Планета совести, глава 1
Планета совести.
(фантастический детектив
для старшего школьного возраста)
объём: 3 авт. листа (125 тыс. печ. зн. с пробелами)
Глава 1.
-Смотри, Алле идёт!- крикнул Либо.
-Где?- вздрогнул Тэм.
-Да вон, по тропинке вдоль длинноруких деревьев.
Тэм повернулся в указанном направлении и увидел быстро семенящую по тропинке Алле.
Она смотрела в их сторону, а значит, всё видела. Видела, как они резали молодое дерево,
подставляя кружки под мягко струившееся по коре нежное древесное молоко, а чтобы
кружки быстрее наполнялись, они нанесли дереву несколько глубоких, расположенных друг над другом ран. Тэм знал, что добывать молоко из молодых длинноруких деревьев
нельзя. Их неокрепшая ещё кора плохо заживала и многие из них гибли, так и не отрастив
длинные подвижные ветки, которые длемлины назвали руками. Эти длинные, усеянные
множеством мелких отростков ветки позволяли взрослым деревьям эффективно защищаться от любого, кто бы посягнул на их жизнь или здоровье.
И потому, пока Тэм и Либо совершали своё злодеяние, взрослые деревья пытались дотянуться до них своими руками, чтобы защитить своё дитя, но тщетно - мальчишки уворачивались, прятались за деревца, прижимаясь к самым стволикам.
-Что бы соврать?- лихорадочно соображал Тэм, пряча предательскую кружку за спину.
Алле, тем временем, подошла к ним вплотную и, прищурив свои огромные русалочьи
глаза, смерила их убийственно презрительным взглядом.
-Так вот как вы отдыхаете на природе,- сквозь зубы процедила она,- А ведь я могла бы рассказать вашим родителям или мудрецу Элету о вашей любви к деревьям!
Тэм и Либо побелели от страха.
-Но я не буду,- сказала Алле таким тоном, как будто собиралась сделать что-то ещё более
страшное.
-Я никому не расскажу. Да и зачем?! Я - не ябеда. Я перестала бы уважать себя. Но стоит
только посмотреть на это безропотное деревце, скорчившееся от боли, и его боль пронзает
насквозь. А вас?!- и она широко открыла глаза, в которых смешались боль и злость.- Вы
не чувствуете её?
Тэм всё это время глядел на Алле, не отрывая глаз. Как она прекрасна! Как выразительны и глубоки её зелёные глаза! Он знал, что она права. Он знал, что сотворил жестокость, но не это сейчас волновало его больше всего. Алле больше не позволит взять себя за руку или проводить до дому. Он пал в её глазах, пал раз и навсегда. Тэму стало безумно стыдно. Он сразу почувствовал это. Чувство стыда было ему знакомо с малых лет. Тэм вовсе не был злым или жестоким, просто, как любой мальчишка, он иногда совершал необдуманные поступки просто из любопытства. Вот и в этот раз они отправились за древесным молоком, прочитав в старой бабушкиной книжке, что оказавшись во рту, молоко превращается в мягкую сладковатую резиновую массу, из которой потом можно вылеплять самые разные фигурки. Они хотели проверить, так ли это на самом деле, прекрасно понимая, что нарушают правила общежития деревьев и длемлинов. Но книжка их не обманула. Более того, из полученной во рту массы можно было лепить мягкие маленькие резиновые шарики и безобидно пулять ими в пролетавших мимо крылунов, хотя подобные развлечения вряд ли могли быть одобрены взрослыми.
И надо же было, чтобы именно Алле застала их здесь. Чувство стыда, расползалось по телу Тэма, захватывая всё новые и новые его участки. «Надо бежать!»- пронеслось у мальчика в голове. Но он не успел. В районе сердца Тэм почувствовал жгучее тепло. Либо, наблюдавший со стороны, увидел маленький огонёк, загоревшийся у Тэма в груди. Затем этот внутренний огонь поглотил всего мальчика. Ещё мгновение и от Тэма осталось лишь облачко горячего пара.
-Ах, так у вас ещё есть остатки совести, - надменно-едко заметила Алле,– или у тебя уже нет? – бросила она Либо, уставившемуся на облачко, оставшееся от его сгоревшего со стыда незадачливого друга. Девочка прошла мимо него и принялась за лечение дерева. Стало ясно, что она увидела мальчишек ещё издали, так как в руках Алле держала кусочки заживляющей коры, взятой у латалы, росшей вдоль тропинки. Девочка аккуратно прикладывала кору к ранам и привязывала стеблями ламиторы, росшей тут же неподалёку.
-А когда воссоздастся Тэм? – спросил Либо у Алле, когда та закончила перевязывать дерево.
-Откуда я знаю? Да и какое мне до этого дело? Не калечил бы деревья, не сгорел бы со стыда. – и она окинула Либо неодобрительным взглядом с головы до ног. – И всё-таки, почему ты стоишь передо мной - целёхонек, когда твой друг страдает в Воздастной?
-У меня очень добрые родители. Они никогда в жизни не позволяли мне испытывать стыд в опасной мере, - объяснил Либо и с вызовом спросил:
-А ты, похоже, удовольствие получаешь от мысли о том, как сейчас страдает Тэм. Ведь ты заранее знала, что доведёшь его до сгорания. Ведь знала?! – в голосе Либо звучала угроза.
Алле только хмыкнула в ответ, развернулась и пошла прочь.
-Не забывай, от жестокости тоже лечат в Воздастной, - крикнул ей вдогонку Либо. Он увидел, как длиннорукие деревья прикладывают свои ветви-руки к стволам и сгибаются в низком поклоне, когда Алле проходит мимо них.
«Интересно, что они сделают с нами? - в страхе подумал Либо, - Ведь нам всё равно не
миновать их на обратном пути.» Он тяжело вздохнул. Либо не был уверен, что так уж хорошо не уметь сгорать со стыда. Иногда ему даже хотелось попасть в Воздастную, просто так, из чистого любопытства. Но любопытство так сурово не каралось, а оказаться там за что-то действительно серьёзное было страшно.
«Хорошо ещё, что оттуда возвращаешься, если искренне жалеешь о содеянном. А что же я? - Либо покопался в себе. – Жалею ли я деревья? Да! Жалею ли я Тэма? Да! Буду ли я выдумывать и участвовать вместе с ним в каких-нибудь других опасных или запретных затеях? Да! Почему? – Либо надолго задумался. Он долго стоял так, наморщив лоб и не моргая. Его никак нельзя было назвать смелым, но бояться ведь было нечего, никто ведь не узнает об их шалости. Правильно залеченное дерево заживёт уже к вечеру, и тогда даже Алле не сможет разыскать его в лесу. Да и стыдиться нет причин. Ведь им, как и Тэмом, двигало простое любопытство, а не желание причинить кому-либо или чему-либо вред. Лицо Либо просияло. На душе снова стало легко и безоблачно. Как хорошо, всё-таки, было иметь таких добрых родителей. Если они и ругались на него, то недолго и нестрашно, скорее журили, чем ругались. И тут же сами объясняли ему мотивы его поступков, приговаривая, что все длемлины такие, и они, родители, тоже были такими в детстве. Именно поэтому Либо было неведомо чувство глубокого стыда, ведь стыд возникает тогда, когда ты думаешь, что так плохо поступил только ты один, что все другие длемлины лучше, чище и добрее тебя, и на такой поступок неспособны.
Размышления Либо нарушил странный звук, напоминавший потрескивание спелых стручков аналиды. Он узнал этот звук, хотя слышать его приходилось чрезвычайно редко – не все обладали такой развитой совестью, как Тэм, кроме того, испытывая глубокий стыд, длемлины старались скрыться от посторонних глаз.
Этот звук сопровождал воссоздание. Сначала из пространства вынырнули конечности, потом голова и, наконец, туловище с раскалённым, но уже не горящим сердцем.
-Ты как? – сочувственно спросил Либо.
-Гад я, - сказал Тэм, - Ты даже не представляешь, как им больно! – воскликнул он.
-Кому больно? – не сразу понял Либо.
-Кому-кому, деревцам! Я побыл на их месте, испытал всё, что испытывают они, когда такие, как мы с тобой, пускаем из них молоко, - Тэм горько покачал головой, - спасибо Алле, что она поухаживала за ними, иначе, боюсь, я до сих пор бы страдал в Воздастной.
-И ты ещё её благодаришь? – Либо обалдело уставился на друга, - Да она хуже нас с тобой. Мы-то мучили дерево, а она - тебя. Злая она, Тэм, злая.
-Ладно Либо, пошли. Нам придётся испытать ещё кое-что неприятное, - невесело усмехнулся Тэм.
Либо не стал задавать вопросы, поскольку догадывался о чём идёт речь.
-Делай, как я! – скомандовал Тэм, плотно прижимая руки пониже спины. Они как раз подходили к тропе ведущей из леса. Вдоль тропы стояли длиннорукие деревья. Ветви-руки уже могли дотянуться до незадачливых мальчишек. Ещё один шаг и Либо почувствовал жгучий удар ниже пояса, потом ещё и ещё.
-А-а-а-а! – заорал он, - не надо! Мы уже всё поняли! Мы больше никогда!
Ветви беспощадно лупили его по сложенным сзади рукам.
-Не ори! Лучше беги быстрее! – кричал Тэм, на долю которого приходилось не меньше хлёстких шлепков.
Скорость, с которой мальчишки убегали от ударов, была столь велика, что на самом выходе из леса они нагнали Алле, которая, услышав шум, обернулась посмотреть, что происходит, и стояла сейчас, прислонившись к дереву и корчась от смеха.
-Посмотри на неё! Посмотри! Ей смешно! Я же говорю тебе, она обыкновенная злючка!
Услышав это, Алле перестала смеяться. Она как-то странно взглянула на Тэма, как будто хотела что-то сказать или спросить, но передумала, повернулась к мальчишкам спиной и, не оборачиваясь больше, пошла в селение.
Свидетельство о публикации №210060900867
Надеюсь, что не обижу Вас, высказав своё толкование термина СОВЕСТЬ.
Человек - это макросистема, состоящая из биоинформационной и информационно-интеллектуальной систем. Интеллектуальная система включает в себя управляющий комплекс - разум, комплексы формирования ощущений реальности, память и психическую подсистему, реагирующую на поступающую информацию эмоциями и чувствами. Всякое действие человека, если оно не рефлекторное, является результатом мышления. Мышление как кибернетический процесс невозможно вне информации. В памяти хранятся знания, важнейшим разделом которых является познание, мировоззрение как реферативное представление человека о реальности, поведенческий кодекс и другие виды информационных баз.
Совесть - это реакция психической подсистемы человека на результат сравнения разумом мотива и сущности планируемого,совершаемого или совершенного действия с поведенческим кодексом. Если этот результат положительный, то психика (совесть) спокойная, если нет, то может возникнуть или агрессия, или страх, или стыд.
У каждого человека своя совесть. Её отсутствие возможно только в случае дегенаративного разума, не обладающего способностью осуществлять процесс сравнения.
Извините, если утомил. Приглашаю на свою авторскую страницу "Николай Мурашев".
Николай Константинович
Николай Мурашев 10.06.2010 21:18 Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, Вы учёный и, по-видимому,атеист. Если я правильно Вас поняла, совесть - это реакция человека-компьютера на ошибку.Однако, если такие реакции, как агрессия или страх хорошо известны всему животному миру, то стыд - реакция чисто человеческая. Если бы все люди умели его испытывать, не было бы и "Планеты совести". К сожалению, и я думаю, Вы с этим согласитесь, далеко не все люди имеют жёсткий поведенческий код. В этом случае, определённое вами толкование "совести" становиться настолько размытым, что может легко превратиться в бессовестность.
Спасибо за приглашение на Вашу страницу. Зайду с большим интересом.
Ю.ДЖ.
Юлия Джейкоб 11.06.2010 16:34 Заявить о нарушении
С уважением, Николай Константинович
Да! Человек - не компьютер, но информационная система.
Николай Мурашев 18.06.2010 18:52 Заявить о нарушении