Евгений Луценко. Реальность

     (Продолжение, начало см., «Мыслители №2)               
       2. О ПЕРЕХОДЕ В МЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

         Рассмотрим теперь, каким же образом в жизни происходит переход к ментальному сознанию. Этот вопрос имеет две стороны: во-первых, как достичь ментального сознания и, во-вторых, каковы внешние признаки его появления.
         Начнем с феноменологического рассмотрения переходов в ментальное сознание. Это всегда происходит неожиданно для нас самих, (хотя и желанно). С точки зрения физической причинности этот переход происходит неожиданно потому, что процесс развития сознания вообще подчиняется не физической причинности, а духовной. Духовная причинность подобна могучим океанским вихрям, пронизывающим всю толщу океана и определяющие его фундаментальные характеристики, тогда как от физической причинности зависит лишь рябь на поверхности океана реальности. Блеск интеллекта подобен солнечному не только по цвету: отражаясь от поверхности океана, он также как солнечный обманывает нас, заставляя считать единственной реальностью блики на поверхности. Появление ментального сознания является первым явным проявлением существования в океане внутренней жизни и глубинных закономерностей, неведомых ранее интеллекту.
         Нет ничего удивительного, что эти проявления будут для него неожиданными, особенно в своих конкретных признаках. Интеллект есть орудие познания физического мира, но не следует его переоценивать, когда речь идет о достижении ментального сознания, так как, будучи качественно ограниченной системой, интеллект имеет своим абсолютным пределом самого себя и принципиально не может познать ничего качественно более высокого. Поэтому когда интеллект пытается собственными (логическими) средствами проникнуть в суть ментального состояния или его следствий, то он начинает терять почву для движения вперед как раз пропорционально степени этого продвижения. Поэтому интеллект может лишь асимптотически приближаться к познанию ментальной сущности объектов, непосредственное восприятие которой при ментальном сознании и представляет собой абсолютно истинное познание.
         Осознав свою принципиальную качественную ограниченность, интеллект успокаивается в своем круге обязанностей и возможностей и перестает лаять на истину, полученную не интеллектуальным путем, подобно собаке, лающей на белку, которую она не может достать.
         Итак, ментальное сознание выше логики и, поэтому логическим путем невозможно ни прийти к ментальному сознанию, ни предугадать хотя бы момент его появления. Отсюда видна принципиальная ограниченность любых методик и книг, которые в лучшем случае могут лишь воспитать интеллект и способствовать развитию самостоятельной творческой активности. Не претендует на большее и наше изложение.
         Интеллект, осознавший свои границы, не хватается за решение непосильных задач и не пытается вести человека по ложному пути, т.е. по пути, основанному на одном интеллекте. Интеллект возводит строительные леса при строительстве здания сознания, но строить само здание можем только мы сами из добытых нами в глубине океана жизни бесценных жемчужин опыта.
         Опыт не есть просто практика. Опыт есть результат активного взаимодействия нашего сознания с теми элементами практики, которые порождены нашими действиями, так как только из таких элементов практики мы можем сделать вывод о своих действиях и этот вывод можем сделать только мы сами, а не кто-нибудь другой. Поэтому практика приносит нам опыт в той или иной мере, в какой мы активны в этой практике, и, следовательно, в той мере, в какой эта практика является нашей личной практикой.
         Развитие сознания есть процесс накопления опыта (каким именно должен быть этот опыт в общих чертах уже рассмотрено нами ранее) и в этом процессе есть две стороны, каждая из которых одинаково необходима для осуществления этого процесса. Это, во-первых, практика, т.е. добыча в жизни сырого материала, руды, “содержащей” опыт, и во-вторых, это наша оценка, осмысление, “распредмечивание” этой практики, т.е. “добыча” опыта из сырого материала. Не следует пренебрегать ни одной из этих сторон и быть сознательно активным в каждой из них. Одна практика без высоких моральных принципов и ценностей хотя и возможна как явление, но может привести лишь к самым плачевным результатам, т.к. вследствие значительной диспропорции между практическим и моральным развитием такой практикующий не будет в состоянии сделать правильные выводы из своей практики и в результате скоро потеряет контроль и над своей практикой, и над собой и попадет либо в больницу для душевнобольных, либо в чужие не очень чистые руки.
         С другой стороны и одни высокие принципы и моральные ценности не могут привести к накоплению опыта, если нет собственной практики.
         Переходы в ментальное сознание могут происходить как спонтанно, в результате предшествующих накоплений, так и во время упражнений и экспериментов, при которых создаются оптимальные условия, как внешние, так и внутренние, для такого перехода. В последнем случае устраняются факторы, препятствующие переходу в ментальное сознание, но сам переход может осуществить только тот, кто переходит, осуществить только путем своих собственных усилий и продвинуться вперед настолько, насколько это ему позволяет его внутренний творческий потенциал. Кроме того переход в ментальное сознание может произойти как из физического состояния сознания (через астральное), т.е. из бодрствования, так и во время сна, т.е. из астрального сознания. Перейдем теперь непосредственно к рассмотрению возможных вариантов перехода из бодрствования и сна в ментальное сознание.
         Рассмотрим спонтанные переходы в ментальное сознание во время бодрствования. Переход из физического сознания в ментальное представляет собой качественный скачек, в нем всегда есть момент нарушения непрерывности, который конкретно заключается в том, что этот переход происходит через промежуточную стадию астрального сознания, которое находится между физическим сознанием и ментальным, и поэтому всегда присутствует в этом переходе хотя бы как момент. Само нарушение непрерывности конкретно представляет собой нарушение непрерывности сознания физического тела, т.к. в астральном сознании исчезает осознание физического тела в какой бы то ни было форме. Поэтому при переходе из физического сознания в ментальное  человек хотя бы на мгновение полностью теряет сознательный контроль над своим физическим телом. А если этот переход в ментальное сознание происходит впервые в эволюции данного человека и его сознание еще не прошло рассмотренных ранее первых ступеней овладения физическим телом в ментальном сознании, то этот переход в ментальное сознание будет с необходимостью  перехода на эти первые ступени, которые еще несут на себе “родимые пятна” астрала в виде отсутствия опыта сознательной физической активности без отождествления с физическим телом. Если учесть еще и полную неожиданность для данного человека появления у него именно в данный момент ментального сознания, то легко понять, что неожиданный переход в ментальное сознание во время бодрствования может оказаться чисто физически опасным, если он произойдет в сложной ситуации или просто на более или менее продолжительное время, длительность которого может сделать и обычную ситуацию экстремальной для человека, находящегося в таком состоянии. Такой экстремальной ситуацией может оказаться, например, переход улицы, момент посадки в троллейбус, спуск по лестнице и т.п. С другой стороны в состоянии бодрствования часто встречаются и такие ситуации, которые не могут оказаться опасными в случае перехода из физического сознания на первые ступени ментального сознания, которые обычно характеризуются неполным овладением физическим телом. Примерами таких ситуаций являются такие, как чтение книги лежа на диване, отдых на скамеечке в парке, и вообще любая ситуация, в которой мы можем позволить себе физически и психически расслабиться. Отсюда следует, что первые переходы в ментальное сознание могут легче происходить на фоне общего расслабления. Однако переходы в ментальное сознание из бодрствования могут происходить и в крайне напряженных, тупиковых, совершенно безвыходных для физического сознания ситуациях как единственно возможный выход. (См., например, Элан В. Уотс “Путь зена”, М., 1948).
         Практически возможны и сочетания физического расслабления с напряженностью и безвыходностью психической ситуации, при которых также происходит переход в ментальное сознание. Переходы в ментальное сознание из состояния бодрствования могут быть довольно длительными при условии сохранения физического расслабления. При попытках более полного овладения физическим телом ментальное сознание становится неустойчивым и либо переходит на более высокую ступень, на которой возможна эта степень физической активности, либо происходит переход на уровень физического сознания. При дальнейшем развитии происходят переходы в ментальное сознание уже не только на фоне расслабления, но и в более деятельных состояниях, которые уже требуют определенных навыков в управлении физическим телом без отождествления себя с ним. Первоначально в этом случае время пребывания в ментальном сознании очень мало, но как бы мало оно не было, это время – оно дает нам бесценный опыт, который делает следующий переход на данную ступень сознания более длительным.
         Приступим теперь к рассмотрению переходов в ментальное сознание во время естественного сна, т.е. рассмотрим спонтанные переходы в ментальное сознание из дофизического астрального состояния. Прежде всего, обратим внимание на то, что каждый тип сознания из рассмотренных нами выше, представляет собой не одно какое-либо состояние, а включает в себя множество градаций и степеней. В частности ясность астрального сознания может быть совершенно различной: от полуживотного сна, в котором человек не осознает даже того факт, что он спит и поэтому принимает проплывающие перед ним образы за физическую реальность, а о себе думает, что он бодрствует,  до довольно ясного сознания (не уступающего в этом отношении физическому сознанию), в котором человек вроде бы полностью осознает свое состояние, но просто как бы не замечает своего физического тела, не вспоминает о нем. Переход из астрального сознания в ментальное происходит путем повышения ясности астрального сознания, которое начинается с повышения ясности самосознания. Как уже подчеркивалось выше, прежде всего для осуществления этого процесса необходима творческая исследовательская активность по отношению к себе, своему положению и окружающему. Даже если астральное сознание не очень ясное, но склонно к активному анализу себя, своего положения, то это быстро приводит к переходу на первые ступени ментального сознания, которые отличаются от высшего астрального сознания только полным, замкнутым осознанием своего положения и следствиями из этого (устойчивостью адекватного познания, перспективами проявления).
         Рассмотрим пример такого перехода. Допустим, в состоянии сна у Вас появились сомнения в том, что Вы бодрствуете. Возможно Вам приснилось, что Вы проснулись и у Вас есть все же смутное ощущение, что это сон, или просто во сне у Вас промелькнула мысль, что все это снится. Такие или подобные случаи были очень у многих. Но меньшее число людей поднялось в этом состоянии до того, чтобы ясно и волне сознательно поставить перед собой вопрос: “В каком все-таки состоянии я нахожусь? Сон это или бодрствование?” (Этот вопрос мучил и Декарта. См. Б.Г. Кузнецов “История философии для физиков и математиков”, М., 1974 г., стр. 26.).
         Ясно поставленный вопрос требует ясного и однозначного ответа. И самое удивительное, что это ясное астральное сознание по ощущению себя, по типу самосознания так мало отличается от физического осознания, что, лежа на кровати и просто рассуждая, практически невозможно понять, во сне это происходит или нет.
         Вопрос о типе своего сознания в данный момент – это вовсе не такой вопрос, который может быть решен путем отвлеченных рассуждений. Этот вопрос может быть решен только практическим путем, путем эксперимента, путем специального исследования.
         Это верно для всех типов сознания. Но специально ставить такой эксперимент возникает необходимость только для физического и астрального сознаний, для которых существует разрыв между теорией и практикой, а для ментального сознания (и более высоких) само существование данного типа сознания является одновременно и опытом, подтверждающим достоверность существования данного типа сознания. Но когда мы находимся в астральном сознании и ясно поставили себе вопрос: “Сон это или нет?” – то первый и простейший эксперимент, который приходит на ум для ответа на этот вопрос – это ущипнуть себя за руку. Ущипнув себя за руку и пережив все соответствующие ощущения, думаешь дальше: “Но ведь все эти ощущения мне также могли и присниться. Значит то, что я почувствовал, еще не означает, что это не сон”. Это очень важный шаг, так как им мы выделяем для себя класс конкретных экспериментов, при помощи которых можно точно определить, в каком состоянии мы находимся – в астральном или в физическом. Очевидно, это все те эксперименты, в которых мы делаем что-то такое, что возможно либо только в физическом сознании, либо только в астральном. Ментальное сознание по причине его самодостоверности не имеет отношения к подобным экспериментам. В физическом сознании, даже если вопрос о его достоверности возникает, то решается всегда просто и не приводит к переходу к другому типу сознания. Поэтому нас интересует только решение вопроса “Сон это или не сон?”, возникающий в астральном сознании.
         Ясно, что этот вопрос может быть решен только прямым методом, а не “от противного”, т.е. нужно попробовать сделать что-то такое, что возможно сделать только в астральном сознании, а не в физическом – например, полететь. Если же находясь в астральном сознании, попробовать сдвинуть какой-либо предмет, то можно увидеть, как это получилось, но это будет просто иллюзией.
         Итак, следующий шаг от туманного астрала к ментальной ясности, - это следующая мысль: “Вот если мне удастся сейчас, к примеру, полететь, то это уже точно означает, что я в астральном состоянии, а не в физическом”. После этого встаешь с кровати, чуть-чуть подпрыгиваешь, удивляясь своей легкости, а потом легко взлетаешь к потолку. И как только начинается этот полет, так сразу следует вывод: “Да, значит я действительно нахожусь в астральном состоянии, а мое физическое тело лежит на кровати”. Поворачиваешься и видишь на кровати свое физическое тело. И сразу все становится очевидным. Сознание вспыхивает и становится чрезвычайно стабильным. По своей ясности оно отличается от предыдущего как сон от бодрствования, но также оно отличается от бодрствования. Благодаря этой высокой степени ясности и четкости ментального сознания, при котором истинность представлений о себе и мире ощущается органически (не менее убедительно, чем вес предметов при физическом сознании), уже не возникает вопрос о природе этого состояния, которое поэтому является самосознательным, самоочевидным, самодостоверным. В ментальном сознании осознаны все сведения, излагаемые здесь, и причем осознаны не просто как информация, еще ждущая своей реализации на практике, а как описание своего состояния в терминах логики. При более внимательном взгляде на свое физическое тело замечаешь, что оно как-то слишком закоченело, дыхание и темп физиологических процессов слишком замедленны. Остро ощущается, что тело живет чисто физиологической жизнью и у него нет щита сознания, оно слишком беззащитно. Тогда для защиты физического тела и для некоторой активизации процессов жизнедеятельности оставляешь соответствующую часть своего внимания рядом с ним, а сам смотришь вокруг. Вокруг все залито светом ментального  сознания, которое и есть этот свет. Этот свет просвечивает все предметы и делает их прозрачными и доступными. Свет ментального сознания проникает в глубину океана пространства-времени и мы вдруг замечаем, что наше пространство, которое мы осознаем в физическом сознании – это лишь поверхность этого океана и физические объекты как бы плавают на этой поверхности …
                (Продолжение следует)
               


Рецензии