11. Инструмент познания и развития

Связующим звеном между РМ и ИМ является ИПР. Поскольку в качестве него выступает человек, человеческий фактор в развитии ОИС играет решающее значение.
Сегодня количество информации в ДП достигло таких размеров, что необходимы качественные изменения в подходах к образованию и воспитанию человека. Механическое запоминание накопленных знаний, в особенности постулатов и цитат, как в сфере технических, так и общественных наук, перестало служить целям развития. Первостепенным становится не наличие знания в ОП (сознании человека) - все не запомнить, - а умение использовать знания, хранящиеся в ДП. Т.е. умение находить необходимую информацию, творчески ее перерабатывать и использовать для познания и развития. Это - умение работать с источниками информации, как с книгой, так и с ВТ и умение самостоятельно думать.
При обучении необходимо получать общее представление о системе наук в целом, каждой в отдельности, истории их развития, современном состоянии, связях между ними, доступа к информации. Все это выражается в общей культуре человека. По существу главным становится воспитание человека, его интеллигентность. А образование - это дело всей его жизни и следствие воспитания.
В.П. Зинченко, член-корреспондент АПН СССР, д.психол.н. отмечает: «Сейчас становится все более очевидным, что разработка и использование средств информатики, в том числе ИИ, экспертных систем требуют высокой гуманитарной культуры, которая далеко не достаточна у специалистов, создающих новые средства деятельности» [26]
Об этом же пишут и другие авторы «Круглого стола», отмечая недостаток культуры не только у работников сферы информатики. [27]

Приобщение к сокровищам искусства как образцам наиболее емких и достоверных форм отражения РМ и ИМ в ДП - прекрасный тренинг сознания.
При обучении индивидуума необходимо предоставить ему возможность и считать критерием подготовленности к сознательной деятельности прохождение им полного цикла - от познания какой-либо части РМ до реального широкого внедрения в практику разработанного им нового объекта или связи (см. выше 5 пунктов процесса познания и развития ОИС).

Философия не формально, а фактически должна стать руководством к действию. Таким руководством она может стать, только постоянно развиваясь и опережая действительность. Нельзя, как страусы в песок, прятать голову от сложных проблем современности в труды 100-летней давности. Надо творчески подходить к развитию марксистско-ленинской теории. Развитие - в противоречии, а противоречие во множестве мнений. Об этом говорил и М.С. Горбачев на Всесоюзном совещании заведующих кафедр общественных наук [6].

Крайне важно требование достоверности и гласности информации. У человека разумного существует такое понятие, как информационный дискомфорт или информационный голод. Ограничения в информационной сфере противоречат принципам социализма и нашим законам (разумеется, кроме военной тайны). В то же время такие ограничения, и очень существенные, наблюдались на протяжении многих десятилетий. У вентиля информации не должны стоять случайные люди. Кроме прямого вреда - снижения возможностей ИПР в познании и развитии (см. Приложение, 13.13), эти ограничения наносят огромные моральные, идеологические, политические и другие ущербы.
Эти ограничения, как и сознание полной личной незначимости в развитии общества, невнимания к личности в целом, отвернули в последние годы от интересов общественной жизни, строительства социализма и развития ОИС лучшие интеллектуальные силы страны. Это видно и в искусстве, и в науке, и в технике. Т.к. именно утонченное сознание наиболее восприимчиво к социальной несправедливости, невозможности реализации цели и смысла жизни, к проявлениям ханжества, двуличия, бюрократизма и формализма.
Талантливые деятели искусства и науки превращались в администраторов. Были утрачены научные школы мирового уровня. Для многих на предприятиях и организациях первостепенным стало не дело, а карьера и «политика». Среди молодежи стали преобладать настроения скепсиса по отношению «к высоким нравственным ценностям, которые были всегда присущи нашему народу и которыми мы гордимся». М.С. Горбачев [17]. Распространились пьянство и наркомания. Стала снижаться средняя продолжительность жизни.

В условиях соревнования с развитым капитализмом при начальном отставании социализма подобное отношение к интеллектуальным ресурсам равноценно поражению социализма.
Человек должен видеть плоды своего труда в РМ, а не в ИМ, чувствовать их общественную значимость. Его интеллектуальному уровню и реальным возможностям должно отвечать положение в обществе.
Максимальное использование сил и талантов каждого человека - необходимое условие ускорения развития ОИС и победы ее в соревновании с другими ОИС в ГИС.

В результате общей бесхозяйственности и дезорганизованности снизился коэффициент использования передовых достижении науки и техники в познании и развитии ОИС (см. Приложение, 13.13). Собственные изобретения и открытия десятилетиями не получали широкого внедрения.
«Непомерными и далеко не всегда оправданными были закупки оборудования... на капиталистическом рынке» [17]. Зачастую оно закупалось не в комплекте и практически не использовалось. Не будем здесь говорить об информационных диверсиях, прикрывая собственную безалаберность. В результате исследовательская база НИИ и учебных институтов на многие годы отстала от требований времени. Соответственно и диапазон ощущений человека, усиленный средствами техники, сегодня у нас уже, чем в развитых странах запада.

Из вышесказанного следует необходимость коренной перестройки ИПР, отвечающей задачам ускорения развития страны.

Целью человека, как инструмента материи в ее самопознании и саморазвитии, является познание и развитие мира. Это объективно заложено в человеческой природе. Недаром люди, личные цели и смысл жизни которых совпадают с целями познания и развития материи, - наиболее счастливы. Это люди, творчески подходящие к преобразованию мира – поэты и художники, ученые и композиторы, инженеры и передовые рабочие.
Для всемерного развития и приложения творческих возможностей человека необходимо создать такие условия, чтобы интересы личности и общества максимально совпадали и были общепонятны. Причем не в отвлеченном смысле и в отдаленной перспективе, а конкретно, с приближением акцентов к интересам личности – моральным и материальным!

Отметим так же, что в совокупности все знания, хранящиеся в ИМ, являются, по сути, моделями нашего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. Не реализуя новые знания в практике или затягивая их реализацию, мы не реализуем или отодвигаем от себя наше будущее. По сути, мы сами выбираем себе свое будущее. И если в ИМ есть некоторое множество вариантов нашего будущего, победит тот вариант, связи и объекты которого ИПР в большей степени будет целенаправленно реализовывать в РМ.

В частности, если идеи перестройки и ускорения будут широко и всеми внедряться в РМ, то у нас и будет действительная перестройка и реальное ускорение. Если же перестройка и ускорение не будут подкреплены реальными делами, то они останутся красивыми лозунгами очередной компании, которые скоро забудут.


Рецензии