КИНО эссе

Поскольку я начала писать о музыке (котороая родилась вместе с природой на земле и потому вечна), нельзя умолчатъ и об искусстве, кoторое хоть и насчитывает чуть более века, в нашей жизни уже заполонило почти все. И многое заменило. Ну какое сейчас общение с друзьями и родными без него? А чтение книг или газет? А ум и совесть, стремления и цели, экономика и даже политика? А как же без него труд во имя? Природа и животный мир? Я говорю о кино. Да, да, о нем, родимом!
Когда в конце 19-ого века братья Люмьер начинали испытывать свой допотопный киноаппарат, не предполагали они, что кино превратится в способ отмывания средств и смысла жизни почти половины человечества. Нет, они надеялись конечно, но о таком размахе ни ухом, ни рылом не ведали.
А между тем, за эти самые 115 лет кино пролетело и пробежало тернистый земной путь и выросло в индустрию миллиардеров и олигархов, оставив позади многие другие виды искусства. Ну, кто зарабатывает много на театре (кoторый сейчас только для больших любителей) или при написании картин (мы ж не Пикассо или Ренуар, о чем тут говорить?) Нет конечно есть миллионы и здесь, но на конвейер ни хрена не поставлено, штампов нет. А значит и спрос невелик. Есть еще правда телевиденье,но оно (особенно в России) пока в зародыше. Естественно по сравнению с кинопродукцией.
А ведь начиналось все опять таки с музыки. Ну вот захотелось людям ее "увидеть поближе", "осуществить". А что для этого надо? Несколько сосновых досок некрашенных, пластиково-магнитная лента и хитрый механизм записи звуков и изображения на эту самую ленту. Нет, принцип описывать не возьмусь, не спец я, но надо ж было с чего-то начинать? Вот и начали! И пошло да так, что уму не постижимо! Выросло в такую глыбу возможностей, в такой айсберг страстей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Нет, я опишу конечно, попробую, я ж решилась. И начну с возможностей, а там и к глобальностям перейдем. Если повезет.
Если на заре кинематографа движущиеся картинки весело сменялись музычкой и фривольными надписями, сейчас об этом забыли даже Мафусаилы. Сейчас компьютерные фильмы снимают, даже неодушевленные предметы голос имеют, а уж возможности комбинированной съемки...Самую неискушенную фантазию превышают. Выросло кино, возмужало, огромадилось. Заменило жизнь. Уж про киноактеров и не говорю: раньше их по пальцам перечесть можно было, один Чаплин стоил роты и полка, а теперь этих бездельников-целая армия и воображают они иногда жутко и не заслуженно. Но не будем о грустном.
20-ые годы прошлого века с небольшим колличеством "киноработников" с трудом составляли конкуренцию войнам, революциям и футболу. И показывали они на  своих экранах милые историйки с Мери Пикфорд, Дугласом Фербенксом и черноволосым Рудольфо Валентино. Нежные объятия, лебедино-розовая верность и бесхитростные интрижки под сладкоголосую музыку были тому примером. То же и в 30-ые годы, но те уж больно на идеологию налегали, развлекали мало. Трудовые будни доярок(нас) и фермеров(у них)сменялись митингами и демонстрациями на предприятиях или прямо на улицах городов и весей в обоих полушариях. Как будто вместо отдыха, пива и танцев необходимы были человечеству словопрения безликих ораторов? Со времен Древнего Рима наелись люди воочию, зачем же и на экран все это тащить? Но оказывается надо было тогда, патриотизм в полушариях здорово хромал, кризис экономики был и как следствие-искусства. Другие-то возможности недоступны тогда были. А кино-всегда доступно и всем и от жизни редко отделимо, особенно в те времена. Было. Вот и сделали на него ставку, как никак массовое оно, общеполезное.
40-ые принесли в нашу жизнь военные мотивы. И запад и восток в едином порыве сплотился, и кино застреляло да завзрывалось,оставляя на экранах кляксы осколков и пуль. Появились плохие и хорошие герои фильмов, с которых (разумеется с хороших) предлагалось человеку брать пример. Крохотные мальчонки заиграли в "войнушку" или "борьбу за независимость", девочки гордились ролями санитарок и медсестер, а настоящие киноартисты осваивали автоматы и пулеметы. Нет, исключения тоже были, не спорю: Та же Янина Жеймо-из кареты выходила, на бальное платье боясь наступить, Дина Дурбин пела соловьем, а Марика Рек из бочки никак голой вылезти не могла. Но в целом война забрала все мотивы и темы. Нужна она тогда была, как воздух. Для поднятия идеологиии. К счастью,о кончилась она и опять фермеры и рабочие в строй киношный вступили. Но теперь уже не так полно, как до войны. Народы уже не хотели с урожаем воевать, им теперь развлекаловку захотелось. И получили, что хотели: музыкальные фильмы пошли косяком. Мюзиклы малиной все углы забили. Про что? Да все про то же! Рабочих и колхозников, неземную любовь и крепкую дружбу, про жизнь в городах и на хуторах, про счастье и горе. Гитарствуя танцует Элвис Пресли, отбивает чечетку Фред Астер, всплескивает ручками Мерилин Монро, лихо бьет кнутом цирковых тигров Людка Касаткина и мчится на престарелом мотоцикле Павел Кадочников.
60-ые года открыли много новых талантов и возможностей,полностью отобразив на экране сексуальную революцию умов в целом и неформалов в частности. Так же свою революцию и кино наметило и в большинстве своем стало абстрактным и кинофестивальным. Антониони и Феллини открыли европейскую лавочку избранности, и стал кинематограф уже не слишком общедоступным, ограничив простого зрителя в выборе и затопив экран непонятками смысловых галлюцинаций. И продолжает это делать до сих пор с переменным успехом. Зачем? Не имею понятия. Видимо, что бы догнать того же Пикассо, но обывателю от этого ни жарко ни холодно. Он такие фильмы не смотрит и делаются они исключительно для жюри, искушенного жизнью и опытом воздействия.
Голливуд, к счастью, общую тенденцию не поддержал.
70-ые и 80-ые года(с моей обывательской точки зрения)-лучшие года кинематографа. Нет, как говорится, лучшее конечно впереди, мы надеемся на это, но вот из прошедшего...Золотые года были!Особливо 80-ые. Фантастические фильмы появились, человечество начало мечтать. Сказки пошли, особенно русско-народные и чешские жгли. А вестерны и фильмы про индейцев? А знаменитые "Звездные войны"? Гремел кинематограф, потрясал величием. Ух, время классное было! Пик красоты и интересности, возможностей и глобальностей. Лучшие артисты, непередаваемые ощущения, пир духа, смак и роскошь комбинаторики. И никаких трудовых будней, сплошь развлекуха была! Лафа!
Ой, тут много описывать можно-субтитры появились, новые технологии монтажа и восприятия, клипы песен и любовь через века. Много и долго описывать можно, а времени нет. Пришли бандитские 90-ые. Даже Болливуд индийский перестал танцевать и за маузеры схватился (им как обычно,винтовок не подвезли). Скука, блин! И никакого просвета от перестрелок. Тфу! Но кончилось и это, слава Всевышнему, перешли мы в новый век и на компьютерные технологии. Теперь правда другая напасть тараканная набежала-сериалы, бабушку их! Многочисленные они и неудобоваримые в большинстве своем. Завис золотой век, подешевел. Блюда на новой кухне уже невкусные и поверхностные. Смак напрочь пропал. Неужто все как с рок-музыкой получится?Неужто не выплывем? Ни об этом братья Люмьер мечтали, не об этом чалились. Я кстати, о глобальности писать хотела, но..передумала. Нету ее уже, скапутилась. На спад пошла глобальность, время ее подточило. Раньше на подвиги звало кино,теперъ в клубочек свернулось от сытости и удовольствия. И спит. До поры ли до времени? Не дело это, ребята. Толчок ему нужен! А откуда его взять? Вся надежда на тех, кому небезразлична судьба кино, на тех, кто не даст ему умереть в забвении, на тех, кто душой за искусство болеет и вытянет кино из трясины глупой политики и зарвавшихся толстосумов. Не дайте ребята КинУ погибнуть, не дайте! Не хочет человечество совсем уж покинутым быть на произвол сериалов. Не хочет без души существовать. И мы верим в возрождение, в триумф кино и жизни. Мы верим в чудо. Чудо кинематографа!


Рецензии