Про писательское творчество
И понятно, что, если есть любимые книги, то рано или поздно придет время, когда читатель начнет думать об авторе.
Читатели бывают разные. В светлой юности, овеянной романтическим ореолом, мы представляем любимого писателя зачастую близким себе человеком, который должен быть похож на наш идеал - лучше, красивее, умнее, чем мы. То есть - он должен быть похож даже не на героев - на язык и идеологию своих книг.
Другое распространенное восприятие, которого, например, всегда придерживалась я - чем меньше знаешь в реальности о любимом писателе, тем лучше сохраняется восприятие. По сути, я априори предполагаю, что писатель просто НЕ МОЖЕТ соответствовать образам своих книг, а поэтому чем меньше о нем знаешь, тем лучше для душевного здоровья.
Истина, как всегда, где-то посередине.
Вообще, надо сказать, что писатели бывают разные.
Есть честные ремесленники. хорошо выполняющие литературную работу. Они могут быть достаточно талантливы, но все равно они - ремесленники: лучшее, то они могут сделать - это передать в своих книгах определенный срез, слепок реальности.
Есть же писатели гениальные; маги слова. Они не отражают реальность; они ее со-творят. Как и другим специализированным магам, им открыт доступ к Силе. Это можно описывать бесконечным количеством образов: "они находятся в потоке", "Они следуют своим Путем", "они в контакте с Богами", "Они интегрированы со своим высшим я" - и прочие варианты объяснения того, что такое маги и магия. Важно одно: такие писатели создают вселенную, в которую погружают читателя.
И вот именно с такими писателями и возникает определенная проблема. Проблема разотождествления внутренней магической сущности и ее внешнего физического выражения.
Вкратце, суть сводится к следующему. Неправильно говорить, что такой писатель "на самом деле по жизни не соответствует идеологии и магии своих книг". Если ему под силу создать вселенную, то внутри него должно быть соответствующее наполнение, то есть он сам должен внутренне реализовать те образы, которые он закладывает в свои книги. Другое дело, что ВНЕШНЕЕ ФИЗИЧЕСКО ВЫРАЖЕНИЕ этого наполнения может выглядеть смешным и неуклюжим - по той причине, что ФУНКЦИОНАЛЬНО он не приспособлен для таких физических выражений.
Возьмем, например, Александра Грина. Если посмотреть на соответствие его реальной жизни и образов его книг, на первый взгляд - сплошное враньё и надувательство. Никогда он не плавал нигде дальше Черного моря, да и то... Молодой Грин на взгляд стороннего наблюдателя - обывателя - клинический идиот. Путь его в море закончился сифилисом, подхваченным в портовом дне Одессы. Куда он приехал, спустив последние деньги не на новые сапоги, а на набор красок, "чтобы зарисовывать прекрасные сюжеты". Проблема в том, что он, конечно, оказался неподготовлен к жизни среди портовых низов, да и вообще скорее всего не знал, что это такое - в книгах Жюля Верна и Брета Гарта об этом ничего не было....
Так что для обитателей того самого «дна» внешне этот мальчик выглядел глупым и весьма некрасивым.
На самом же деле, отвлекаясь от непосредственного физического выражения, в самом посыле молодого Грина - и далее до старости - мы может уловить резонанс с той силой, которая присуща его произведениям.
Он был - ищущий странного. И не важно, что не получилось уйти в море. Не важно, сколько глупостей он наделал, увлекшись революцией. Не важно, что любимых жен у него было две. Принцип всех его действий соответствует принципу его книг. Он видел паруса на горизонте - и эти паруса возникали. Он верил в истинную любовь - и каждая его любовь была истинной, не важно, сколько их было на самом деле.
Вот в этом, пожалуй, суть. Если не хочешь заморачиваться - не смотри на живое выражение любимого писателя. Но уж если смотришь, смотри не СВЕРХУ, не снаружи: смотри вглубь. На то, что стоит за физическим выражением...
-----
…А что до того, что "писатели упиваются своим словом" - это один из очевидных признаков мага. Настоящий Мастер должен получать удовольствие от того, что он делает, и испытывать гордость за то, что у него получается хорошо. Иначе он не мастер, а мастеровой в лучшем случае.... Что, само собой, не отменяет постоянной самокритики и перфекционизма. Но об этом может не знать никто, кроме самого Мастера и близких ему людей...
06-2009
Свидетельство о публикации №210060900712
Хочу сказать несколько слов о Толстом:
Единственный писатель в мире, который не искал интиресного, а о чем ни писал, все до сих пор, становится само по себе так увлекательно и значительно, что все боевики, фентези, приключение, фантастика, романы о любви оказываются безнадежно скучны.
Спасибо, прочитал, с удовольствием!
С уважением, Акользин.
Игорь Акользин 23.06.2010 13:40 Заявить о нарушении
с писателями это ведь чудесное совершенно дело: с кем-то вы внезапно попадаете в резонанс, и - фантастика! Все, что он пишет, в вас отзывается десятикратно, и как будто дверь открывается в иное измерение.... У меня, к великому моему сожалению, не возникло контакта с Львом Николаевичем, в отличие от, скажем, Шекспира или Гоголя, или Александра Грина, коих почитаю истинно гениальными, или хотя бы Тургенева, которого уважаю как хорошего психолога и неплохого мастера слова и образа. Для меня Толстой - исключительно скучен во всех своих проявлениях, даже когда пишет о любви, а уж тем паче в описаниях боевых ситуаций.... Которые сами по себе могут быть очень даже захватывающими для меня: у того же Дюма, или, скажем, Эрнеста Хемингуэя, или даже у нашей современницы Веры Камши.... Что ж, так бывает. С уважением, Грашина
Марина Грашина 02.07.2010 17:50 Заявить о нарушении