Кино в плакате
Прогулки по Площади искусств в течение этого лета превращаются в путешествие по киноистории. Начиная с июня, под открытым небом на специальных стендах помещены кино-плакаты лучших российских графиков. Более того, каждые две недели экспонаты обновляются. Одна из целей организаторов – привлечь внимание публики к этому виду искусства. «Искусство российского кино-плаката» на аллее в центре города появилось благодаря совместной работе Министерства культуры Российской Федерации, администрации города Сочи, Государственного центрального музея кино, продюсерской компании «РУС АРТ», Сочинской филармонии и Сочинского художественного музея. О новом проекте рассказали некоторые из его создателей.
- «Сити-Экспозиции 2010» - это первый проект Министерства культуры Российской Федерации в рамках культурной олимпиады в Сочи, - рассказывает Анастасия Коваленко, генеральный директор продюсерской компании «РУС АРТ». – Ведь эта олимпиада, которая продлится в течение четырех лет, началась годом кино. «Сити-Экспозиции 2010» знакомят публику с жанром российского кино-плаката. Сочинцы и гости города в течение трех летних месяцев увидят несколько ретроспективных подборок авторских плакатов.
Анастасия Коваленко зачитала приветственное письмо министра культуры РФ Александра Авдеева, адресованное организаторам, участникам и зрителям выставки российского кино-плаката в Сочи. Много интересного можно было узнать из речи директора музея кино.
- Хотел бы начать с благодарности министерству культуры, которое пригласило нас участвовать в этом проекте и, конечно, город Сочи, некогда названный «всесоюзной здравницей», но и замечательно гостеприимный город, как мы убедились за эти два дня. – обратился к собравшимся на открытии выставки Наум Клейман, директор Государственного центрального музея кино. – Мы вам представили проект «Искусство российского кино-плаката». Знаете, в последнее время народ идет в кино и музеи, а музей идет в народ. Музей – это не закрытая площадка, изолированная только для знатоков и ценителей, но открытая всем возрастам. Теперь в дни музеев проводятся музейные ночи, и музей смелее выходит в город. Сейчас вы видите часть большой экспозиции, которая была подобрана. Это плакаты программ музея кино 2006-2009 годов, выполненные дизайнерами и художниками студии “Zolotogroup/Ostengruppe”. Не было большого количества стендов, и решили выставку сделать во времени, то есть подборка плакатов будет меняться каждые две недели. Потом будут показаны плакаты нашей классики, начиная с немого кино, дореволюционного. Потом плакат 20-х-30-х годов, затем будет замечательная подборка плакатов к французским фильмам, которые делали наши художники. Отдельно представлена тема Великой Отечественной войны, как она отразилась на плакатах к фильмам о войне. Надеемся, что будут плакаты о спорте. Что касается искусства российского кино-плаката, то без всякой иронии в 20-х годах XX века мы были в этой области впереди планеты всей. Родченко, Малевич, братья Стенберги принесли новое веяние – конструктивизм. Но в 30-х такой плакат был назван формалистическим, хотя он был ярким и образным. И плакат стал все больше походить на иллюстрации к книжкам. В пятидесятые годы прошлого века был еще один замечательный взлет. Новое поколение выработало новое направление – сначала так называемый суровый стиль, а потом была замечательная рисованная графика в стиле журнала «Юность». Затем пошла экспансия фото-плаката: все стало монтироваться из нескольких фото - элементов, и как правило, это взрывающийся автомобиль, пистолет и крупный план мужского или женского лица. В последнее время мы поняли, что нам надо возвращаться к нашим традициям. Все, что вы здесь видите, очень отличается от прокатного плаката: на них все построено на метафорах, они очень светлые, в них много загадочного, люди должны подойти близко и прочитать буквы. Мне кажется, это одна из возможностей возродить традицию рисованного отечественного плаката. Более того, вы можете, глядя на эти плакаты, узнать, как много интересного есть в мире в связи с кинематографом. Это кино привозят только в Москву. Но, надеюсь, и в Сочи когда-нибудь будет некоммерческий зал, и вы тоже сможете смотреть такое кино. В августе в Сочинском художественном музее откроется выставка российского исторического и сказочного костюма из наших фондов и студий.
- Пусть вас не удивляет, что кино объединило так много организаций, среди которых и министерство культуры, и музей кино, и продюсерская компания, и Сочинская филармония, и Сочинский художественный музей, - продолжила общение с публикой Лариса Лазарева, исполняющая обязанности директора муниципального учреждения культуры «Сочинская филармония». – Ведь все мы звенья одной цепи. В городе началась культурная олимпиада, и первый год посвящен кино. В связи с этим у нас впереди много интересных событий. Мы постарались сделать программу кино-года максимально насыщенной. Летом в Зимнем театре впервые пройдет концерт Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, потом будут гастроли театров со спектаклями, где играют актеры, хорошо известные по кино- фильмам.
Много свежей информации сообщили на открытии выставки кино –плаката ее организаторы. Если кратко, то насыщенная культурная жизнь сочинцам обеспечена. И это радует. Возвращаясь к кино-старту на Площади искусств, - «Сити-Экспозиции», и правда, загадочны и метафоричны. Чего стоят плакаты Эрика Белоусова, посвященные немому кино «Москва во времени», его же «Фестиваль грузинских фильмов» или по ретроспективе фильмов Итикавы. Основная техника – коллаж и карандашный рисунок. Интересны также работы Игоря Гуровича «Художники в игровом кино» и Анны Наумовой «Новое кино Финляндии» и «Золотые шестидесятые». Эти авторы говорят со зрителем на языке цвета и линий, недосказанности смыслов и прозрачности намеков. Особенно понравились «Золотые шестидесятые». Плакат дышит свежестью росы и сочностью молодых побегов. А, например, «Фестиваль грузинских фильмов» аскетичен по цвету, но не менее насыщен эмоционально: перед нами герои картин Пиросмани, только не цветные, а черно-белые. Да что рассказывать, все под открытым небом и бесплатно. Кстати, Наум Клейман сказал, что сочинская выставка кино-плаката никакого отношения к «Кинотавру» не имеет. И жаль, что пригласили только сочинские СМИ. Десятки журналистов, приехавших освещать события 21-го кинофестиваля, могли бы замечательно рассказать на всю страну об открывшейся на курорте биеннале. И о культурной олимпиаде и годе кино в Сочи узнали бы тысячи людей. А еще на «Кинотавре» полно студентов ВГИКа, им тоже было бы, наверное, не безынтересно посмотреть на свежие кино-плакаты из знаменитого музея, хотя, с другой стороны, - они, наверное, и так все видели.
Свидетельство о публикации №210060900575
Алексей Шеин 17.06.2010 22:21 Заявить о нарушении
Приятно, когда люди любознательные и внимательные к творчеству ближнего! :-)
Анна Петросян 17.06.2010 23:41 Заявить о нарушении