На стыке игрового и документального
- «Летняя эйфория» по традиции составлена из российских фильмов, не попадающих в обычный формат. Мы показываем картины на стыке документальной и игровой формы, фильмы-рефлексии на темы жизни и искусства. Сегодня, когда киноиндустрия переживает очередную перестройку, важно сохранить разнообразие форм и всячески противостоять унификации кино по единому стандарту, - говорит Андрей Плахов, куратор программы.
По жанру режиссер определил свой фильм как психологический триллер и драму. А сюжет кратко таков: начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел – одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Оканчивается летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье. Единственный канал общения с миром – неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет ледокол и тогда все разрешится само собой. Но судьба распоряжается иначе. Сергей по случайности так и не прочтет записку о том, что его жена и сын погибли там, на материке. И страшную весть он услышит в крике Павла, который все не решался сказать ему правду тогда, когда это стоило сделать. А Павел, испугавшись гнева старшего, будет до полусмерти прятаться и замерзать, пока голод и холод не вернут его обратно на метеостанцию. Сергей и не собирался расправляться с ним, его душа опустошена. А рыба, которую он ловил в ледяной воде и засушивал для любимой жены, оказывается облученной. И сами они, как покажут приборы, тоже получили огромную дозу радиации. За ними приходит транспорт. И Павел уезжает. А Сергей остается на острове навсегда.
Странное послевкусие после фильма. Друг-журналист, с которым смотрели картину, в финале сказал просто: «То ли я слишком стар, то ли фильм слишком молод. Второй раз я бы его смотреть не стал». Но это, наверное, потому что он выходит пару раз говорить по телефону, и нить психологизма для него оборвалась. Я тоже до конца не могла понять своих ощущений. В итоге вот что: понравились пейзажи и звуки – холмы и море, крики чаек и прибой. Понравился герой Сергея Пускепалиса, тот, который старший на метеостанции. Просто как человек понравился: знает свое дело, ответственный, любит семью, требовательный и честный. Простой и добрый. Непонятный след в душе после знакомства с персонажем Григория Добрыгина. Этакий городской продвинутый юноша без жизненного опыта и житейской мудрости. В течение фильма не раз с языка срывались эпитеты вроде такого: «трус», «слабак», «тормоз». Но понимаю, что нельзя так однозначно. Просто кажется, что нужно в сложных и трагических обстоятельствах смело смотреть реальности в глаза, а не полагаться на авось. Да, он не мог сделать старшему больно, он хотел сгладить углы и тянул время. И что в итоге? Страх. Бегство. Во время просмотра эмоций испытываешь не очень много. Все чего-то ждешь. Но все чувства прорываются, когда видишь сцену прощания двух мужчин. Красиво. Сильно. Верю.
После просмотра режиссер и он же автор сценария Алексей Попогребский провел мастер-класс по режиссуре. На втором этаже Зимнего театра набилось много людей. В основном – студенты ВГИКа и журналисты.
- Девяносто пять процентов того, что было в сюжете, мы реализовали, - рассказывает он. – А вот рисунок характеров, нюансы менялись. Еще скажу вот что: очень важно все делать с первого раза. И это касается не только диалогов, но и звукового сопровождения картины. Я против переозвучивания в студии. Я за максимальную естественность, и поэтому приветствую актерскую импровизацию, если это помогает раскрыть характеры персонажей и не противоречит сюжету. Мне хотелось показать жизнь и работу людей на метеостанции в Заполярье. С удовольствием и муками создавал сценарий. Очень люблю писать. Сначала долго вынашиваю, а потом сажусь и пишу. Впервые пришлось делать покадровую разборку, раньше такого не делал. Но это было необходимо. У всех режиссеров свой язык, свои находки и методы работы с актерами. Для меня важно почувствовать органичность картинки и людей. Камера порой раскрывает такие черты, которые не замечаешь при живом общении.
Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ, правительства Чукотского автономного округа и участии «СтартФильм». Производство – «Коктебель», телеканал «Россия».
Замечу, что Алексей Попогребский окончил факультет психологии МГУ. На режиссера специально нигде не учился. В 2007 году его фильм «Простые вещи» получил главный приз и приз за режиссуру, также он лауреат премий «Ника» и «Золотой орел». «Как я провел этим летом» - третий фильм режиссера, снятый в 2010 году. Лента успела побывать на Международном кинофестивале в Берлине и заработать три «Серебряных медведя» - в номинациях «лучшая мужская роль» (актеры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин) и «за выдающиеся творческие достижения» (оператор-постановщик Павел Костомаров).
Ясно одно: сейчас в основном побеждают на фестивалях фильмы, доходчиво рассказывающие какую-то историю. Не о жизни существ из межгалактических просторов, а историю про людей, их страхи, чувства, мечты. Находки режиссеров? Трудно сказать. Да, они есть, но не столь яркие, чтоб об этом непременно хотелось трубить во всю Ивановскую. Есть ощущение, что самое лучшее было просмотрено в юности. Чего-то мощного не хватает. Время, видимо, такое. Талантливо то, что ясно дает понять о ценности вневременных ценностей (прошу прощения за тавтологию) и напоминает нам о честности перед собой.
Свидетельство о публикации №210060900570