Пустошь Налайя

      Дорога была незнакома и знакома одновременно. Кажется, один раз девушка уже проходила по ней, только вот хорошей памятью на местность она никогда не отличалась, поэтому она постоянно тревожно оглядывалась по сторонам, пытаясь найти запомненные ориентиры. Иногда это удавалось. Только вот все дороги и редкие деревья здесь были похожи друг на друга, а свалки мусора и насыпи камней вообще были одинаковы. Так что девушка терялась, страх в её глазах рос, но она пыталась справиться с ним, не поддаться панике, и упрямо шла вперёд. Можно было бы позвонить кому-нибудь, чтобы её нашли и мирно указали путь до ближайшего метро или другого транспорта, но мобильник разрядился. Можно было бы спросить дорогу, но нигде не было видно ни одного человека, только крупные чёрные птицы иногда, каркая, вылетали из запутанной травы, и, описав круг над головой, вновь исчезали в зарослях, яростно споря о чём-то с товарками. Девушка с тревогой посматривала на небо и принюхивалась к свежему ветру. В довершении её бед скоро должен был начаться дождь. Хотя сейчас ещё светило дружелюбное, но тяжелое солнце, край неба уже затягивали свинцовые тучи. Вздохнув, она развернулась назад, собираясь вернуться туда, откуда пришла. Но, пройдя где-то километр, она поняла, что и назад она вернуться не сможет. Она не знала, куда идти. Всё было похоже, всё было знакомо, но… от всего веяло чем-то неуловимо отличным. И это заставляло девушку нервничать всё больше. Иногда с тяжелого упёртого шага она сбивалась на бег, потом снова на шаг, теперь быстрый. Потом снова переходила на медленный, когда чувствовала необходимость отдохнуть. Несколько раз она меняла направление, пытаясь хоть где-нибудь найти что-то, что можно было бы принять за чётко определённый ориентир, кричала, пытаясь привлечь к себе хоть чье-то внимание. Но ничего и никого не было. Только солнце, пожелтевшая трава, и чёрные птицы. Единственными звуками, окружившими её, были крики воронов, заглушающие всё. А единственными ощущениями – пересохшие от пыли губы, жар от солнца, и безумно приятные, но редкие дуновения прохладного свежего ветра. Напряжение и страх, недавно нараставшие с каждой минутой, теперь сменились безразличием. Девушка брела вперёд, не разбирая дороги, иногда просто шла по жёсткой траве, и тогда та царапала её незащищенные ноги. Изредка птицы взлетали всего в полуметре от неё, уже не боясь уставшего человека. Для девушки оставалось загадкой, что они делали в этой почти безжизненной земле. Она не понимала и что она здесь делает, да и память о том, кто она такая, становилась все более смутной. В один момент ей показалось, что она ослепла. Но нет, это всего лишь тучи закрыли солнце. А в следующий миг пошёл дождь. Девушка часто задышала, с трудом привыкая к мокрому холоду, и осмотрелась. Теперь, в обрамлении струй, всё казалось совсем незнакомым и даже нереальным. Девушка села на корточки, обхватив колени руками, и разрыдалась, а ливень и ветер хлестали её по спине. Отплакавшись, она выпрямилась и двинулась вперёд, в так и не разрядившуюся пелену дождя. Сил почти не оставалось. Дождь ослеплял, холод лишал чувств. Она ощущала себя внутри пустоты. И если она хотела выбраться из неё – надо было идти. Это всё, что она знала.
      В какой-то момент силы покинули её, и она упала сначала на колени, а потом и всем телом на влажную землю. Она закрыла глаза, почти сразу ощутив странное состояние лёгкости и уюта. Ливень больше не хлестал тело, может, закончился, а может, она его просто не чувствовала. И наступила тьма.

      Яркий свет ударил в глаза, и громкий шорох заполнил комнату. Она лежала на кровати, укрытая одеялом, а неизвестная женщина отдёргивала шторы с окон, пуская солнечный свет в дом. У женщины было одухотворенно сияющее лицо, как будто каждое действие доставляло ей наслаждение; на её губах блуждала лёгкая улыбка. Закончив со шторами, женщина подошла к кровати:
      - Как ты себя чувствуешь, милая?
      - Хорошо... Где я?
      - У меня дома. Это недалеко от пустоши Налайя.
      - Пустоши Налайя?
      - Налайя означает переход через грань. Я та, кто встречает гостей. Меня зовут Мила.
      - А я Инна.
      Девушка села и внезапно закашлялась.
      - Ох, вчера же был дождь, и ты наверняка под него попала, - женщина на секунду нахмурилась, но вскоре вновь заулыбалась. – Подожди немного.
      Через минуту женщина вернулась с небольшой пиалой.
      - Выпей, и тебе не будет грозить болезнь.
      - А что это?
      - Снадобье моего мужа. Его алай – составление трав в целебные рецепты.
      - Алай?
      - Способность, данная ему от неба. Способность, не поддающаяся объяснению, и выходящая за грань возможного.
      Девушка смотрела на Милу, не отрывая взгляда, не в силах до конца осознать, что же происходит вокруг неё. Женщина мягко улыбалась ей:
      - Выпей.
      Инна послушно поднесла пиалу к губам. Жидкость немного горчила, но, в целом, была приятна на вкус. По телу девушки разлилось благодатное тепло, её перестал мучить кашель, прошло першение в горле. Она поставила пустую пиалу на одеяло.
      - Пожалуйста, объясните, где я. Я ничего не понимаю.
      - Ты пересекла грань и теперь ты там, где всё то, что ты знала, становиться сном, а твои сны превращаются в реальность.
      Девушка замерла, поражённая догадкой. Собравшись с силами, она озвучила своё озарение:
      - Я... в другом мире?
      - Да, милая, - женщина смотрела на неё ласково и сочувствующе.
      - А как мне вернуться домой?
      Мила покачала головой:
      - А так ли тебе надо возвращаться? Здесь есть тот, кто ждёт тебя, - женщина мягко села на край кровати.
      - Кто?
      - Я не знаю его имени. Но он есть. У каждого, кто приходит сюда, есть такой человек.
      - И как мне его найти? Как узнать?
      - Я не знаю твоего пути, не вижу образов твоего будущего. Такая сила мне не подвластна. Но одно я знаю точно – встретив его, ты просто не сможешь его не узнать.
      Девушка задумалась, и в воздухе разлилось молчание, нити которого были прочны, но легки. Через несколько минут девушка сама откинула его полог, задав следующий вопрос терпеливо ожидающей женщине:
      - А какова твоя сила?
      - Я умею предсказывать приход и находить гостя. Смысл моей жизни состоит в том, чтобы встречать, и помогать таким, как ты.
      - У вас всех есть какая-то сила?
      - Да. И на ней строится наша жизнь. Тот, кто пошёл против предназначения не бывает счастлив.
      - А у меня она есть?
      - Нет. Или да. Я не знаю. Твои силы и способности – не нашего мира и не нашего закона. Я ничего не могу сказать о них.
      - Мила... скажи, что мне делать? Меня ведь будут искать дома.
      - Зачем тебя искать? Кого заинтересует один чёрный ворон из сотни или даже тысячи?
      - Ворон? Я не понимаю...
      - Всё то, что держит тебя там, становится чёрной птицей. И ты, и она получаете свободу.
      - Значит, я не смогу вернуться?
      - Почему же? Если сможешь вновь преодолеть грань, если узнаешь своего ворона, если сумеешь его поймать – ведь он тоже не хочет лишаться свободы – ты вернёшься. Но чтобы преодолеть грань тебе нужно найти того, кто ждёт тебя.
      - Зачем?
      - Его вера и надежда не отпустят тебя. Ты можешь день и ночь идти по пустоши, но так и не придёшь туда, куда желаешь.
      - Значит, я должна разрушить его ожидания? Это жестоко...
      - Ты ничего не должна. Выбор только за тобой. Ты можешь остаться.
      - Я не могу! – в голосе Инны послышалось отчаянье. Женщина ласково провела ладонью по её волосам, а затем прижала к себе. В её теплых, уютных объятьях девушке стало хорошо и спокойно. Инна, прижавшись к груди женщины, слышала биение её сердца. Девушка верила тому, что говорила Мила, но всё же для неё события, происходящие с ней, оставались в сознании лишь причудливым сном. Женщина заговорила вновь, и её голос был обволакивающе мягким.
      - Ты можешь всё, что пожелаешь. Верь в себя. Ты есть мир, а мир есть ты, и нет таких путей, которые были бы тебе недоступны. Хотя есть те, которые для тебя запретны...
      - Что это за пути?.. – в голосе девушки звучали детская наивность и доверие.
      - Прислушайся к себе, твое сердце мудро, оно подскажет тебе.
      Помедлив, Инна кивнула.
      - И что теперь?
      - Теперь... - Мила встала с кровати, - тебе пора вставать. Перед тобой лежит дальняя дорога.
      - Прямо сейчас? – девушка испуганно и растерянно замерла.
      - Если ты не сделаешь шаг навстречу, то и он не сделает его. Нет смысла откладывать.
      - Но... но я ничего не знаю об этом месте. Куда мне идти?
      - Следуй за ветром. Он всегда дует с границы.
      Инна обречённо облачилась в свой наряд, в котором она и прибыла сюда. Неизвестность пугала её, но она чувствовала, что должна идти. Как будто сама комната и заполняющий её золотой свет говорили о том, что это лишь временный приют, в котором нельзя задерживаться. Никто не выгонял её, но всё было пропитано тонким ощущением прощания.
      - Вот возьми. Это пригодиться тебе.
      Женщина протянула ей небольшую кожаную сумку.
      - Что это?
      - Не могу же я отпустить тебя без воды и пищи. Кроме того, там плащ и огниво.
      - Спасибо.
      Надев сумку на плечи, девушка крепко обняла Милу, в последний раз наслаждаясь умиротворением, исходящим от этой необыкновенной, прекрасной женщины.
      - Мы ещё встретимся?
      -  Выбор за тобой, моя милая. Оставь позади всё, что может помешать, и иди туда, куда зовёт тебя сердце.
      Инна разомкнула объятья и вышла из комнаты. На пороге она обернулась:
      - Долгой жизни почтенным хозяевам, и да пребудет с вами небо, - и уже не оборачиваясь, она вышла из дома. Ветер дул туда, где на горизонте виднелся тёмный даже при ярком солнце лес. Поправив лямки, девушка зашагала широким, уверенным шагом. Сейчас в её душе не было места сомнениям.

      Девушка не считала шагов, и поэтому не знала, какое расстояние лежало между ней и лесом. Погрузившись в раздумья, она даже не заметила, как он внезапно встал на её пути. Мощные чёрные стволы и ветви мрачно извивались, переплетаясь друг с другом, и скупая листва не могла скрыть их застывшей агонии. В них чувствовалась сила, тёмное удовлетворение и спокойствие. Инна чувствовала себя маленькой девочкой перед этим громадным величественным лесом. Неуверенно сделав несколько шагов, она положила ладонь на морщинистую древесную кору. Она мысленно просила соизволения пройти - так ей показалось нужным. И лес ответил тихим шорохом тёмно-зелёной листвы. Лес говорил – иди, будь незаметной, не прикасайся ко мне, и я не замечу тебя. Глубоко вздохнув, Инна шагнула в плотную тень, царящую под тяжелыми кронами.
      Вздрагивающая от каждого шороха девушка почему-то совершенно спокойно встретила десятки изумрудных огней, засветившихся в непроницаемой тьме. Звери молча окружили её, но не спешили выходить на свет. Шло время, но ничего не менялось, и девушка стала уставать от тяжкого ожидания. Она сделала жест, приглашая хищников выйти к ней, показаться лицом, но они не приняли предложения. И тогда Инна сама пошла к ним. Существа расступались перед ней, зловеще, бесшумно. На губах девушки появилась улыбка. Звери не смели нарушить закона леса, она была в безопасности, пока сама не закричит от ужаса. А этого они не дождутся.
      Инна шла долго, и за всё время она так и не обернулась назад, и поэтому не заметила, в какой момент изумрудный свет за её спиной исчез.
      Ночь спустилась незаметно, подкравшись как кошка на мягких лапах. Она застала девушку в лесу. Инна достала плащ, и, закутавшись в него, привалилась к стволу дереву и быстро провалилась в сон.

      Девушка вздрогнула, подавив вскрик. Вокруг посветлело. Лес разгневанно шумел ветвями, стволы деревьев издавали пронзительные стоны, почти заглушающие дикие крики ужаса. Схватив сумку, Инна устремилась к источнику звука. Крик раздавался то слева, то справа, иногда даже перемещаясь за спину. Лес играл с ней, не давая найти цель. Когда же она нашла её, всё было уже кончено. Молодая женщина в дорожной одежде лежала среди выпирающих из земли корней. Лицо её исказил ужас, из порванного горла вытекала уже тихая струйка крови. Тело женщины было изуродовано чьими-то клыками, однако рядом никого не оказалось. Задрожав, девушка подошла к трупу. Присев, она протянула руку, чтобы закрыть женщине вытаращенные глаза, как та внезапно вздрогнула. Инна резко отпрянула, рот открылся для крика, но его запечатала чья-то ладонь. Девушка рванулась, но некто держал её крепко. Ужас достиг своего апогея, когда кричать уже не можешь, когда сил остается только свернуться калачиком и ждать своей участи. Сильная рука развернула её и сквозь туманящий глаза страх она разглядела, что держащий её мужчина показывал ей, чтобы она молчала, и взглядом предложил обернуться вокруг. Инна безжизненной куклой послушно оглянулась. Красивые изумрудные глаза сияли из каждой тени. Ужас утихал, превращаясь сначала в страх, а потом и в тихую сосущую тревогу. Девушка понятливо кивнула. Крепко держа её за плечи, мужчина повёл не смеющую сопротивляться девушку прочь от места кровожадного убийства. Чем дальше они отходили, тем сильнее била Инну дрожь. В какой-то момент она неожиданно остановилась и, обхватив себя за плечи, обессилено опустилась на колени. Мужчина сел рядом, прижав её к себе. Растворяясь в ощущении его тепла и силы, девушка медленно успокоилась. Мужчина подал ей руку, помогая встать, и они пошли дальше. Инна краем глаза старалась его рассмотреть. Тёмные, не слишком длинные волосы, собранные в маленький хвостик на затылке, благородный профиль, могучая фигура, охотничий наряд. Человек повернулся к ней, проверяя, всё ли в порядке. Серые, с желтинкой глаза.
      В молчании они прошли до границы леса, и только покинув опушку, девушка вздохнула свободнее. Но прежде чем расслабиться, она поклонилась лесу, благодаря за то, что оставил ей жизнь, и в ответ лес благожелательно зашелестел кроной деревьев, как будто говоря: а ты не так плоха, как я ожидал, можешь даже как-нибудь зайти ещё. Закончив, Инна повернулась к своему спутнику:
      - Спасибо Вам.
      - Пожалуйста, - мужчина оценивающе оглядел её. – А ты молодец. Не ожидал, что ты так хорошо справишься. Это была первая смерть, с которой ты столкнулась?
      - Д-да, - девушка запнулась, но быстро взяла себя в руки. – Почему она закричала?
      Он хмыкнул, взгляд его стал уважительным:
      - Увидела их горящие глаза и испугалась.
      - А кто это был? Они так и не дали себя рассмотреть.
      - Их называют тоош’ори – Глаза Листвы или лиственные глаза, кому как больше нравиться.
      - Ясно... Меня зовут Инна.
      - Я Мален. Куда ты направляешься?
      - Вперёд.
      Он нахмурился:
      - Хм. А точнее?
      - Мне сгодиться любое место – какая разница с чего начинать знакомство?
      На его лице отразилось понимание:
      - Ты перешла через пустошь?
      - Да. Ты второй человек с которым я заговорила здесь.
      - А первым был встречающий?
      Инна кивнула.
      - Хорошо, что я тебя встретил, - девушка вопросительно подняла бровь, и он объяснил, - Я – провожающий. Моя задача помочь тебе познакомиться с этим миром.
      Девушка судорожно вздохнула, вспоминая пережитое:
      - Спасибо, что так поразительно вовремя появился в моей жизни.
      - Было бы очень обидно и несправедливо, если бы всё сложилось иначе.
      Инна задумчиво сделала несколько шагов в сторону, ей лучше думалось, когда она двигалась. Мален последовал за ней, и они пошли рядом.
      - Значит, в вашем мире большое значение имеет справедливость?
      - За каждое деяние найдётся награда, только иногда её назовут проклятьем. Это заставляет задуматься, каким будет твой шаг и стараться не совершать ошибок.
      - Это... восхитительно, - Инна испытала лёгкое благоговение. Представить такое, что за каждое действие ты будешь вознагражден или наказан не когда-нибудь в следующей жизни, а вот-вот, со дня на день, было сложно, но сама идея проникала в душу, поражая, восхищая.
      - Сейчас мы отправимся в Ирти. Это город семи дорог. Город радуги.
      - Почему его так назвали?
      - Скоро сама узнаешь.
      - Он далеко?
      - Полдня пути.
      - Мален... - девушка сосредоточенно смотрела под ноги, - у меня не осталось еды, да и денег нет.
      - Не волнуйся. От тебя ничего не требуется.
      Инна вскинула взгляд:
      - Может я смогу как-то отплатить? Не знаю, чем я могу быть полезна, но...
      - Сейчас забота о тебе – это всё, что у меня есть. Не тревожься. Мне воздастся. Я следую своему алаю, я делаю благие дела, я не останусь без вознаграждения.
      - А каков твой алай?
      - Как я уже сказал, я проводник. Я встречаю своего спутника и провожаю его туда, куда велит моё сердце, и там происходит то, что помогает ему наиболее полно осознать реальность.
      - И что же это?
      Улыбнувшись, мужчина пожал плечами:
      - Это я должен спросить у тебя. Ведь мир сейчас ложиться к твоим ногам, а не к моим. Что поможет тебе принять его, подружиться с ним?
      - Я... я не знаю. Для начала я должна осмотреться, прислушаться.
      - И как же ты собираешься слушать?
      Не зная как объяснить, девушка положила ладонь на грудь и прикрыла глаза. Ветер шумел в травах, рассказывая, что он совсем недавно пролетал над садами, а раньше – над морем, что там над небом плыли серые облака, а в воздухе висели мелкие освежающие капельки воды. Инна открыла глаза и посмотрела вдаль. Горизонт был чист, однако девушка верила своим ощущениям.
      - И что же ты услышала?
      - Там, - девушка махнула рукой вперёд, - сады, а дальше море, там плывут облака, и идет моросящий дождик... - Инна неуверенно взглянула на спутника, его глаза сияли, а губы изгибались в улыбке. – Я не права?
      - Ну почему же. Город действительно утопает в садах, а в двух днях пути лежит море... Ты уже знаешь границы своих сил?
      - А у меня есть какая-то сила?
      - Ты умеешь слушать.
      - Ну...
      - От кого ты узнала, что в лесу надо молчать?
      - Он сам сказал мне.
      - Видишь? Мир любит тебя, он открывает тебе своё сердце. И если ты ответишь взаимностью, вы будете жить в гармонии.

      Путь под их ногами вился прихотливыми изгибами. Мален, никогда ничего не объясняя, часто менял направление, и каждый раз это заканчивалось своеобразной удачей. Девушка то смотрела, как встает на крыло птенец совы, то как играют лисята, то как парит в поднебесье ястреб, то как бегают средь высокой травы маленькие серые мыши, то как с медленным достоинством изгибают свое тело в тугих струях прозрачной речной воды большие чёрные рыбы... Она смотрела и слушала, и всё чаще в её сердце царило умиротворенное тепло.

      Немногочисленные люди в ярких одеждах неторопливо шли по улицам Ирти, улыбаясь друг другу, небу над головой, многочисленным зелёным пташкам и солнечным лучам. От них веяло умиротворенным покоем и в то же время странной силой, мощной и чистой, словно многометровая зеленоватая морская волна, просвеченная золотом солнечного света. Этот прекрасный, немного сказочный город сложно было даже назвать городом. Разнообразные деревянные дома прятались среди раскинувшихся насколько хватало глаз садов. Не было ни заборов, ни даже живых изгородей, а на каждой крыше было несколько окон, выходящих видом на кроны или же небо – в зависимости от высоты дома.
      - Мален...
      - Да? Как тебе город?
      - Это... так необыкновенно... Он так прекрасен... и беззащитен. Неужели вам некого бояться?
      - Есть. Но опасность слишком редка, чтобы придавать ей большое значение. К тому же, среди людей есть и те, чей алай – защищать.
      - Что это значит? Разве не каждый человек способен нападать и защищаться?
      - Нападать? Зачем?
      - Ну... - девушка смутилась. Она не понимала, зачем это нужно, но люди её мира понимали. Увы, она не смогла бы объяснить это при всём желании, однако она решила попытаться, - Наверное, чтобы успеть первым, чтобы не убили тебя.
      - А откуда ты знаешь, что тебя хотят убить? Так легко и ошибиться. К тому же – зачем это им?
      - Чтобы забрать твои вещи и деньги, чтобы утолить свою жажду крови.
      - Разве у вас нет щедрости и милосердия? Разве голодающему не подадут хлеба? А жажда... разве они звери? Они действительно пьют её, чтобы поддержать свою жизнь?
      Инна покраснела, не зная, что ответить. Неожиданно Мален прижал её к себе, девушка удивленно вскинула глаза, поймав его взгляд – мудрый и тёплый.
      - Отпусти свой страх, здесь нет никого, кто обидит тебя. Забудь о печалях покинутого тобой мира, здесь ты можешь отдохнуть.
      Инна уткнулась ему в грудь. К горлу подкатился комок, на глаза набежали слёзы.
      - Плачь, в слезах нет стыда, они омывают душу.
      И девушка разрыдалась. Она плакала так, как плакала только в детстве – громко, навзрыд, не стесняясь никого. Слёзы промывали дорожки, по которым из души вытекали напряжённость прошедших лет, неясная, но не проходящая тревога, страх, приходящий во тьме нелюдимых улиц, и иногда просыпающийся ясным днем, пытающийся перерасти в крик и бег неизвестно куда. Она рыдала, сжималось сердце в детской обиде – это не справедливо, она не заслужила этой боли, она не сделала ничего, чтобы навлечь её на себя, люди установили себе законы, она пыталась следовать им, но в ответ получала лишь усталость, а потом и отчаянье... Почему? За что?! Мален гладил её по голове словно ребёнка, Инна слышала его успокаивающий шёпот:
      - Всё хорошо. Теперь ты здесь. Здесь ты можешь быть собой, никто не накажет тебя за это. Здесь ты можешь быть счастлива без оглядки на других. Если пожелаешь, это место станет твоим домом... - рыдания утихали, девушка верила человеку, своими теплом и силой как будто отгораживающим её от застарелых обид и ставшей уже привычной боли. Он был чист и искренен. Как и все, кого она повстречала в этом удивительном мире. Сейчас девушка совсем не была незыблема в своем решении вернуться назад, скорее наоборот – ей было бы страшно сделать это, здесь же ей было хорошо...
      Слезы иссякли, и путешественники продолжили свой путь по тропинкам города-радуги.

      Юная девушка, подошедшая к ним, была печальна, как плачь сирых небес. Блуждающий взгляд выдавал в ней ищущую, а сбитое дыхание – уже почти отчаявшуюся найти, но в голосе её ещё проскальзывали нотки надежды:
      - Скажите, не видели ли вы старика в золотистых одеждах? Он знахарь. Никто не видел его с прошлого дня.
      Мален ступил вперёд:
      - А что же его ученик?
      - Он уехал к морю, в город прибоя, чтобы познать тайны морского знахаря. Он не вернётся ещё месяц.
      Неожиданно для себя, Инна спросила:
      - А как он выглядел?
      - Добрые карие глаза, морщины на лбу и в уголках глаз, пушистые седые волосы, борода до середины груди. Вы можете помочь мне? Моей матери плохо, и если я не найду исцеляющего до заката, то она может уже не оправиться.
      - Я ничего не обещаю. Дайте мне несколько минут.
      Инна отошла к дереву, обхватив его ствол, она прислонилась к нему лбом. Губы беззвучно шептали то ли просьбу, то ли молитву. Внезапно она откинулась назад. Зрачок метался под закрытыми веками, рот был приоткрыт, грудь тяжело вздымалась и опадала. Наконец девушка пришла в себя, опустошенно опустившись на колени. Мален опустился возле неё и приобнял за плечи.
      - Что ты увидела?
      - Там... - Инна неуверенно махнула рукой в сторону северо-запада, - есть река, что звонко бежит по камням. Ближе к истокам она струится под защитой высокого оврага. В него легко спуститься, но тяжело выбраться, слишком скользкая глина на его склонах. В овраге растёт редкая трава, помогающая от многих недугов. Старец просто гулял по берегу реки, у него и в мыслях не было спускаться в овраг, однако он увидел эту траву, столь редкую для этих мест. Несмотря на свою мудрость, он не смог совладать с искушением, слишком сильно было его пламя. Он сделал, что хотел, однако обратный путь оказался не столь лёгок. Старцу не откажешь в упорстве, но в очередной раз пытаясь подняться, он подвернул ногу. Пара молодых людей с верёвкой справятся с этой задачей.
      Инна с удивлением заметила, что её речь стала походить на речь жителей этого мира. Девушка с голубых одеяниях благоговейно прошептала:
      - Ты провидица?
      - Что?
      - Провидица. Та, кто видит настоящее и прошлое, а иногда – ещё и будущее.
      - Возможно. Я сказала правильно?
      Мален кивнул:
      - Река там действительно есть, как и овраг. Вот только никакой травы в прошлые года не произрастало на его склонах.
      - Она взошла недавно, там лишь её мелкая поросль, восьмой-десятый лист. Если дать ей время, она взойдет в рост человека, закрыв собой склон. Это огромная удача, что ей понравилось это место.
      Инна сама не знала, откуда ей это известно, однако что-то ей говорило, что она права. Девушка даже была способна сказать, в чём именно состояло небывалое везение жителей города. Трава была особой, она могла произрастать на любых почвах, однако выбирала те места, в которых к людям приходило особое состояние духа – лёгкое и солнечное.
      Отвлёкшись от своих мыслей, Инна положила руку на плечо ищущей:
      - Поспеши, он ждёт помощи.
      Девушка кивнула, и резко развернувшись, только взметнулись нежно-голубые одежды, побежала прочь. Мален с мягкой улыбкой спросил:
      - Что теперь ты думаешь о пребывании в этом мире? Он редко открывает свою душу так широко. Ты его избранница. Ты способна принести множество радости и света людям.
      - Но... но ведь я могла и ошибиться. Возможно, я послала её по ложному следу.
      - Ты сама веришь в это?
      - Нет. Во мне живет странное ощущение... Я сказала правильно.
      - Отбрось сомнения. Доверься.
      Инна нахмурилась:
      - Это сложно.
      - И потому я не тороплю тебя. Пойдём, тебя уже ждут в другом месте.

      Мужчина вёл её, уверенно петляя по многочисленным извилистым тропинкам. Он остановился лишь тогда, когда перед ними встал дом, вознесший крышу над древесными кронами. Мален постучал, и ему открыли. Пожилая женщина со следами былой красоты держалась, словно богиня, хотя полотенце, перекинутое через руку, выдавало в ней ту, кто только что готовил пищу:
      - Что ищете вы у моего порога?
      - Приюта на эту ночь, - Мален склонился перед женщиной в глубоком поклоне. Девушка последовала его примеру, но её поклон был легче, и глаз с лица женщины она так и не свела. Но и она не заметила в какой момент серьёзные, наполненные отсветом сильной воли серо-голубые глаза хозяйки наполнились теплом.
      - Что же, вы мне не помешаете, мой муж тоже не будет против. Но я требую платы за свою доброту.
      - Как пожелаешь, хозяйка.
      - Зовите меня Алания. Мой муж должен скоро вернуться, помогите мне приготовить ему ужин.
      Они оставили свои вещи в комнате, которую Инна могла бы назвать прихожей. Дом ей понравился – светло-коричневые деревянные стены, потолок и пол, покрытые каким-то составом, добавляющим сразу и глянец и матовость, тонкий, почти неуловимый запах смол неизвестных деревьев и свежих овощей, вязаные полотна, украшающие стены, деревянная мебель.
      Женщина препроводила их на кухню, поручив резать овощи, сама же она взялась за варку каши. Когда на стол было подано, дверь распахнулась, и через порог тяжело перешагнул пожилой мужчина, опираясь на витой посох, в его глазах плескалось тепло нагретой солнцем земли, а седые волосы обрамляли его голову пушистым облачком. С удивлением Инна узнала того, кто предстал перед ней в недавнем видении.
      - Любимая, у нас гости? Представляешь, я чуть не опоздал на ужин, погнавшись за чудом.
      Женщина ласково улыбнулась:
      - Ветер уже донёс до меня эту новость. И да, у нас гости. Попробуй пищу, они вложили в неё и свой труд.
      Девушка сделала шаг на встречу знахарю:
      - Я видела вас. Меня зовут Инна.
      - Я Лэрэй. Где же ты могла меня видеть, дитя? Я не знаю тебя.
      - На дне оврага. Я спросила мир, и он подарил мне ваш образ.
      - Так вот кого мне нужно благодарить за своё спасение и спасение больной. Я буду счастлив разделить с вами пищу, - глаза мужчины сияли, и, сделав пригласительный жест, он прохромал к столу, опираясь на посох.
      Ужин прошёл в неспешной приятной беседе. Девушка в ней почти не участвовала, ей нравилось слушать. Речь её спутника и гостеприимных хозяев текла подобно полноводной реке, Инне порой казалось, что она слышит журчание струй. Умиротворённая, она не заметила, как её глаза начали закрываться, а голова – клониться к груди. Лэрэй шепнул что-то своей жене, и она вышла в другую комнату. Вернувшись вскоре, она увела за собой сонную девушку, приведя её к мягкой кровати; светло зелёное постельное бельё пахло сосновой хвоёй и совсем немного – свежестью моря. Инна с удовольствием вытянулась под одеялом. Уснула она почти мгновенно, и во сне на губах её была улыбка.

      Инна проснулась сама, когда солнце только-только раззолотило верхушки деревьев. Роса на зелёных листьях вспыхивала яркими цветами, в каждой капле была заключена радуга. Отвечая миру, радующемуся пробуждению, в теле словно звенела какая-то упругая сила, дарящая бодрость и телу, и разуму. Мален уже встал, и теперь сидел на крыльце, перебирая сумку. Некоторые вещи он, после недолгих раздумий, откладывал в сторону.
      - Что ты делаешь?
      Мужчина улыбнулся ей:
      - Я вижу, ты почти освоилась, раз пробуждаешься вместе с солнцем, - он осмотрел очередной предмет – необработанный камешек – когда мужчина крутил его в руках в нём блеснула алая искорка – и отложил в сторону, - Я освобождаюсь от лишнего груза.
      Инна внимательно рассмотрела камень:
      - А разве он не драгоценный?
      - Верно. Он остался мне от прошлого гостя, перешедшего пустошь. Он нашёл его случайно, потом всю дорогу почему-то цеплялся за него, а в конце пути подарил мне.
      - Они здесь ничего не стоят?
      - Почему же? Они бесценны. Как и любая частичка мира, содержащая в себе его красоту. Скоро мы отправимся в путь. Ты готова?
      - Да.
      Как ни странно, ответ прозвучал искренне, без единой нотки фальши. Инна хотела отправиться дальше, она ждала этого, как маленького чуда. Мален улыбнулся, и затянул горловину сумки.
      Позавтракав, они попрощались с хозяевами; Мален подарил знахарю пучок высохших трав – одна из вещей, что он посчитал лишней, Лэрэй же был счастлив этому подарку. В ответ он преподнёс баночку мази, залечивающей небольшие раны.
      Шагая по городу, Мален останавливался, чтобы вручить ту или иную вещь проходящему мимо. И каждый раз он угадывал, ибо его дары приносили людям радость. Необработанный рубин он подарил мужчине, который в ответ пообещал дать камню наилучшую огранку и подарить в спутники червонное золото.
      Они покинули город, и, оглянувшись назад, девушка увидела, как радуга играет теперь не только в верхушках деревьев, но и у самой земли. Потрясённая, она спросила:
      - Здесь всегда так красиво?
      - В дождливые и пасмурные дни радуга не спускается на город, но потом она сияет ярче, чем когда-либо.
      Солнце поднималось всё выше, и вскоре радуга угасла, и они продолжили свой путь. Дорога текла под их ногами, не делая петель и резких изгибов. Спутник больше не стремился привести девушку к скрытому от посторонних глаз маленькому чуду, да теперь в этом и не было необходимости – она находила их сама. Ей было легко и свободно, ей казалось, что сильный порыв ветра сможет вознести её над землёй стоит лишь открыть ему объятья. Инне нравилось неспешно брести по тропинке среди высоких трав, отдыхать в тени небольших рощ, утолять свою жажду прозрачной и сладковатой водой ручьёв.
      На ночь путешественники остановились в тени высокого дерева, вокруг которого подрастала молодая поросль, готовящаяся стать небольшим лесом. Земля казалась девушке мягкой, словно лучшая постель, а сон, посетивший её, был полон радости.
      Рассвет Инна встретила стоя на коленях лицом к востоку. Мален неслышно сел рядом, и они вместе умылись первыми лучами солнца и росой. С губ девушки невольно срывались слова:
      - Благодарю тебя за новый день. Пусть путь твой по небосклону будет лёгок, и ничего не тревожит твой светлый лик. Дай нам сил и мудрости не потратить этот день зря. Я приму твой дар с радостью, взамен же я дарю тебе свою любовь.
      Инна согнулась в поклоне, коснувшись лбом земли. В ней бурлила странная энергия, она чувствовала себя счастливой, а на её глаза наворачивались слёзы.
      Мален склонился следом за девушкой, безмолвно присоединяясь к её молитве.

      Чем дальше они шли, тем сильнее менялось то, что их окружало. Сначала равнину сменили холмы, затем на них стали попадаться большие и малые камни, одни острые, как острия копий, другие гладкие, словно они были обкатаны многовековыми течениями. Взобравшись на очередной холм, странники увидели невысокую гору по правую руку. Нежный порыв ветра донёс до них солоноватое дыхание моря, словно поцелуй. Инна развела руки и прикрыла глаза, каждой частичкой впитывая в себя запахи и ласку воздушной стихии. Она чувствовала себя единой с этим миром, она наслаждалась.
      Внезапно на миг тень закрыла солнце. Инна резко распахнула глаза, но не увидела ни птицы, ни облака. Тень же не исчезла бесследно, она легла на сердце девушки, породив тревогу. Она огляделась, ища её источник, и она нашла его. По дороге навстречу путникам брёл человек в чёрных одеждах. Его лицо закрывал от солнца капюшон, и это почему-то заставило Инну вздрогнуть. Ей показалось, что он чужой здесь, что мир почему-то не принимает его. Она повернулась к Малену:
      - Кто этот человек?
      - Он – потерянная душа. Он из тех, кто пошёл против предназначения, против своего алая. Ты чувствуешь – он словно чужой здесь?
      - Да...
      Бредущий вызывал во девушке жалость и острое желание помочь, которому она не в силах была противиться. Человек приблизился к ним и хотел пройти мимо, он словно не заметил их, но Инна схватила его за руку, вынуждая остановиться. Человек замер, а потом медленно обернулся к ней, и в его глазах девушка увидела удивление. Впрочем, оно быстро погасло, сменившись обречённостью и усталостью.
      - Зачем ты остановила меня?
      - Я... - девушка смутилась, не зная, что сказать. Она просто повиновалась голосу своего сердца, – я сделала это, потому что не могла иначе. Я хочу помочь.
      Мужчина горько рассмеялся:
      - Чем ты, дитя, можешь помочь мне? Таких целителей не существует в мире!
      Инна возразила, удивляясь своему упорству:
      - В этом – возможно.
      - Так ты гость? Ты хотя бы знаешь, в чём моя беда? – он не верил ей, как не верил небу над головой, травам и камням, дороге под своими ногами, как не верил самому себе.
      - Ты потерялся.
      - Верно. Но ты не сможешь мне помочь, ведь я даже не помню, откуда начал этот путь.
      - Но есть те, кто помнят.
      - Кто же?
      - Ветер, летящий в лицо, земля у тебя под ногами.
      - Ты умеешь разговаривать с ними? – в голосе человека промелькнула надежда.
      - Умею.
      - Тогда скажи, какой путь должен был лежать передо мной, если бы я не отрёкся от него.
      - Сядь.
      Мужчина повиновался. Встав на колени перед ним, Инна осторожно сняла капюшон с его головы, и человек зажмурился от яркого света. Мягко улыбаясь, она положила ладони на его виски и коснулась лбом его лба. Девушка вдыхала воздух, и этот воздух был дыханием человека. Она разделяла с мужчиной его печаль, горе и радость, хотя последнего уже давно не было в его жизни. Она была им, и в то же время она заглядывала глубже, чем когда-либо заглядывал он сам. И она видела там семена, уроненные в землю, вспоенные весенним дождем, распускающие первые листья, тянущиеся к солнцу, цветущие и дарящие богатый урожай. Инна чувствовала радость растений, за которыми ухаживала любящая рука, она чувствовала уважение сорных трав, не смеющих мешать тем, на кого упал взор этого человека. И также как его дети, он сам тянулся к небу, принимая его любовь, и даря её тем, кто его окружает.
      Инна отстранилась. Глаза мужчины были пусты – он всё ещё не вернулся из путешествия, в которое отправила его девушка. Через несколько минут они обрели осмысленность и свет. Инна больше не ощущала ореола отчуждения, ещё недавно исходившего от человека.
      Улыбнувшись, он тихо произнёс:
      - Я вспомнил.
      - И что же ты будешь делать теперь?
      - Я возвращаюсь домой. Спасибо тебе.
      - Не за что. Я сделала то, что хотела и то, что должна была. Лёгких дорог тебе.
      Мужчина кивнул, и, поднявшись, отправился дальше, улыбаясь яркому солнцу и ветру, толкающему его в спину. Мален положил руку ей на плечо.
      - Пойдём. Здесь всё уже завершено.
      И они вновь зашагали по дороге к близкому теперь морю, к городу прибоя.

      Он отрылся им неожиданно. Когда они взобрались на гребень холма, ветер ударил им в лицо, принося уже ясный запах солёных волн и человеческого жилья. Под их ногами лежал город, сияющий белизной и перламутром, словно внутренняя сторона раковины. Человеческое поселение полумесяцем обнимало залив с широкой полосой жёлтого песка и зеленоватой водой, просвеченной тёплыми лучами солнца. Над городом кружились белоснежные птицы.
      - Вот мы и прибыли. Это конец пути.
      - О чём ты? – девушка встревожено обернулась к своему спутнику.
      - Я чувствую, что скоро моя миссия закончится. Тот, кто ждёт тебя – здесь, в этом городе.
      Инна новыми глазами взглянула вниз. Значит, именно здесь всё либо закончиться, либо начнётся. Какой ответ она даст? За время путешествия она так и не задумалась об этом… Терзаемая неуверенностью, она всё же сделала первый шаг, а потом уже не смогла остановиться – словно могучий речной поток подхватил её, чтобы вынести к глубокому морю. И вот она уже шла по изгибающимся дорогам морского города, стены которого были сложены из странного камня, слабо мерцающего под солнечными лучами. Она шла всё быстрее, вскоре сорвавшись на бег. Люди удивлённо смотрели ей вслед. И вдруг, течение, что несло её, замерло. Девушка неуверенно остановилась. Перед ней стояло несколько человек. Один из них, в серебристых одеждах, давал наставления остальным. Его голос струился нежной речной струёй, его тёмные волосы, собранные сзади в идущий мягкими волнами хвост, отливали на свету медью, его поза выдавала уверенность, но не гордыню. Инна застыла, осознав, что не он ждал её, это она искала его, и не могла найти среди бетонных стен и холодного железа. В её мире его просто не могло существовать. Неосознанно расправив плечи, она сделала шаг вперёд:
      - Я пришла.
      Мужчина в серебристых одеждах повернулся к ней, глаза его расширились, и пламя, горящее в них, стало ещё ярче. Он радостно улыбнулся:
      - Я ждал тебя.
      Он сделал несколько шагов ей на встречу и замер, глядя ей в глаза. У девушки невольно навернулись слёзы, и она рассмеялась, не в силах совладать с наполнившим её счастьем.
      - Нет, это я искала тебя! И не чаяла найти.
      Он взял её руку в свою ладонь. Его тепло согревало сердце.
      - Ты останешься со мной?
      Инна вытерла слёзы, и тепло улыбнулась. Наконец-то она чувствовала себя цельной.
      - Да, я остаюсь.

      ...Торжествующе крикнув, чёрный ворон взмыл к облакам, и воздух наполнился шелестом крыльев – вся стая взмыла вслед за ним, приветствуя нового свободного, и небо стало черно от их крыльев. И кто-то внизу замер в изумлении и благоговейном страхе. Опомнившись, он внезапно осознал, что потерял дорогу...

22.05.2010 г.


Рецензии