Оптимизация графиков спроса и предложения

 
Оптимизация графиков спроса и предложения

Любой экономист желает, чтобы экономическая теория была всё-таки поближе к реалиям хозяйственной жизни, понятнее и точнее отражала их.

Графики достижения спросом (D) и предложением (S) точек равновесия общеизвестны. Эти примерные графики касаются спроса и предложения многих товаров, подчинённых основному «народному» закону экономической рациональности: купить подешевле – продать подороже.
Постоянные объемы при различных изменениях цен (бесконечные вертикали от любых Q-объёмов) и постоянные цены при любых изменениях объемов (бесконечные горизонтали от любых Р –цен) на этих графиках не рассматриваются.

Первый (левый верхний) график не учитывает цен и издержек единицы товара (график ниже его это учитывает).
Второй верхний график не учитывает цен и издержек единицы товара, да и состояния Q2,
когда для производителя данные услуги и товары уже экономически не рациональны. Достигается точка решения о прекращении или изменении производства (график ниже второго).
Оба правых графика показывают ситуацию, когда предложение начинается с 0 оси координат
(Рmin = 0).

Не рассматриваемые постоянные – фикции экономической теории, так как мало связаны с многообразием изменений в реальной экономической жизни (коньюнктурой). Если только это не (наша личная любая) цена самой жизни (в годах - вертикаль) или наша ограниченная цена за бесконечность мироздания (в любом количестве "денег" - горизонталь).
Хотя при изучении эластичности подобные графики параллелей осям и важны.

Вектор времени может задаваться линией в трёхмерном графике. Но целесообразно условно считать, что время протекает на горизонтали изменения объёмов. Эти объёмы всегда чего-нибудь стоят и оправдывают ещё одну народную истину: время – деньги. Правда, без получения товаров и услуг (даже включая затраты на объёмы наследства или выигрыша) время в экономических рыночных процессах проходит впустую. Да и в натуральном хозяйстве без продуктивных результатов – тоже без пользы.

Допустимо предполагать, что линии спроса и предложения на обобщающих графиках отражают влияние всех факторов на спрос и предложение – Qds = f (Fn), где Fn – вся совокупность известных и неизвестных факторов, включая все цены (Р), технологии (К), налоги и сборы (Т), вкусы и предпочтения ( R ), доходы (I ) и т.п. Сравнительно легко предполагается, как ведут себя линии при изменении указанных параметров. Повышение цен на взаимозаменяемые товары ведёт к увеличению спроса на данный товар, как и удешевление технологий его изготовления, снижение по нему налогов и сборов, общее снижение доходов, уменьшение вкусов и предпочтений по этому товару. Противоположные тенденции ведут к увеличению цены товара, отсюда линия D будет смещаться вверх по линии S, а точка Е повыщаться (объемы Q2).

При этом не всегда подчеркивается, что выгоды производители и отчасти потребители (за счет экономии времени) достигают при производстве и потреблении именно до точки Е. Испытывая потребность в данном товаре, потребитель готов некоторое время платить производителю цену выше равновесной, хотя у производителя себестоимость продукции еще нередко не достигла уровня равновесной цены (издержки есть, но ценовая дискриминация первой степени привлекательно действует).

Правда, в дело вмешивается государство. Если оно дотирует продукцию, то забирает у производителя в доходах треугольник С, если увеличивает налоги, то забирает у потребителя  – треугольник В (требуют специального рассмотрения). И оттягивает достижение рыночного равновесия. Прибыль производителя или выгоды потребителя обычно обозначены четырехугольником А (о нём речь особая).

Политика государства в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
Треугольники В и С в этом случае отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
 
Левые графики отражают убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня Правые - при ценах (Р2) выше равновесного уровня
Здесь всё щщутимее и недостатки (идеального) рынка совершенной конкуренции:
– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
– не может распространяться на производство общественных благ;
– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.


Правее точки Е в реальной экономике обычно никаких продолжений почти нет. Иногда закручивается вокруг точки паутинообразная модель. Но в целом производители склонны повторять ситуацию до достижения точки Е. Ведь за точкой Е они работают себе в убыток – себестоимость все больше превышает цену спроса.
И, по сути, возврат к состоянию до точки Е  постоянно происходит и неизбежен.
Объем Q2 (его отчасти поддерживают дотации) в данном случае означает рубеж, когда собственник принимает решение о прекращении или изменении производства. Поэтому все линии за линией Точка решения - Q2 в реальности отсутствуют, да пора им исчезнуть и в теории (нет предложения продукции по столь высоким ценам, так как спрос идет только на объемы по ценам ниже равновесных). Какой-то момент подобного несоответствия график в объемах от Q0  до Q2  учитывает.
Иногда треугольник Рmax – Е - P0  обозначают как излишек (ренту) покупателя.
Треугольник Рmin  – Е - P0  представляют как излишек (ренту) продавца.
Но при данном графике с учетом влияния всех Fn никакого излишка нет , так как купля-продажа происходит, покупатель тратит немалые деньги и неплохие доходы производитель извлекает. Какой, к примеру, излишек покупателя, если покупатели платят цену выше равновесной ?! Рентой здесь пахнет только отрицательной, И какой излишек продавца, если продавцы еще не обеспечивают равновесную цену ?! Правда, с рентой в случае с продавцами все в порядке – свою выгоду они получают за счет некоторого превышения спроса над предложением.

ОБЫЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ГРАФИКОВ СВОДИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ

Площади ниже линии предложения [на правых графиках c 4 точками - Р min, Р1, Q1, 0 (1) ] – издержки производства, убытки. Площади выше до уровня цены – прибыль. Треугольник С – государственные дотации, позволяющие производителю достигать равновесной цены. Треугольник В – влияние налогов на соотношение спроса и предложения, когда неизбежные убытки производитель так или иначе будет покрывать повышением цены до уровня Р2 и сокращать объём до Q3.

Если Е - точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна Ро,  объем проданного товара равен Qо, а общая выручка (доходы без исключения расходов) - Ро  х Qо . Разница между общей выручкой  (площадью прямоугольника 0 – Ро - Е - Qо) и совокупными издержками (площадь четырехугольника  0 – Рmin - E - Qо) и составляет выигрыш (излишек) производителя (площадь треугольника Ро - Е - Рmin).
Излишек (выигрыш) производителя во многом определяется разностью между минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар, и той ценой, которую он за него получил (Р1 или даже Ро). Но он измеряется именно указанной площадью треугольника Ро – Е (перемещается по линии S вслед за  Q) – Рmin.

В условиях нарастающей ограниченности природных ресурсов (и увеличении населения) проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается преимущественно по-разному. В традиционном обществе выбор чаще зависит от традиций и обычаев (но с учётом роли античных и средневековых государств) , в командной экономике - от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве – преимущественно от рыночной конъюнктуры. Но экономика зачастую оказывается смешенной, где со временем меняются пропорции планомерности и рыночности.

Излишек потребителя – это фигура выше равновесной цены с координатами Ро – Е – Pmax (между кривой D и осью цены). Излишек потребителя [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. ( Варианты эластичности рассматриваются отдельно).

Упрощение с примером http://www.semestr.ru/ks296


Стоит подчеркивать, что Рmax (примерно равна) максимальной цене спроса, так как максимальная цена спроса означает готовность потребителя заплатить эту максимальную цену на ЕДИНИЦУ товара. Вместе с тем Рmax относится именно к 0 объема – это обозначение максимальной цены, которую потребитель никогда не отдаст даже за ЕДИНИЦУ (любую часть единицы) данного товара.
Подобная примерность очевидна и у  Pmin - (как обозначения) минимальной цены предложения.

Минимальная цена предложения – готовность производителя продать за данную цену ЕДИНИЦУ товара. В то же время Pmin – уровень минимальной цены, за которую производитель никогда не отдаст даже ЕДИНИЦУ (любую часть) данного товара.
Акцент на значение фактора времени на графиках, особенно в современных условиях, крайне необходим. И материальным выражением времени оказывается изменение объемов продукции, тогда как цена оказывается производной от объема-времени.
Именно с учетом реалий этого графика формируются и графики, связанные с деятельностью фирмы. Fn здесь разлагается на издержки, прибыль и т.п.

Развить подобную идею об оптимизации графиков спроса и предложения – по силам даже любознательным студентам и школьникам. Главное, чётко обозначить границы ПРУ – прочих равных условий, при которых только любые экономические законы и действуют. А то выйдет обычно НЕ ПРУ…

Готов выслушать предложения и критику по этому небольшому экономическому сюжету. Да, есть подобные, но усложнённые подходы. И весь смысл  в том, чтобы достичь максимально понятного упрощения.

Сравнительно известные варианты подходов
Войтов А.Г. Экономика 2003 (только рисунков по проблеме – в Интернете десятки тысяч)
http://www.i-u.ru/biblio/archive/voytov_ekonomika/02.aspx
http://www.milogiya2007.ru/prinzip.htm
http://old.e-xecutive.ru/workshop/analysis/article_432/
http://www.marketing.spb.ru/read/m6/5.htm
http://www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/3.htm
http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/43959.html
http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=10&index=14
http://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=2-3
http://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=2-7


Максимальная прибыль


Рецензии