Пост пятый женщина в религии и мифологии
Как можно понять из названия, статья посвящена (кто бы мог подумать!) - женщинам! ... Вернее - месту женщин в судьбах человечества и в мировых религиях. А так же раскрытию самых ярких и характерных литературных женских образов и светлых женских стихиалей (по Даниилу Андрееву), определение которых вы прочтёте ниже...
Вот ведь... прозвучало как-то пафосно: «....женщины в судьбах человечества...(!)». Пафосно и драматично. А что поделать?! Всё что касается женщин, несёт на себе следы этих двух эпитетов...
Эта статья, вторая из пяти, где я попытался приоткрыть огромнейший пласт, того БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, что так сильно влияет на всё СОЗНАТЕЛЬНОЕ и СУЩЕЕ - начиная от Личности и заканчивая Вселенной... Суть этого бессознательного- деление Мира на Мужское и Женское Начало... Некое - двоичное противопоставление материи во Вселенной. Будь эта материя духовного или примитивно - физического порядка... Вот до чего я договорился - «духовная материя»! ... А ведь раньше (во времена «совка») всё как просто было... был - материализм, с его пресловутой материей и был мир духовный, идеалистический, где первично было слово, нематериальный, неосязаемый и вроде как, даже несуществующий... А тут я уже и напридумывал: материю - но духовную! Прошу прощения, если что...подобрать другое из своего словарного запаса, я не смог, да и не хотел... Итак - дальше... Дальше, в сфере бессознательного, можно выявить два противопоставленных образа или по-научному архетипа (от греч. аrche - начало + typos - образ). Это Старый Мудрец и Великая Мать. В этих архетипах и скрыта вся сущность патри - и - матриархата. Это главные, основные ипостаси мужского и женского начал, которые зародились ещё на заре человечества.
«Образ Мудрого Старца всегда был связан с некой чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподыматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия»... Это определение Юнга...Мы решаем, изыскиваем, претерпеваем...То есть, мы боремся! Ради какой - то, своей, творческой (созидательной) цели. Значит - образ Мудрого Старца - может быть представлен, как олицетворение борьбы и созидания...
Образ Великой Матери (тут уж, я своими словами) - наделен безграничной способностью к любви, пониманию и защите и посвящает себя служению другим. Ипостаси - Великой Матери - все "женские": и мятежной прародительницы - воды, подымающей морские бури, и цивилизованной кормилицы - земли, следящей за порядком времён года, и старухи - судьбы, и вечно юной зари, и помощницы при родах, и подземной мстительницы.
Правда, Она также может вести себя и разрушительно, настаивая (не обязательно открыто), что все, кто попадает в круг её влияния - её дети, а потому беспомощны и зависят от неё. Эта неуловимая тирания, если принимает крайние формы, может деморализовать и разрушать личность других людей. По - моей же логике может последовать вывод, что образ (архетип) Великой Матери - это олицетворение любви и разрушения, в противопоставление борьбы и созидания Мужского начала. А ведь действительно - сколько было разрушено и уничтожено, ради, казалось бы, такого светлого чувства, как Любовь?!... (Несерьёзный пример, но оч-чень характерный - Пушкинская сказка о Золотом Петушке) ... Но не всё так просто... Далее я постараюсь показать, что Женское начало, может быть, гораздо более созидательным и творческим, чем мужское...
Итак - Великое Женское Начало... Так что же это? ...Ипостасей у Него много. Я попробую обозначить их так: это - материнская забота и сочувствие, магическая власть женщины, мудрость и духовное возвышение, все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию. Поэтому, наибольшую аналогию с матерью, в представлениях, те же - древних людей, давала Земля благодаря своему огромному, созидательному и творческому потенциалу (образ Матери - Земли)...
В народных верованиях Земля почиталась как божество плодородия, олицетворяла Женское - рождающее - начало Вселенной и часто почиталась как жена Неба. Первобытные племена, признавали Землю и Небо - супружеской четой. В дожде, падающем с воздушных высот на поля и нивы, они видели мужское семя, изливаемое небесным богом на свою подругу. Воспринимая это семя, оплодотворяясь им, Земля чреватеет, порождает из своих недр обильные, роскошные плоды и питает все на ней сущее. В нашей славянской культуре закрепилось выражение «Мать Сыра Земля», что означает землю увлажненную, оплодотворенную дождем и потому способную стать матерью...
В древности молодая супружеская пара проводила брачную ночь на только что вспаханном поле, чтобы поспособствовать ее урожайности. Этот обряд носил и обратное воздействие, поскольку считалось, что Земля-Матушка способствовала рождению детей.
Но Земля одновременно ассоциировалась и с подземными недрами, часто соотносимыми с преисподней. К тому же, не только рождение и жизнь, но и смерть обращали человека к Земле. Смерть означала возвращение в лоно Матери-Земли и начало новой жизни. При рождении и смерти человек проходит один и тот же порог - Землю. В людском сознании - Земля являлась главным местопребыванием умерших, связующей стихией между миром мертвых и миром живых. После принятия христианства подземный мир стал приравниваться к преисподней. Вероятно по этому, образ Матери-Земли приобрел наряду с позитивным, благоприятным значением и негативное, связанное со злом. Такая изначальная двойственность образа Матери - Земли обусловила, как положительное, так и отрицательное восприятие других женских образов, являвшихся воплощением материнства, земли и плодородия. И вот тут, я наконец то, вплотную подошёл к образу Лилит! Но сейчас его открывать не буду - рано. Хочу только, что бы вы, мои читатели, запомнили это место хорошенько! А я пока продолжу дальше свою логическую ниточку ...
Как я уже упоминал - представления о Земле - Матери сохранились даже после принятия христианства: в народе ее стали называть второй матерью, родная мать была лишь третьей, а первой стала считаться Богоматерь...
Так христианство трансформировала материнский архетип в образ Богоматери. В христианской культуре и религии Божья Матерь почитаема исключительно благодаря материнству, через которое, согласно этой вере, и обретается христианами вечная жизнь.
Раз я уже сделал один раз ссылку, на - гера Юнга, позволю себе процитировать и нашего мыслителя. Преподобный Александр Мень - «Магизм и единобожие» - «Образ Богини-Матери как «всеобщее рождающее Лоно» раскрывает корни древних материнских культов, связанные с обожествлением древними язычниками женского начала в природе. Корни этого культа настолько глубоки, что, возможно, они произрастают из библейского образа Мировой Бездны, как «богопротивной силы» - одного из аспектов Богини - Матери, «воспринимающейся, как всеобщее рождающее лоно» ...
Человек, на протяжении всех близких и дальних времён, обожествлял Образ Материнства, что и отразилось в истории мировой культуры преломлением в разных мифических образах. Например, египтяне поклонялись Мут и Исиде, греки - Гее, Афродите, Деметре, римляне - Церере (Деметре), Кибеле и т.д. В древнеязыческих культурах и религиях архетип материнства был замешан на мистицизме и магизме. В этом плане показателен образ египетской Исиды, материнство которой непосредственно зависело от ее магической силы (в этом её можно сравнить с нашей славянской богиней - Берегиней) В иудаистской культуре и религии (а потом и в христианской) определяющим в материнском архетипе, был религиозно-этический аспект. Через образы таких ветхозаветных матерей, как Ева, Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия, Иохаведа, Анна, Соломония - имена, в которых отразилась характерная черта архетипа материнства в иудаизме - жертвенность во имя Бога.
С образа Богоматери начинается совершенно новый этап в развитии образа материнства в мировой культурной и религиозной сфере. В христианстве - почитаема исключительно ради уникального материнства, через которое и обретается христианами вечная жизнь. Она без Сына Иисуса Христа- обычный человек и никогда бы не имела столь исключительного достоинства, ибо только богочеловек Иисус Христос, как плод чрева Девы Марии составляет славу Матери. Поэтому образ Богоматери есть образ уникальной личности, познавшей полноту человеческой свободы в христианском выражении. Образ Богоматери «Оранта» (с поднятыми, в молитве, вверх руками от лат. - «Молящаяся») возник во времена первохристианского искусства(II-IV вв.). Этот образ наделен в христианском искусстве литургическим содержанием, он показывает духовную силу материнской молитвы, удерживающей вселенную от гибели и олицетворяет «то любящее материнское сердце, которое через внутреннее горение в Боге становится в акте богорождения сердцем Вселенной».
Кстати - богиня славянской мифологии - Берегиня, так же изображается с поднятыми к небу руками, это дало повод назвать Берегиню - Орантой и сделать вывод о переходе культа Берегини в христианство в форме культа Богородицы. Но образ Богородицы - Оранты не имеет магического аспекта в отличие от языческой Берегини. В христианской религии богородичная молитва чужда магизму, так как связана с христоцентричностью образа Богоматери. Поэтому культ Богородицы вызвал упразднение культа языческой «звериной Оранты», магически слитой с природой.
Вот так постепенно, мы обозначили главенствующие образы Женского начала. Сначало - Мать-Земля, потом уже персонифицированные образы Матери-Земли - различные богини всех жанров и всех человеческих этносов... Добрые или злые...или - и добрые и злые одновременно... Определилось некое мифологическое наследие. Затем, с развитием религий правой руки - монотеистических, мистика ушла в сторону или отошла назад и начался новый этап, в развитии материнского образа - образ Богоматери... Но вернёмся к мифологии, как к самой благодатной - с точки зрения исследования первейшего культурного наследия - теме...
Вообще бы, мне хотелось немного остановиться именно на мифологических женских образах, нашей с вами - славянской культуры, так как она нам ближе всего... Не вдаваясь в большие подробности - что есть миф и мифология, тем не менее напомню - мифология является наиболее древним, архаическим идеологическим образованием. Миф это способ осознания действительности это механизм коллективной памяти народов это, если хотите, социокультурный мистический опыт человечества... В мифе тесно переплетаются зародышевые элементы религии, философии, науки и искусства. Поэтому мифические образы отражают мифологическое мировидение народа вообще и в частности - восточных славян...
Вот тут стоп! ... Мне почти что явственно послышались недовольные и даже раздражённые голоса читающих пост. Что- де, я сильно влез в околонаучную тягомотину со сложными терминами и даже сухими выкладками... Отвечу - «Нет! Не сильно!».
Совсем упростить язык моего с вами общения не стоит, по нескольким причинам... Я всё-таки ориентируюсь, мягко говоря, на продвинутую аудиторию, во-вторых - потеряется мой авторский стиль, чего мне уж совсем не хотелось бы, а в-третьих - вы ещё не видели и не читали действительно «научной тягомотины»! Вот вам, пожалуйста, для сравнения абзац - выкладка, на очень, казалось бы, известную и исследованную тему, как русская сказка вообще и образ Бабы Яги - в частности (Баба Яга, она - опять же - мифический женский образ, в нашем с вами славянском фольклоре).
Итак цитата:
«...С целью реализации этой задачи (анализа многофункционального характера женских образов в контексте языческого и христианского мироощущения) выявляются причины и результаты амбивалентного восприятия данных образов в восточнославянской культуре, а также реконструируются генезис и семантическая многоплановость сказочного образа христианской эпохи - Бабы Яги...в котором...парадигме оформляется и усиливается неоднозначный, смещающийся от позитивной к негативной тональности, характер женских мифологических образов.» Цитата окончена... ...Как вам такое?!... Так что, молчите и внемлите дальше! )))
А дальше у меня вот что... Мифологические женские образы национального этноса. Нашего...родного. Русского! Раз я уже упомянул о Бабе Яге, то в более простой форме я могу сказать о ней вот что...Эта добрейшая старушенция является еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле, образ которой восходит ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии, она олицетворяла мать-родоначальницу. Образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины.
Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь. То, что Баба Яга - чисто женский архетип, говорит отношение к ней народного эпоса, в котором ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства... Ну хватит уже с неё...
Помимо упомянутой выше, Берегини (оберегающей людей от всякого зла), в восточнославянской мифологии была богиня Макошь (Ма «мать», Кошь «судьба» - получается - "Матушка - Судьбинушка", в принципе - та же самая - римская Фортуна ) олицетворение стихии Земли который позднее трансформировался в образ Параскевы Пятницы, считавшийся покровительницей брака и плодородия. В данном случае произошло слияние культов языческой богини и христианской святой. Есть ещё один славянский мифический, но уже полудемонический персонаж - Мара (Морена) - женское божество болезни и смерти.
А вот русалки - не всегда считались злобными проявлениями женских мифических образов. Вообще то, образ русалки был всегда достаточно сложен и не имел четкого описания. Обычно их представляли юными девами с длинными, русыми распущенными волосами, обнаженными или одетыми в белые одежды, заманивавших к себе мужчин и юношей, для того, чтобы защекотать до смерти и утопить. В некоторых районах, преимущественно на севере России, русалок представляют в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвисшей грудью. Такие русалки больше напоминают ведьм или ту же Бабу-Ягу. Но классическим, всё- же считается, образ роковой для человека красавицы, водяной или лесной нежити. В современной культуре русалки воспринимаются как демонические существа, однако, изначально они считались берегинями - духами, оберегающими людей от всякого зла, связанного с водой. На ритуальных игрищах во время так называемой русальной недели (специально посвященной русалкам, предшествовавшей дню Ивана Купалы) женщины исполняли танец плодородия, изображая из себя русалок.
На этом, к сожалению, женские образы в восточно- славянской и даже старорусской культуре заканчиваются... И об этом поподробней...
Есть в истории русской культуры особенность, которая будучи раз подмечена, поражает сознание и становится предметом тягостного раздумья. При ознакомлении с античностью бросается в глаза наличие в греческой мифологии разнообразнейших и весьма напряжённых выражений Женственного Начала. Без Афины, Артемиды, Афродиты, Деметры, без девяти муз, без множества богинь и полубогинь меньшего значения, олимпийский миф совершенно немыслим. Так же, немыслим героико-человеческий план греческой мифологии без Елены, Андромахи, Пенелопы, Антигоны, Федры. Нельзя себе представить духовного мира древних германцев, без Фрейи, Фригги, без валькирий, а их героического эпоса - без образов Брунгильды, Гудруны, Кримгильды.
Ни в одной культуре женщина и Женственное, не занимает столь огромного места, как в индийской... Богини Сарасвати, Лакшми, Кали-дурги - матерь миров и прочие многочисленные и трудно произносимые имена. Всё в Индии насыщено переживаниями Женственного начала: то жгучим, то нежным, то строгим... Не только пантеону - и эпосу каждого народа знакомы, в большей или меньшей степени, образы женственного, народом излюбленные и переносимые художниками из сказания в сказание, из искусства в искусство, из века в век... ...Но что же мы видим в России?!
На самой ранней, дохристианской стадии, в бледном восточнославянском пантеоне - ни одного женского имени, сравнимого, по вызываемому ими почитанию, с Ярилой или Перуном. В христианском пантеоне - полностью перенесённый к нам из Византии культ Богоматери и поклонение нескольким - византийским же - угодницам. Где то, что то, мы слышали о Февронии Муромской, чей образ лёг в народные легенды и в довольно таки странную и тягостную оперу-мистерию Римского - Корсакова.
Есть ещё образ Ярославны, который был едва намечен в «Слове о полку Игореве» и за 600 лет не развит вовсе... Пока наконец то, к концу седьмого столетия после создания поэмы, не зазвучал по-новому в опере Бородина. Весь колоссальный круг былин, и киевских, и новгородских, лишён женских образов почти совершенно. Если не считать занесённую Бог ведает откуда легенду об Амуре и Психее, превратившуюся у нас в Сказку об Аленьком Цветочке... Все образы восточнославянского мифологического наследия о которых я говорил выше, не достаточно ярки, глубоки, драматичны и одухотворены. Что бы, как говориться, «жечь сердца людей».
Во всём необозримом море русских сказок можно найти, кажется, только один светлый женский образ с углубленным содержанием: Василису Премудрую. И такая пустыня длится не век, не два... Но тысячу лет, вплоть до 19-го столетия.
...И вдруг - настоящий идеалистический взрыв! Из образов изумительных, один другого глубже, поэтичнее, героичнее, трогательнее, пленительнее: Татьяна Ларина, Людмила Глинки, ярчайшие Тургеневские персонажи - Лиза Калитина, Елена из «Накануне», Ася, Зинаида, Лукерья из «Живых Мощей»-, княжна Марья Болконская, Наташа Ростова. Грушенька Светлова, Волконская и Трубецкая - Некрасова, Катерина - Островского, Марфа - Мусоргского, мать Манефа и Фленушка - Мельникова-Печёрского, бабушка в «Обрыве» Гончарова, бабушка в «Детстве» Горького, Дама с собачкой, «Три сестры» и «Чайка» - Чехова, «Олеся» - Куприна, Прекрасная Дама - Блока... Сформировались художественные - жизненные и положительные стереотипы - женские образы. И последующие поколения русских женщин, стали жить «по героиням» Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова... В эту эпоху возникают наиболее характерные и узнаваемые женские образы. Которые из поэзии и прозы, вошли в девичьи идеалы и реальные женские биографии... А затем, усиливаясь и трансформируясь - из жизни снова вернулись в поэзию...
...В этой статье я акцентируюсь только на первых двух образах. Дабы не терять логической связи с вышенаписанным. О других - в следующей...
Итак - первый образ... Это образ нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты.
Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью. Ее душа, здоровье и жизнь разрушены жестокостью общества. Покорное судьбе, поэтическое дитя погибает. Идеал этот вызывал в сознании современников образ ангела, случайно посетившего землю и готового вернуться на свою небесную родину.
Другой образ - героический. Исторические, литературные и художественные примеры: жёны декабристов, о которых, так ярко написал в своей поэме "Русские женщины" - Николай Алексеевич Некрасов, называемый "певцом женской доли". Он был восхищён подвигом этих женщин, последовавших добровольно в ссылку вслед за мужьями. ...Их было - сто двадцать три... Но Некрасов описал лишь первых двух, которым было, едва ли не труднее всех: они "другим дороги проложили"- это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. ...Вот как Екатерина Трубецкая отвечает - на лживое обвинение в адрес мужа - горячей отповедью, полной пафоса драматизма и гражданской зрелости:
«...не жалкая раба
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины иной,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к Родине любовь -
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б, я!..»
Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую ТАКИХ сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, в первые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение.
...Замечательное время... Замечательные люди!.. Нам есть, чем гордиться в своей истории и в своём культурном наследии...
...Были и ещё - и Марфа посадница (Карамзин, Ф. Иванов) и Боярыня Морозова - чей образ талантливо изобразил художник Суриков, да и многие и многие другие... Вспомним так же, соответствующие образы в прозе А. А.Бестужева-Марлинского и в поэзии Лермонтова, Блока...
... Что?! ...Что же это такое?! ...Какие Демоны отступили, какие Ангелы пришли!?.. Что бы ВОТ ТАК, обогатилась РУССКАЯ ДУША и русская культура!?... Скорее всего, вопрос риторический, ибо кроме Даниила Андреева, эту тему глубоко никто, к сожалению, не освещал... Вот мы и подошли вплотную к философскому труду Даниила Андреева - «Роза Мира» (о котором я упоминал ещё - работая над первой статьёй), где вопросу мировой Женственности и женскому началу вселенной определяется одно из главнейших мест. Этот труд, эта философская выкладка, это творческое видение мира, является одной из самых фантастических, неожиданных, но тем не менее - тонко построенной и логически завершённой системы мироощущения которое в полной мере можно назвать сокровищницей русской философии и литературы...
Но об этом и многом другом, в последующих статьях…
...Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №210061001126