Жизнь и театр. Сравнительная характеристика ролей

- Эй, Джульетта, просыпайся! Да- да, это я тебе. С сегодняшнего дня ты – Джульетта и никто другой. Забудь свое имя, оно будет только мешать. С сегодняшнего дня ты живешь в Вероне, любишь только Ромео и говоришь по-итальянски. Не знаешь итальянского? Не страшно, нужно только поверить. Ты никогда не любила и не знаешь что это такое? Не беда, просто отдайся этому чувству и найдешь нужные ощущения. Кто он твой Ромео? А какая тебе разница? Он тот, кого ты должна полюбить больше себя самой в ближайшее время. Тебе не должно быть важно кто он, а уж тем более, кто он на самом деле. Ты – Джульетта, он – Ромео, вы любите друг друга, и большего вам знать не нужно.
Выходя на сцену, забудь, кем ты была, тебя не должно это волновать. Сейчас ты – это она и только. Ты должна жить ее жизнью, видеть ее глазами, дышать ее легкими. И в то же время она будет жить благодаря тебе, будет видеть то, что видишь ты и дышать тем, чем дышишь ты. Поэтому не отягощай ее личность своей. Но в то же время не забывай о своей способности чувствовать, именно эти эмоции будут отражаться на твоем лице. А еще помни, Джульеттой ты будешь до конца вечера. Как только опустится занавес ты – это снова ты. И постарайся не потерять себя. Если застрянешь в одной роли, можешь попрощаться с театром. Ему нужны люди, способные отдаться роли, живя в ней, но не забывающие себя, потому что после показа роли больше нет и жизни этого персонажа тоже. Он умер, и если ты стал им, ты умрешь вместе с ним. Навсегда.

- А что жизнь? – спросишь ты, - Разве в жизни иначе?
- Нет, - отвечу я, - в жизни все так же.
- Как так? – изумишься ты, - Как же это тогда получается?
- А вот так и получается, наверняка тебе известна фраза, что жизнь театр и люди в нем актеры. А как глубоко, тебе кажется, она тебе понятна?
Ты молчишь. Наверное, думаешь, пытаешься определить степень глубины, ища линейку в своей голове. Что ж, тогда я продолжу.
- Отличается ли твое я сегодняшнее, от того, что было вчера, от того, что будет завтра?
- Конечно!- скажешь ты, и тут же задумаешься, - а хотя…
- А хотя, - скажу я, - и да, и нет. Каждый день у тебя новая роль. В зависимости от декораций, в зависимости от сценария и реплик других людей ты воплощается в кого-то наиболее подходящего этому месту. Но как ни крути, ты все же остаешься собой, по крайней мере, я надеюсь, что это так. Иначе, друг мой, тебя ждет очень плачевный результат. Так вот, ты играешь роли, а потом, оставаясь наедине с собой, снимаешь наконец-таки все маски, бережно складываешь их в сундук с реквизитом и прячешь в дальний угол к другим костюмам. Другая проблема, что многие настолько полюбили играть, что сменяют один грим другим, наотрез отказываясь его смывать. Это печально, друг мой, действительно печально, когда человек играет даже для себя. Один из главных талантов – вовремя остановиться, иначе можно запутаться, зацепиться и упасть. Не у многих хватит сил просто встать, а те, кто встанут, не будут знать в какую сторону карабкаться. Поэтому с этим надо быть осторожнее.
Ты понимающе киваешь. Увидев твое напряженное лицо, я радуюсь, значит, ты правда слушаешь меня на полном серьезе. Вот и славно, тогда идем дальше.

- Скажите, а как это? Как это перестать играть?
- Какой хороший вопрос. Перестать играть – это не бояться. Не бояться обнажить себя, и не бояться получать из-за этого в самые больные места. Но только боль делает нас сильнее, только падения заставляют идти дальше. Если все дается легко, мы ведь не ценим, никогда не задумываемся о стоимости того, чем обладаем, ведь так?
Ты издаешь одобрительный звук.
Когда человек открывается кому-то, пусть даже себе, он очень сильно рискует быть сломанным. Выхода только два: становиться сильнее, прочнее, если можно так выразиться, или же прятаться за нерушимой стеной своего персонажа. Те, кто идут первым путем, вызывают у меня уважение и восхищение. Вторых большинство. Только вот в мире мало настолько хороших актеров, способных не превратить собственную жизнь в плохую комедию или того хуже мыльную оперу с низким бюджетом. Но что поделать, каждый выживает, как может.

- Хм, а как быть с юмором?
- Как здорово, что прозвучал этот вопрос. Мое мнение в том, что талантливо и выразительно сыграть в комедии порой, возможно, гораздо сложнее роли в драме. Юмор – одна из самых важных вещей в жизни. Я, например, не верю тем, кто не способен пошутить и посмеяться. “Этот человек точно что-то скрывает“, - говорю я себе, и на этом наше общение заканчивается. Иногда убедительно заплакать гораздо проще, чем убедительно засмеяться. Поэтому бездарность в комедии бросается в глаза куда сильнее бездарности в трагедии.

- А любовь? - с минуту помолчав, начинаешь ты, - как быть с ней?
- Хорошо ли плохо ли, но она тоже не отделима от театра. Сначала ты влюбляешься в образ. В ту роль, которая больше всего тебе импонирует. И тебе кажется немыслимым, что на самом деле за ней может скрываться абсолютно другой человек. Затем ты начинаешь замечать едва уловимые его черты. Еще немного погодя ты полностью различаешь двух человек. И тебе кажется, что роль куда ярче актера, что образ симпатичен тебе гораздо больше настоящей персоны. Но если со временем ты всем сердцем полюбишь то, что скрывается под маской, напрочь забыв о ней самой, это уже может претендовать на какое-то более серьезное чувство.
- Так-то оно так, - протягиваешь ты, - но, а как же не сравнивать?
- Сравнения губят реальность, губят они и вымысел. Ты или любишь или нет. Как только начинаешь сравнивать, то уже дальше не утруждайся, значит, чувств нет. При чем ни к одному, ни ко второму. Ни тем более, если их больше. Если ты сравниваешь персонажей, или того паче персонажа с актером, решая, кто симпатичен тебе больше, то ты этим самым уже признаешь, что никто из них тебе на самом деле и не нравится. Иначе не было бы нужды в подобной операции.

- Сценарий! – восклицаешь ты. - Как быть со сценарием?
- Самый верный способ не отлынивать, тщательно перечитать каждый и выбрать именно тот, что тебе действительно нравится. Только так рождаются великие роли.
- А как же продюсеры, агенты? – удивляешься ты.
- Позволить кому-то выбрать роль за тебя, это позволить ему навязать тебе реплики, настроение, да, впрочем, все. Так что будь поосторожнее с этим, мучительно играть то, что не нравится, да и бессмысленно, пожалуй, тоже.


Рецензии