Христианство на Руси. Реформа языческого культа

      1. Введение.
    2. Проникновение христианства на Русь.
    3. Крещение князя Владимира.
    4. Трудности в становлении и распространении Христианства.
    5. Формирование церковной и законодательной структуры.
    6. Развитие права в Киевской Руси. « Русская Правда».
      7. Значение принятия христианства для культуры и политики Древней Руси.   
***
       Данная тема, на мой взгляд, очень интересна для более глубокого исследования, так как теоретическое и практическое значение изучения отдельных тем также велико, как и изучение истории зарубежных государств. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой грандиозную лабораторию мирового социального опыта. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства.
   Всю историю человечества можно обоснованно назвать священной книгой народов. Это – книга их бытия, содержащая откровения и правила. Она - наследие предков, пред-назначенное потомству, пример прошлых ошибок и великих успехов. История, это то, без чего не может существовать ни один народ, ни одна нация. Это наше прошлое, кото-рое мы должны помнить, и гордится им, каким бы оно не было.
   И я хочу посвятить эту работу крещению Руси - важнейшему этапу отечественной ис-тории, определившем дальнейший ход нашей истории. Далеко не все было просто и гладко с утверждением на Руси христианской веры. И мы, потомки, должны отдать должное великой княгине Ольге и князю Владимиру за их деяния. История неоднократно доказывала, насколько правильно была выбрана христианская религия и может быть,
поэтому она нашла достойное место в сердцах русских людей.
                1. Проникновение христианства на Русь.
     По своим верованиям славяне были язычники, т. е. наделяли душой всё сущее (ани-мизм, «анима»- душа) – камни, деревья, стихии и т.д. Отсюда в фольклоре русалки, водя-ные, лешие, домовые и т.д. Почитали предков, поскольку верили, что они и в загробной жизни влияют на их судьбу. Род возводили к тому или иному животному (тотему). Жертвы приносили на алтарях,  в « капищах». Следили за правильностью поклонения духам, а в дальнейшем богам – волхвы. Боги появляются у славян сравнительно поздно, самые известные из них: Перун, Стрибог, Велес, Даждьбог, Сварог и единственное женское божество – Мокошь.

                На принятие христианства в русском обществе как государственной религии повлияли следующие причины: перерастание родовой и племенной знати первобытно-общинного строя в местных князей, союзов племен - в государственные организации, превращение социального неравенства внутри традиционных коллективов в классовое. Не последнюю роль в становлении христианства сыграло формирование местных княжений и создание на их основе Древнерусского государства. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые становились союзниками. Предложений было немало, но всерьез пришлось выбирать между: принятием православия, и дальнейшей ориентации на Византию или принятие католической веры и ориентации на Западную Европу. Как известно, князь Владимир (в последствии прозванный в народе Владимир - Красно солнышко) выбрал православие, видимо, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в Западно-Европейской политике играл видную роль поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т. е католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.
           Православная церковь не дала распасться русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопле-ние мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300г в Киеве, затем некоторое время во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
         Рассматриваемая религия получила свое начало в истоках Днепра. Она стало про-никать сюда во второй половине I тысячелетия. Как свидетельствует Ибн-Хордадбех, русские купцы, приезжавшие на восток, уже тогда называли себя христианами. В X в. уже существовали христианские церкви, которые стали соперниками языческих храмов.
Однако это еще не означало, что христианство стало официальной государственной ре-лигией. На Руси появились лишь христианские общины, и центром первой из них стал Киев. В свою очередь Киев находился под правлением языческих князей Новгорода, но христианская община сохранилась и стала расширяться.
       Известно, что княгиня Ольга крестилась в столице Византии -  Царьграде (Констан-тинополе) в 957 г.   Когда Ольга достигла тех лет, когда смертный, удовлетворив глав-ным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная вера послужила ей опорой и утешением в печальных размышлениях о суетности человеческой жизни. Изначально Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери (христианское имя Ольги - Елена). Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к христианству.
      Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам за убийство мужа- князя Игоря, она сумела соблюсти спокойствие в стране своей и мир с чуждыми до совершеннолетнего возраста Святослава. Не писала, может быть, законов, но давала уставы самые простые и нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольги воевали: она же правила государством. При ней Русь имела высокий авторитет и в самых отдаленных странах Европы.
      Время княгини Ольги было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Мсты. Переломный характер эпохи Игоря и Ольги ощущается и в отношении к христианству.
       Князья были призваны для правды, вследствие того, что особые роды могли беспри-страстно разбирать дела при враждебных столкновениях своих членов; не было у них правды, говорит летописец. Главное значение князя, насколько известно, было значение судьи, разбирателя дел, исправителя кривд, одною из главных забот его был Устав Зем-ский, о котором он думал вместе с дружиною, со старцами городскими; а после принятия христианства, с епископами. Она также пыталась крестить и своего сына Святослава, но безуспешно.
       Таким образом, христианство не проникло еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространялось лишь на некоторых представителей высшей знати и купе-чества. Да и у ряда киевских князей оно не получило признания.
      Изначально князем Владимиром была проведена реформа языческого культа, направ-ленная на его консолидацию с целью противостояния христианству. Владимир, утвердив свою власть, изъявил усердие к Богам языческим: соорудил новый истукан Перуна и поставил его на священном холме, вместе с иными кумирами. Эта же реформа была проведена и в других крупных городах, в частности в Новгороде. Укрепление язычества сопровождалось человеческими жертвами. Так, например, увенчанный победою и славою, Владимир хотел принести благодарность идолам и обагрить алтарь человеческой кровью. Тем не менее, все попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Требованиям русского общества тех времен могла удовлетворить только мировая религия, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия в средневековье, освещало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало для условий Руси.
        Во времена средневековья, несмотря на замкнутость отдельных феодальных миров, значительную роль играло международное общение, которое выражалось в политиче-ских союзах, в международной торговле, в использовании иностранной военной силы, в обмене достижениями науки и культуры. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии- христианства, как части
античного наследия. Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам, хотя реально поли-тические условия и другие факторы не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран другими.
        Самыми заинтересованными городами в вопросе становлении христианства были Рим и Константинополь. При этом оба христианских центра стремились к обращению в свою веру народов Европы. Киевские князья могли сами выбирать то направление хри-стианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и куль-турным нуждам государства.
         Непосредственное принятие христианства как государственной религии было свя-зано с сыном Святослава великим киевским князем Владимиром (980-1015 гг.). При кня-зе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую ве-ру и Киевская Русь стала христианской страной.
        Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православ-ной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по дру-гим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Кре-щение по всем городам и селам».
          С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него свя-тые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».
            КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.
      При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значе-ния, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.
     Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном обращении язычников в христианство.
      В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля
Русская и холм тот» (под 980 год).
          В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией.
         В «Слове о Законе и Благодати» святитель Илларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство».
         Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином,  князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал «добрым смыслом и острым умом». И имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
       Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). По второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве.  По третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Ва-сильков). Летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987).
      Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле орга-низации церковного управления и развития духовной культуры. Князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне.
     Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.
      Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство». Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру.
    Владимир был рад, что познали бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя».
       Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианких...»
         Крещение Владимира повлияло на дальнейшее развитие событий в истории Руси. Все, о чем Ольга могла лишь мечтать, наконец, сбылось: христианство постепенно стало укореняться, и княгиня торжественно признала святость этой религии. Вскоре то же са-мое сделали и Венгрия, Польша, Швеция, Норвегия и Дания.  Разделение церквей, вос-точной и западной, имело полезное содействие для истинной веры: ибо главы их стара-лись превзойти друг друга в деятельной ревности к обращению язычников.
        Наш древний летописец повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников, склонять Владимира к принятию веры своей и что Великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседственные могли желать, чтобы уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного бога с ними, и Владимир мог, также - увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества - искать истины в разных верах.
        Первые послы были от волжских или камских болгаров. На восточных и южных бе-регах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утвержденная там оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. ‘’ Вино, - сказал он, - есть введение для русских; не можем быть без него’’.
Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: ‘’Идите обратно’’. Отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. ‘’В Иерусалиме’’, ответствовали проповедники, - но Бог в гневе своем расточил нас по землям чуждым’’. ‘’И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?’’- произнес Владимир. ‘’Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества’’.
          Наконец философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета. Историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианст-ва, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку.
Пораженный зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’ Благо добродетельным и горе злым!’’ ‘’ Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми’’.
   Греческий философ уверил язычника в великом превосходстве закона христианского. Вера славян ужасала воображение могуществом разных богов, часто между собою не со-гласных, которые играли жребием людей и нередко увеселялись их кровью.
       Хотя славяне признавали также и бытие единого Существа высочайшего, но празд-ного, беспечного в рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и Лукрециеву. О жизни за пределами гроба, столь любезная человеку, вера не сообщила им никакого ясного понятия: одно земное было ее предметом. Освещая добродетель храбрости, великодушия, честности, гостеприимства, она способствовала благу гражданских обществ, но не могла удовлетворить сердца чувствительного и разума глубокомысленного. Напротив того, христианство, представляя в невидимом едином Боге создателя и правителя вселенной Отца людей, снисходительного к их слабостям. Награждающего добрых – здесь -  миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой.
       Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честью, собрал бояр и градских старцев; объявил им предложение магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! - сказали бояре и старцы, - всякой человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который на-род достойнее поклоняется Божеству”. И великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания.
      Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всяко-го величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! - сказал император и, зная, что грубый ум пленяется наружным блеском, нежели истинами, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, обла-ченный в святительские ризы, совершал литургию.
       Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таин-ственность обрядов изумили россиян. Им казалось, что сам Всевышний обитает в  храме и непосредственно с
людьми соединяется…
       Возвратившись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом. И с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решил быть христианином.
        Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находи-лись церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при этом важ-ном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить це-лому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволя-ла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завое-вать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
      Собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к греческому Херсо-несу, развалины которого доныне видимы в Тавриде, близ Севастополя. Торговый город, построенный в самой глубокой древности выходцами гераклейскими, сохранял ещё в X веке славу свою, несмотря на великие опустошения, совершенные дикими народами в окрестностях Черного моря, со времен Геродотовых скифов до хазаров и печенегов. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани; избирал своих начальников и повиновался собственным законам. Жители его, торгуя во всех черноморских портах, наслаждались изобилием. Владимир высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Издревле  вольные жители Херсонеса оборонялись мужественно. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, если они не сдадутся, но граждане отвергали его предложения, в надежде, быть может, иметь скорую помощь от греков; старались уничтожать все работы осаждающих и, сделав тайный подкоп, как говорит летописец, ночью уносили в город ту землю, которую россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить их валом, по древнему обыкновению военного искусства.
Но нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: он пустил стрелу, с надписью: за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду в осаждённый город чрез подземные трубы; вы можете отнять её. Великий князь спешил воспользоваться со-ветом и велел перекопать водоводы (их следы еще заметны близ нынешних херсонесских развалин). Тогда горожане, изнуряемые жаждой, сдались.
          Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, князь Владимир ещё более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь.
        Родственный союз со знаменитыми греческими царями казался лестным для его честолюбия. Империя, после смерти героя Цимисхия, была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства вынудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное.         
Владимир, уже готовый к тому, с радостью согласился креститься, но хотел прежде, что-бы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого каза-лось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала жертвы, и рев-ность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием.
     Царевна отправилась в Херсонес на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовны-ми и гражданскими чиновниками. Там народ встретил её как свою избавительницу. В летописи сказано, что Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть. Анна убедила его немедленно креститься, и он прозрел в ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской площади, между двумя палатами, где жили Великий князь и невеста его). Херсонесский митрополит и византийские пресвитеры совершили торжественный обряд крещения. За ним следовало обручение царевны с Владимиром, благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя - Великий князь, как верный союзник императоров, немедленно отправил к ним часть своей дружины, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и восстановить спокойствие в Империи.
       Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсонесе церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил город царям грече-ским в изъявление благодарности за руку сестры их. Вместо пленников, он вывел из Херсонеса иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом. Вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его. Также он взял два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к прекрасному (Эти изящные произведения древнего искусства стояли в Несторово время на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви).
        Наставленный херсонесским митрополитом в тайнах и нравственном учении хри-стианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребле-ние кумиров служило приготовлением к торжеству: одни были изрублены, другие со-жжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и сверг-нули с горы в Днепр. Чтобы ревностные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за которыми он был извержен волнами на берег (это место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней да-нью суеверия. Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди рус-ские, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего культа, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, если Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд совершился, и священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.
       Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II - Василия Великого.
     Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда по-читаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христи-анской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских треб.
        Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма камен-ного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов.
     Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: язычество господствовало в некоторых местностях Руси до самого XII века.
      Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием на-родного просвещения на Руси. Это благодеяние казалось тогда страшною новостью, и жены знаменитые, у которых неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, считая грамоту опасным чародейством.
       Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и раз-личных слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказав-шим, ибо его религия была связана с властью”.
       В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”.
      Церковное управление на местах, в важных политических и административных цен-трах, осуществлялось епископами, подчиненными митрополиту. Уже ко времени Влади-мира и к первым десятилетиям княжения Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время христианизации и включения в орбиту церковной власти основной территории государства, населенной древнерусской народностью. Все епископии были созданы в важнейших центрах государства.
      Князья Владимир и Ярослав после принятия Христианства на Руси всячески способ-ствуют устроению церкви, создают мощную экономическую базу для духовенства, уста-новив так называемую десятину. Княжеская власть при этих князьях в основном стала соответствовать и функциям власти раннефеодальных монархов.
        Одним из крупнейших этапов в процессе перехода от дофеодального феодальному обществу является принятие христианства. Из древних  источников мы узнаем о так на-зываемом Владимирове уставе, по которому, сообразно с греческими номоканонами, от-чуждены от мирского ведомства монахи и церковники,  гостиницы, дома страноприимства, лекари и все люди увечные. Дела их были подсудны одним епископам: также весы и мерила городские, распри и неверность супругов, браки незаконные и т.д.
       Описание княжения Владимира завершается поистине эпической картиной благоденствия Руси, взятой из Владимирского свода 996-997 годов: “враги побеждены, соседи дружественны, Русь крещена, воздвигнуты храмы, уничтожены разбойники, послушные сыновья распределены по землям, телеги развозят хлеб для бедноты, дружина пирует на серебре и золоте, бояре с князем думают “о строе земленом и о ротах и об уставе земельном”, т.е. об устройстве в стране и о войне, и о законах страны. Эта же летопись прославляет дела монарха в расцвете его государственной деятельности: “Бе бо Володимер любя дружину и с ними думая о строе земленом, и о ротах, и о уставе земленом, и бе живя съ князи околними миром, с Болеславом Лядьским, и с Стефаном Угрьскымь, и с Андрихом Чешьскымь. И бе мир межу ими и любы... И живеше Володимир по устраенью отьню и дедню.”
 15 июля 1015 г. Владимир скончался, и русская церковь, причтя его к лику святых, на-именовала его Равноапостольным в память его заслуг.
              Трудности в становлении и распространении христианства.
          Процесс перехода Руси в новую веру протекало постепенно, сталкиваясь с опреде-лёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.
           В некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. К примеру, в Новгороде, языч-ники оказывали открытое сопротивление введению новой веры и уступили только после упорной борьбы. Особенно сложно вводилось христианство в далекой и глухой Рязанской области и в земле суровых вятичей, которые даже замучили святого Кукшу, первого распространителя веры Христовой на этой дальней окраине. Но Владимир не жалел на это дело ни трудов, ни сил, и благодаря нему еще при его жизни открыто исповедуемое язычество, как утверждают многие историки, практически исчезло среди различных племен русских славян.
            В Ростовской области, христианство также распространялось со значительными трудностями. Древнерусское население оказывало сопротивление христианизации, и не желало подчиняться государственной власти и церкви.
         «Повесть временных лет» упоминает о восстании местного населения в 1071 г.
Учреждение епископии в Ростове, вероятно, последовало за восстанием как мера предотвращения подобных выступлений, хотя это и не привело сразу к желаемым результатам. Как известно, первый ростовский епископ - Леонтий - был убит язычниками, не желавшими принимать христианство и подчиняться государственной церковной организации.
   Таким образом, кафедра, возникшая при соответствующих политических условиях, должна была способствовать более тесным связям этого района с Киевом. С русской церковной организацией в XI в. была связана и древняя архиепископская кафедра в Тму-таракани, центре политически и экономически важного древнерусского княжества на берегах Черного и Азовского морей.
В связи с немалыми трудностями укоренения вводимой религии на славянской почве, возможно предположить, что именно благодаря ним многие языческие празднест-ва, ритуалы и обряды плавно перекочевали  под купола православных храмов. Чему  ав-тор сего скромного « опуса», искренне признаться довольно рад, ибо, как и его древние предки видит божественный дух во всём сущем. И склонен сомневаться в полном иско-ренении язычества даже в современном мире, в котором, несмотря на прошедшие века, существуют ведуньи, знахари и шаманы, помогающие там, где нынешняя медицина бес-сильна. ( Прошу прощения за лирическое отступление и «ненаучный подход»).
     Формирование церковной и законодательной структуры на Руси.
   Сравнение церковной структуры на Руси с византийской показывает, что условия Руси не позволяли слепо копировать иноземные образцы, а заставляли исходить из местных традиций и обычаев.
   Структура русского церковного управления сильно отличалась от других государств, в частности от Византии. Она соответствовала русской государственной структуре, поя-вившейся еще в начале XI в. Но если раньше разделение одной митрополии на несколько епархий зависело лишь от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князя и митрополита.
      Центром национальной церкви по-прежнему оставался Киев. Этому способствовало наличие в нем митрополичьей кафедры, т.к. обладание древней столицей позволяло князьям использовать в своих интересах не только епископа своей епархии, но и главу всей русской церкви.
   Христианство, внесено на Русь с греческого Востока, который в ту пору уже был на грани разрыва с Римом, и этот факт сыграл не последнюю роль для отечества. Противо-речия и споры, возникавшие между западной и восточной церковью, начавшиеся ещё при патриархе Фотии, не прекращались в течение всего X в. и в начале XI в. привели к полному разрыву, который навсегда отделил Восток от Запада.
      Принявшая благословение от восточной греко-католической церкви русская церковь всеми силами держалась их, и ничто не могло  склонить её на сторону папы как всемир-ного патриарха. Это повлияло на обособленность Руси от Западной Европы и в политике, хотя, и способствовало сохранению и развитию оригинального и самобытного типа русской народности, ее традиций и обычаев. И в дальнейшем эта приоритетность русского народа не ослабевала.
  В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые
законодательные акты. Большей частью византийские и южнославянские, содержащие в себе основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его
распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд визан-тийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сбор-ников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются: а) Номоканон Иоанна
Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов; б) Номоканон 14 титулов; в) Эклога, изданная в 741 году Визан-тийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное земле-владение; г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, назы-вавшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов; д) Закон Судный Лю-дям, созданный болгарским царём Симеоном.
     Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими. А сейчас следует более подробно описать функции церковных судов. Со
времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдик-ция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осу-ществляться на
основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, из-данных первыми христианскими князьями Руси. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и
не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов,
каким и явилась Русская Правда.
         Князья Владимир и Ярослав после принятия Христианства на Руси способствуют устроению церкви, создают мощную экономическую базу для духовенства, установив так называемую десятину. Княжеская власть при этих князьях в основном стала соответ-ствовать и функциям власти раннефеодальных монархов.
      Развитие права в Киевской Руси. « Русская Правда».
На развитие права в Киевской Руси определённое влияние оказало введение христианства. С распространением православия церковь стала применять разнообразные нормы канонического права и, прежде всего византийского.
              Князья Владимир и Ярослав весьма много содействовали организации русской церкви, заботились о ее благосостоянии, принимали меры к установлению особых при-вилегий, для чего ими были изданы два Устава. Известные нам как древнейшие памятники русского церковного права: уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Церковные уставы позволяют определить положение христианской церкви в государстве. Они закрепляли привилегии служителей церкви, фиксировали позиции церкви как феодала по отношению к непосредственному производителю, за счёт которых она существовала. В них содержатся нормы о подсудности церковного суда.
      После тех изменений в политическом аппарате, которые были произведены Владимиром и Ярославом, естественно было ожидать издания особого княжеского постановления, в котором были разрешены вопросы, поставленные общим ходом развития права. И это постановление было издано. При Ярославе появился первый юридический сборник – «Русская  Правда».
         «Русская Правда» принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян. В многочисленных трудах «Русская Правда» рассматривалась в самых различных аспектах: юридическом, историческом, лингвистическом.
      Создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике.
        Можно выделить две причины необходимости создания такого свода законов:
1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями.
2) В русских юридических обычаях было много норм обычного языческого права, кото-рые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обы-чаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве. Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию документа.
       « Русская Правда» - жемчужина в истории русской культуры, а взятая в окружении других законодательных памятников, она делается для нас понятнее, яснее и величест-веннее.    Законы всех времен и народов – прекрасный материал для изучения общест-венного строя, государственного механизма, формы государственного единства, различ-ных отраслей права. Однако нельзя забывать, что в законе устанавливалась лишь долж-ное поведение людей. Порой нормы, закрепленные в законе, и их реальное воплощение на практике бывают крайне различными (в любую эпоху).
         Тем не менее, сопоставление одного закона с другим и с иными историческими ис-точниками, да и сам анализ того или иного закона, позволяют с высокой степенью достоверности воссоздать истинную картину развития и жизни общества.
                ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.
      Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни славянского народа. Появи-лась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - По-местная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
        «Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».
          Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси гра-мотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литерату-ры, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других  городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных пи-сателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Пе-черского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в кельи преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Фео-досий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженик этого мо-настыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Рукописные книги бы-ли очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные лю-ди (князья, епископы) и монастыри.
     Основной вид архитектуры – церкви. Первый каменный храм – Десятинная  церковь в Киеве. При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского цер-ковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы (византийское влияние), основан знаменитый Киево-Печерский мона-стырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. XII в. белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси (Успенский собор во Владимире). Живопись в основном религиозная: иконы и фрески. Светские элементы отразились в  миниатюрах.
          Предпринимались первые шаги по созданию системы образования. Сестра Влади-мира Мономаха создала школу для девушек. Для подготовки духовенства Ярослав Муд-рый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и, прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же  поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным...
    Ярослав любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христи-анской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, по-священное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написан-ное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».
         Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летопи-сец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и раз-мягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца ве-рующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное».
      Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселен-ную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».
        Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влия-нием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.Митрополит Илларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков. «Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских
сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образ-цовое слово», - пишет историк Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и Благодати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при со-ставлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
      Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Пе-черского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод - «Повесть временных лет», которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является «цельной литературно изложенной историей Руси».
    XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как «Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089), «Кириково и Илиино вопрошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа Новгородского» (1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к несовершенной человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пастве. Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие образцы ораторского искусства античности, обличал тех, «иже прилагают дом к дому и села к селам», бичуя стяжательство и сребролюбие.
     Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.
       С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государствен-ные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким  императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».
       Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским;  польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала свое влияние в мире и      повышала международный авторитет Руси.                14 февраля 2006 г.      00:34:37   
  Список использованной литературы.
1. Рыбаков Б.А. Мир истории: Москва « Молодая гвардия», 1987г.
2. Карамзин Н. М. Предания веков: Москва издательство “ Правда”, 1987
3. Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве: Симферополь «Бизнес-нформ»,2000г
4. Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.): Политиздат, 1987
5.Поппэ А. Как была крещена Русь. Политический фон крещения Руси: Москва. 1988г.
6.Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1985г.
7.Ишимова А.О. История России для детей: Москва, Кузнецкий Мост, дом Рудакова,1866
8. Клибанов А. И. Русское православие: Политиздат, 1987
9. Оскар Егер Всемирная история: издательство Москва, 1999
10. "Повесть временных лет" // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской
литературы. X - начало XII в. Москва, 1978.
11.Волошин М.А. Лики творчества: Ленинград «Наука», 1989


Рецензии