Двадцать дней с пушкиным

 
ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ С ПУШКИНЫМ
Июнь 1964 года. Будильник разбудил меня в шесть часов утра. Вскочил и стал собираться в дорогу. В комнату вошла мама и сказала, что завтрак готов. У меня была двадцатидневная туристическая путевка "По пушкинским местам". В тот же день, купив билет в кассе аэропорта, ровно в три часа дня я уже был в Москве на Ленинградском вокзале. Сейчас мне это кажется настоящим чудом. Выехав из столицы в полночь, утром следующего дня доехал до маленького городка Остров, что в шестидесяти километрах от Пскова. Здесь был старт моего путешествия. Решив немного перекусить, зашел в привокзальный ресторан. На мой вопрос официантке, молодой миловидной блондинке, что могут мне предложить, она, смущаясь, ответила:
 - В будние дни - только суп с лапшой и макароны, а мясные блюда - по субботам и воскресеньям. Это тоже одна из примет времени.
С группой туристов из двенадцати человек из разных уголков страны мы специальным автобусом отправились в село Вороничи. Приблизительно через два часа нас приветливо встретил один из работников турбазы.
В красивой сосновой роще кругом были палатки, где мы должны были жить 7 дней и посетить Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь.
... Впечатление было огромное, в одной статье невозможно все это передать. Сначала остановлюсь на Тригорском, где часто бывал великий поэт у своих друзей Осиповых-Вульф.

"Скамья Онегина"
 Тригорское - второй по значению после Михайловского памятник Пушкинского заповедника, теснейшим образом связанный с жизнью и творчеством поэта. Александр Сергеевич особенно был близок с Прасковьей Осиповой и Алексеем Вульфом. В их доме была богатая библиотека. Прасковья Александровна получила хорошее образование, владела английским и французским языками, следила за литературой. Пушкина привлекала беспечная веселость, жизнерадостность молодежи, наполнявшей этот большой уютный дом. Какой богатейший творческий материал!
От Тригорского дома к небольшой площадке у самого ската холма над рекой Соротью, под сенью вековых лиц и дубов на белой садовой скамье назначались свидания. Уже в семье Вульфов и до наших дней ее называют "скамьей Онегина". С нею связано объяснение Онегина с Татьяной в саду у Лариных. Татьяна: "По цветникам летя к ручью,
 И, задыхаясь, на скамью
Упала..."
И сейчас всякий, посетивший Тригорское, стремится посидеть на этой скамье и помечтать о любви. Многие сочиняют стихи. Однажды вечером и мне захотелось отдохнуть. Вежливо обратился к молодой девушке: "Не помешаю, если присяду?" Она была так занята своими мыслями, что не только не услышала меня, но и не заметила. Я повторил мой вопрос, но она снова не обратила внимания. На третий раз девушка медленно подняла голову и тихо спросила:
- Что вы сказали, молодой человек? Не мешайте, пожалуйста. Меня посетила муза! - и что-то записала в блокнот...
 Как выяснилось в дальнейшем Людмила приехала из Сочи. На мои слова, что многие мечтают провести лето в этом чудесном городе-курорте, она, улыбаясь, сказала:
 - В Сочи есть теплое Черное море, но, к сожалению, там нет "скамьи Онегина"... Она прочла свое новое стихотворение, посвященное Пушкину, которое произвело на меня сильное впечатление.
 Еще одна запись из моего в течение времени пожелтевшего блокнота.

«Аллея Керн»
 Как известно, ранней весной 1818 года А.С. Пушкин в доме президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки господина А. Олеина познакомился с племянницей хозяйки дома Анной Керн. Девятнадцатилетняя супруга пожилого генерала поразила поэта своей красотой. Весь вечер Александр Сергеевич шутил, читал стихи, играл на фортепьяно, но она осталась безразличной к поэту. Во время расставания их пронзительные взгляды встретились и явились искрой их дальнейшей страстной любви. Встреча, к сожалению, состоялась через несколько лет в Тригорском, которое находилось недалеко от села Михайловского, где предки Пушкина - Ганнибалы разбили парк и посадили центральную еловую аллею. Поэт часто гулял здесь с навестившей его Анной Керн, впоследствии получившей название «Аллея Керн».
И в наши дни, особенно в летнее время, много посетителей в этих местах, где молодые пары объясняются в любви, подобно великому поэту и красавице Анне. Вновь вспомнился эпизод из этой экскурсии. Когда гид закончил свой рассказ, один молодой человек из Кутаиси по имени Валико, обратившись к нам, сказал, что он решил просить рукb у киевлянки Светланы, которую он полюбил с первого взгляда. Слова Валико вызвали всеобщее одобрение, раздались аплодисменты. Судя по взгляду Светланы, она была согласна. Это было сюрпризом для нас, но не для них. Валико заранее все предусмотрел. Он достал из сумки шампанское, закуски. Все радостно поздравляли молодых, пожелав им счастья, здоровья, успехов. Через некоторое время я случайно встретил эту пару в Тбилиси и очень обрадовался, что они создали дружную семью и своего первенца назвали Александром.

«Отец - Державин, сын - Пушкин»
По приезде в Ленинград с большим вниманием мы знакомились с достопримечательностями города и области, связанными с жизнью и деятельностью великого поэта. Посетили Дом-музей Пушкина на Небережной Мойки, 12, потом отправились в город Пушкин, бывшее Царское Село, утопающее в зелени. Здесь, в Царскосельском лицее прошли шесть лет жизни будущего поэта.
 В 1899 году к 100-летию со дня рождения Пушкина на здании Лицея была установлена мемориальная доска со словами: «Здесь воспитывался А.С, Пушкин с 1811-1817 год».
Это вам давно известно, дорогой читатель, но хочу рассказать вам об одном интересном факте, который имел место здесь, в стенах лицея, незадолго до нашего приезда, о котором мы узнали из уст экскурсовода.
Приехавшие из далекого Ташкента отец и его тринадцатилетний сын во время экскурсии по Лицею, вдруг неожиданно для всех мальчик, достав из сумки и надев синий мундир с красным воротником и позолоченными пуговицами, подошел к тому столу, где во время первого публичного торжественного экзамена 8 января 1815 года восседала экзаменационная комиссия во главе с известным поэтом Державиным, и артистично подняв правую руку, начал выразительно читать «Воспоминания в Царском Селе», стихотворение юного Пушкина. Отец же его, приложив ладонь к уху внимательно слушал, изображая старика Державина.
 ... «Мы, узбеки, как и представители других народов нашей многонациональной родины, любим и чтим Пушкина, он принадлежит нам всем, как и мы все - ему», - с гордостью сказал гость из солнечного Узбекистана.
Среди моря литературы, мемуаров, посвященных Пушкину, эти мои маленькие воспоминания всего лишь капля, дань великому поэту, родившемуся более двухсот лет тому назад, но оставшимся живым в памяти потомков.
Я храню, как дорогую реликвию, две сувенирные медали, полученные в подарок от работников Пушкинского заповедника. На аверсе одной - профиль Пушкина, на реверсе - «скамья Онегина».
На другой - памятник поэту скульптора М.К. Аникушина в Ленинграде, на обратной стороне - строки из стихотворения «Памятник»:
«... И долго буду тем любезен
я народу.
Что чувства добрые я лирой
пробуждал.
 Что в мой жестокий век восславил
 я свободу
И милость к падшим призывал...»
10/11.04


Рецензии
С пушкиным можно прожить всю жизнь :-) удачи в творчестве.

Александр Михельман   27.10.2010 17:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.