2. Право оценивать... Герои ли?

Право судить, конечно, довольно сильное право. Но ведь и оно, по-своему, проистекает из других прав. Например, права оценивать человека. Недавно мною был прочитан один список «правил сатаниста». Хех. То, видите ли, никаких правил не должны соблюдать, а то – и не сатанисты вовсе даже, если правил выполнять не будут. Не знаю, как вам, а мне кажется довольно забавным.
Автор текста чрезвычайно категорично высказывался об отношении к другим людям в духе «они – не такие, как ты, поэтому будь осторожен, глупо ожидать, что они будут относиться к тебе так же, как ты относишься к ним, вежливо и так далее».
Знаете, сколько ни читаю современных авторов, возможно, не столь «распиаренных», как Стругацкие, Перумов, Белянин… Но чем-то с ними перекликающихся, возможно, опять же, только на мой субъективный взгляд. Почему-то очень-очень часто сейчас в книгах проецируется тёмная сторона личности, мысленная грязь, сумбур, заставляющий поступить как-нибудь гадко, мерзко.
Вы замечали, что делают герои современных книг, кто они, если вдуматься? Один – бывалый десантник, махом опустошающий бутылку водки, а после, верхом на драконе разносящий в прах из гранатомёта башню волшебника, другой – простой рабочий, каждое утро шагающий на работу, тонущий в мелкой повседневной суете… А потом вдруг становящийся богом. Знаете, что он сделал, обретя власть? Да, безусловно, любовная линия и «всё ради Неё» это прекрасно, но не тогда, когда ради этой любви старушек на улице постигают инфаркты только за то, что те не посторонились. Знаете, становится даже жалко наёмника-снайпера, которого «сверхчеловек» заставил выстрелить в милиционера вместо себя, потому что к этому моменту о «герое» складывается весьма… ммм… негативное мнение, простите за резкость суждений.

Извини, если повествование немного не туда сдвинулось. Так вот, о чём я?
Литераторы ведь не только «чернорабочая» сила, помогающая издательствам зарабатывать деньги. Возможно, что даже и «не столько» будет более уместным. В каждой, даже самой поганой книжонке, в которую высокомудрые (и толстомордо, -щёкие) критики даже не плюнут, можно найти отзвук мыслей автора, его личные переживания. И эти переживания не могут не заставить встревожиться.
«Добро с кулаками» – девиз последних двадцати лет. Но так получается, что от добра, способного постоять за себя, люди перешли к некоторой степени «серости», которой «всё равно, лишь бы был порядок».
И ведь каждая такая книга ведётся, обычно, от лица героя, чтобы описать его внутренние переживания, либо от лица их спутников, что не даёт даже попытки оправдаться внутренними переживаниями за отвратительные, а подчас и кровавые поступки.
Да, конечно, авторы пытаются оправдать это злодейством некоего врага, которого непременно нужно как-нибудь страшно и обязательно с летальным исходом наказать, либо незнанием героя, либо обстоятельствами… Но разве это оправдание? При том, что по тому же сюжету видно, что герой даже не ищет оправдания, считая случившееся вполне допустимым.

А знаете, зачастую, когда такой гипотетический герой даёт оценку простым людям, нам с вами (надеюсь, сатанисты и прочие, если прочтут сей опус, не сильно оскорбятся), то делает это с величайшим небрежением. Либо как безголовому стаду, где никто не имеет собственного мнения, либо как детям, которые достойны жалости, но которых не обязательно слушать. И ведь многие, воспитанные на примере этих героев, уже сейчас встали во главе компаний, вступили во всякие там партии (не будем их рекламировать).
И оценка-то… Самое главное – оценка других не будет объективной никогда. По определению. Никто не может объективно оценить целый чужой мир, не может до конца понять его. Даже любимых людей наши герои оценивают с толикой отеческого понимания: они – наши, а значит заслуживают снисхождения, не то, что остальные.

Простите, мне не удалось передать то, ради чего начинался писаться опус… Наверное, просто хотелось бы, чтобы почаще нам встречались в литературе примеры самоотверженных, «светлых» героев. Не христианских, какими их изображали некогда, у меня уже нет веры в то, что можно встретить такого человека в лоне какой-либо религии, скорее, даже наоборот. Просто хотелось, чтобы чаще появлялись герои, способные сказать:

«
Боже, дай мне сил Силы в него вдохнуть,
Дай в последний раз В эти глаза взглянуть.

Веришь ли ты мне? Я муку любую приму,
Боль твою и смерть – Всё на себя возьму,
Без страха одна во тьму За сердцем твоим шагну…
В этом тебе клянусь!
.................................
Всё я могу ради моей любви –
Душу забирай, только прошу: живи!» (с) «Последнее Испытание»

Не каратели, не мстители, именно любящие сердца, которые могут по достоинству даже самый чёрный уголёк сердца «погрязшего во грехе». Которые способны добровольно обмануться, но суметь взрастить жизнь на пепле.


Рецензии