник Пиковин (с ударением на первом слоге). Его празднуют и в Одессе. Девушки в платьях босиком бегут к морю с веточками хвои, окуная их в морскую воду.
11. Я попадаю в незнакомый дом через трубу.
12. Развожу всем холодную воду,
Но цыганки, бывает, стоят на пути.
13. Развалины средневековой постройки. Проем. А в трещинах – трава. Мой гипс врастает в камень над проемом.
14. Писал в отчаянии мне. Был адрес на конверте: Море Мрака, Марине. Так на какой же адрес пришло это письмо?!
15. А в сладком море плыть нелегко.
16. Белый корень от всех болезней. У киоска в среду в 8 часов. Даст его старая женщина.
17. Потолки высоки, но кровать и комод. Инженер, от нее – кое-что из вещей. Золоченая рама. Черная статуэтка. Шкатулка. Хозяйка – репрессирована. Обаятельна. Фамилия на «С».
18. Листок бумаги – всё о нем и от него… Румянцев. Александр Константинович. Она осталась молода, со спутанными волосами, шатенка, кажется; шаль старая, как сеть. 23.2. 1990.
19. Воспоминание о Лонанжело.
Влюбленный мим на берегу морском
Роман слагает для любимой.
20. Граница человека: 30… (огромное количество нулей) – вселенной больше. 11.10. 1990.
21. Теория взаимодействия пространств.
I. Любое пространство А всегда зависит от другого пространства С, которое отлично от А. Внутри любого пространства находятся элементы О, имеющие около 5 видов взаимодействий. Каждый род элементов имеет свою основную траекторию. Она может быть: горизонтальной, вертикальной, синусоидной, или более сложной. Следствие взаимодействий – изменение пространства А.
Iа. Допущен принцип подобия. Но более сложные элементы взаимосвязаны безотносительно расстояния по более сложным признакам соответствия, не обязательно очевидным.
Вывод: всё в пространстве гармонизируется, а возникающие при этом неустойчивые ситуации изменения пространства – всплески меняющейся материи, в принципе избегающей диссонансов. 5.5. 1989.
22. Сон путается. Кем?
23. Клержантильская. Юная художница.
24. Старая улица спускается к реке. Каменные трехэтажные дома по обе стороны. Светло-кремового цвета. В каждом окне – цветы. Если смотреть от воды, в дом слева, поднявшись по ступеньке – и – вниз – зашел мальчик. Еще там была маленькая дверца для гномов. Жил пожилой музыкант. Коллективное фото. Без вести пропавшая жена. Носила смешную шляпку и меха. Глаза смотрели вниз. Было лето. Поезд. Мост рухнул. Из-за первого мужа по фамилии Гребешков.
25. Панорама. У предгорий – аккуратные домики. Средний план. Улочки. Идет наряженная красивая толпа. Свадьба. Смуглые люди в белых рубашках с вышитыми светло-красными курочками и петушками. Поют: «Ал-ла…». Редкий, почти вымерший народ. Остановились. Перекличка. Девочка говорит традиционные фразы (вопрос – ответ). Мальчик на ходу вспоминает обряд.
26. Эльжбета, брюнетка, говорит по-русски, в 1968 г. уехала из Тюмени в ЧССР. Там развелась с мужем, от второго мужа у нее родился мальчик со светлыми волосами и прямым носом, хрупкий, красивый. Свободно говорит по-русски. Имя его Никил (с ударением на втором слоге). Приехала Эльжбета с Никилом в Тюмень на выставку. Была осень. Они остановились в гостинице. На вид Никилу лет пятнадцать… Никил хотел рассказать об одном человеке. (В то же утро встречаю неожиданно однокурсницу на остановке: у нее друг Ники в Чехословакии…). 10.10. 1990, 7 ч. утра.
27. Марк Эфраимович Мозер. Московский театральный художник.
28. Трамвайные рельсы закрыты на бухгалтерский учет. Придется идти пешком.
29. Где-то от сельхозинститута до музея по левую руку правой улицы – искомый мной переулок, - бывшая улица «Товарищей». Дом № 13, 3 или 1, а квартира – 1 или 3. Вход в полуподвал показали маленькие мальчики. Вход в виде арки. Полумрак. Спиной стоит старая женщина. Ей нужно купить лекарства. От всех «Товарищей» остался один дом…
30. Сон о доме № 41 по Нагорной – это в соседнем от нас квартале: будто это странноприимный дом.
31. Одесса между 1900 и 1914 годами. Площадь у Памятника Дюку.Виден фрагмент Потемкинской лестницы. Туманно-черно-белое кино. «Бал Роз». Он – в черном. Она – в белом длинном расширяющемся книзу от завышенной талии платье. Оба – молодые, стройные. Прекрасно танцуют медленный вальс на этом балу, где дамы выбирают кавалеров.
32. Польша. Двухэтажный каменный дом разваливается. Переулок. На балконе – старики. Они собираются переезжать. Балкон шатается. Рыжеватый старик бросается вниз. Но попадает в нагруженную телегу и – остается невредим. В толпе – люди с двумя колясочками, одна навстречу другой. Ближайшая ко мне коляска обтянута сине-красно-белой шотландкой. В ней маленький варшавянин.
Билеты для туристов. 20 и 80 злотых. Одни – «выставочные», другие – «театральные» и др.
33. Болгарский театр. Старая красивая актриса оборачивается от трюмо с гримировальным столиком и спрашивает про Илью Гржебина.
34. Молодые учителя и помощники: Еремей Пантелеевич и Антон Анатольевич – просят запомнить их имена. 27. 2. 2001.
35. По холодному серому небу, нависшему над старым уральским городком, медленно летит стая зловещих серых воздушных шаров, и несколько детей, стоящих внизу, понимают: это тоже военная тревога.
36. Город с высокими зданиями, покрашенными зеленым цветом: деревьев практически нет рядом. Люди одеваются примерно так, как мы: ткани, костюмы – на первый взгляд обычны.
Это Б У Д У Щ Е Е. Любопытен транспорт: садишься в буквальном смысле на пустое место, только ни в коем случае не отклоняешься ни вправо, ни влево. Держишь спину прямо – и е д е ш ь. Скорость? Как у нашего обычного автомобиля, который движется в пределах города по свободному шоссе. Плохо только то, что глаза при этом покалывает какими-то белыми тонкими искрами – это один из видов той же самой электрической энергии, только преобразованной. Несколько секунд – и ты там, где хочешь.
…Мне хотелось в Н А С Т О Я Щ Е Е – может быть потому, что поблизости я не увидела деревьев, - и я в е р н у л а с ь.
37. Ирландский прибой.
По пустынному берегу с неожиданно прямой линией медленно бродит седой плотный человек в яркой молодежной куртке или жилете, не видно. Он что-то ищет. На берегу работает техника, но нет рабочих. Больше никого. Внезапно мне в лицо – я здесь присутствую незаметно для человека – бьет холодными звездными брызгами и р л а н д с к и й п р и б о й. То, что он ирландский,мне известно как аксиома. По щекам он хлещет довольно колючими сверкающими частицами океана. Это место мне знакомо и незнакомо. Но уже потом – в действительности – я искала это ощущение от той первозданно чистой неземной воды. Вернее, чистейшего проявления Самой Стихии Воды. И только память о серебристых уколах ирландского прибоя не изменяла мне. Несколько дней спустя я узнала, что преподаватель кафедры Музееведения Валентина Ивановна Семенова на лекции по археологии читала тюменским студентам о древних кельтских захоронениях почти в тот же день. Еще через несколько дней, уставившись в карту Западной Европы, я с удивлением обнаружила то самое место с прямой линией берега. Единственным ближайшим населенным пунктом в этой местности Ирландии оказался городок Дроэда…
38. Красная скала.
Сон.
Экспромт.
Там, где красная скала
У прибрежного селенья,
Там веселая жила
Девушка, дружа со всеми.
Пела песенку весной,
Нарядившись в яркий фартук,
Как цветочек первый марта;
«волки» - юноши – в припеве,
Трое «серси» вторят слева,
И разряженный октет
Шлет весне морской привет.
Так бывало в том селеньи:
С песней весело встречать
Всей природы пробужденье,
И сердечному веленью
Час досуга посвящать.
Всё забылось: нет костюмов;
«волки», «серси» - кто они?
…Только в скалы бьют угрюмо
Волны – завтрашние дни.
20. 2. 2002
39. Входит иностранец, со спины его не видно. Присутствующих с помощью переводчика он учит петь Гимн вину «Кальвадос». Мы поем, и у нас неплохо получается.
40. Поздний вечер. Дождь. Дороги размыты. На скользком склоне трудно удержаться. Человек в простой одежде, несмотря на то, что мы все промокли, учит нас – меня и дочь – делать голубую лодку из мягкого материала, похожего на мягкий пластик. Этот материал уже явно раньше для чего-то использовался. Лодку нужно сначала выкроить. Затем склеить детали. Но обязательно лодку для себя нужно сделать своими руками, иначе не поплывешь. Начать лодку делать можно и под открытым небом, и неважно, какая при этом погода. Но заканчивать ее нужно уже в специальном помещении, потому что это обряд.
Свидетельство о публикации №210060900535