История одной вещи

Каждая вещь несёт тепло своих хозяев. Если это подарок, то и ауру дарившего. Есть подарки фабричные, а есть и ручной сборки, авторская работа, hand made.
Одним из таких подарков, преподнесённых мужчинам нашей семьи, была пара ручек, наборных. Год 1982, подарок от жены отцова друга детства. В то время, для учащегося техникума, такая ручка была имиджевой вещью, к примеру сейчас это мобильный телефон Ай-фон. Просьбы из серии "подари - отдай" не проходили, "подарками от старших друзей, - не разбрасываюсь!" На службу брать её не стал, не выцыганят в приказном порядке, так ночью умыкнут.

Истории начались после 1988-го года. Когда началось кооперативное движение со свободной продажей всего, на чём можно было срубить бабла.
Поступив на учёбу в институт мне довелось познакомиться со студентом, соседом по лавке, на левой руке у него была татуировка, - "Купец". Из бесед во время лекций узналось, что Купцу удалось потоптать зону. Пенитенциарий не оставил следов отупения на его харизме. Поначалу, думал я, что он просто врёт, пуская пыль в глаза, ради утверждения среди вечерних студентов. Умён и начитан, с разносторонними интересами, познаниями в точных науках, умение вести диалоги с преподавателями за пределами конспекта. Оказалось, Купец сидел два года, год на химии, до этого проучившись два года в Московском альма-матер на физфаке. За что сел? Робин-гудовский подвиг совершил неудачно, попался. Местный Корейко, в морских погонах заявил на утрату в сумму, намного меньше декларированной. Если заявить по полной программе, Купцу светила высшая мера наказания, а мореману, - лишение погон с последующим заключением под стражу.
Увидав ручку, задал вопрос "С зэками общаешься?" Повертев в руках, задал вопрос, и сразу предложил цену. Несмотря на хорошую ставку, повторил, что ранее произносил в техникуме. Про продажу, Друзей и проституированние. "Молодец!" - сказал Купец, - "Мне не нуж0н твой рейсфедер, ты благоразумный человек, с тобой можно работать". Рассказал историю своего рода, из Сибирских купцов, противостоящих СовеЦкой власти, во время голода 20-х годов революционного века, шесть месяцев кормивший своими запасами городское населения. Когда запасы закончились, пришедшие Совдепы поставили к стенке. "Ни одна ****ь не заступилась, не будь прадеда, давно бы передохли, сожрав слабых!" "Я скоро поеду навещать однокамерников, могу притаранить ручек, шкатулок, ножиков; - поделки мест не столь отдалённых". "Для чего они мне?" "Продашь - раскидаешь". Раскидать, разбросать, - выражения Купца, означающие сбыт товара. "Кому?" "Бабам своим, из полу-клиник, пусть мужиков своих порадуют, тебе скорее всего тоже небось, не мужик подарил?" "Бабы не мои, коммивояжёрством заниматься не стану, ручку подарила дама, - тут прав".
Дальше Купец оправдав свою родословную стал заниматься перепродажей. "Пусть хоть рубль, - за то мой!" Вояжи в Польшу, закупки косметики, двух и трёх этажные наборы разноцветной штукатурки, кисть из шкуры четвероного, - в подарок. Губная помада, сробленая из проSRаченной лыжной мази. Мыло с добавлением свечечного оплыва. Ручки, зажигалки, жевательная резинка. Всё это товар начального уровня.
Далее ранжир: джинсА, кожа, мех. Остановился на джинсЕ, плюс косметика, бизнес пошёл. Из института ушёл, преподавателям конца 80-х годов нужны были знания студентов, а не гримировочные наборы контрафаксного Макса Фактора, пусть и бывшего русского. Раз в год звонил моей маме, предлагая раскидывать очередную партию, уже кЕтайЦкого ширпотреба. В этом веке с ним не общались.

Вторая история случилась в июле 1989-го года. Свобода прессы, толстые журналы, "Аргументы и факты", "Московские новости" - популярные издания в розничной продаже. Хотелось на них подписаться, чтобы застолбить, "приносили на дом", не стоять ежесредно в хвосте к "Союзпечати" с ранья. Какой-то член правительственный по идиологизмической линии хотел лимитировать подписку, но Горби, строго цыкнул на него; "Никаких ограничений! Пусть читают и выписывают!"
А где происходила подписка на газеты и журналы? Правильно, - на почте! Вот там, на ней, в районе Беговой, недалеко от кинотеатра "Темп", я услашал обращение в свой адрес: "мЛЁдой чЛавек, таки, рЮчечку не АдолжЬте?" Говорок был приблатнёного "Шурика картонного". Намного позже, во время Горбушечных торгов, после пары невозвращённых ручек научился предлагать не отказывая: "Какую тебе? Одна не пишет, во второй стержня нет!" В ту встречу я этого ещё не придумал и дал. На прокат. "О, да ты парень не промах! - произнёс Картонный, - "С зэками водишься?" Промолчал, начало знакомого диалога. "Я тут бандерольку родственникам отправляю, стишком не одаришь?" Я, как бывший дембель, что-то вспомнил из солдаЦкой лирики. "Хорошие стихи, сам сочинил?" "Стихи народные, просто запомнил". "Я на бегах был, в выходные, деньжат поднял, фоткался с жокеями, лошадьми, вот отправляю, программку тоже". И предложил на Рижский рынок съездить.
В те годы Рижский рынок был огромной торговой площадкой, люди с деньгами ехали туда купить уникальную шмотку, сущёствующюю только в еденичном экземпляре.
"Мне ничего там не надо" - ответил я. "Там много лохов с толстыми лопатниками, можем поехать и пощипать их". Понятно стало, щипач. Ему нужен ширмач. Не согласился, не моё это, - "Воровство - не мой бизнес!" Картонный не смог ответить, вернул ручку, интерес ко мне пропал.

Недавно ездил к родителям, сын поступил в институт, понадобилась тетрадь на кольцах, для сменных блоков. Среди своего учебного добра, отрыл пенальчик, в ней была та самая ручка, подарок от ЛЗ. Ручка осталась, даривший её умер в 1999-м году, стержни современные не подходят, на точильном камне снял кончик носика. Теперь всё в порядке. Пишем.
05 - 05.09.2009 Дома - в разьездах.


Рецензии