Учитель истории

Классе в 7-ом в нашу школу приняли нового учителя  истории. Он был худым, очень бледным и странным. Его  короткие , редкие с залысинами  волосы подчеркивали форму черепа. Он всегда одевался в черное, что было редкостью для тех лет. У него были длинные руки и бледные пальцы. У него было очень странное выражение лица, странный акцент, странные шрамы на затылке . В добавок ко всему вышеперечисленному он хромал.
Особенно бросалась в глаза его хромота. Он волочил за собой ногу. Нам казалось, что это  либо из-за Холокоста, либо из-за Войны за Независимость. Мы рассказывали друг другу разные страшные истории о том, как его  чуть не убили немцы. Мы думали, что его хотели либо повесить, либо задушить. Все эти страшилки заканчивались одинаково, наш  Истукан спасся, и у него остались только шрамы. В любом случае мы плевать хотели на этого идиота. Наоборот само то, что он был странным, хромал, то есть был слабым, сделало его  для нас "меченым". Мы как будто могли делать с ним все, что захотим. Зачастую не имея возможности мешать другим учителям, мы отрывались на нем по полной программе. Можно сказать, что из-за его хромоты мы "подписали ему смертный приговор". У него видимо не было опыта. Возможно, он  только закончил университет. Он наверняка закончил университет. Иначе зачем ему было с таким упорством  рассказывать нам то, чего не было в учебнике. Если все прежние учителя шпарили исключительно по книге, то этот  рассказывал о каких-то там  древних людях, каменном веке и т.д. и т.п.  Он твердил, что хочет дать нам основные знания, необходимые для изучения истории.  Кому это надо? Да еще  при его акценте и хромоте. Когда он передвигался по классу, было ощущение, что он вот-вот упадет.
Ужасно смешно. Ну и кретин. Настоящий дебил. Кому нужен препод, неспособный никого наказать и позволяющий садиться себе на шею.
С каждым уроком его положение становилось все хуже и хуже. Поначалу он пытался нас задобрить, потом он  стал на нас кричать. При этом его шрамы становились красными. Ну и смехота. Потом ему стало на все наплевать. Заходя в класс он еще пытался что-то нам рассказать, но видя, что все бесполезно замолкал и начинал ждать чуда.  Это самое чудо иногда являлось в виде директора, который  приходил на шум. Выслушав его нотации мы замечали как он бросает на учителя недовольный взгляд и тот сжимается .
Страсть к издевательствам удовлетворить невозможно. Мы почувствовали, что способны на большее и, что нам недостаточно того, что мы уже делаем. Надо покончить с ним раз и навсегда. Надо доказать директору и всем прочим, что этот учила ничего не стоит.
Это было в конце зимы. Был ясный, теплый денек. Кому скажите на милость охота сидеть  за учебниками в такой день?  Да еще выслушивать бредни этого хромого идиота? Поначалу он опять пытался рассказать нам что-то про древних людей, но мы очень быстро поставили его на место. Сначала мы смаялись над каждым его словом. Потом мы начали шуметь, а когда нам и это надоело каждый занялся своим делом. Мы ходили по классу, жевали сендвичи, лузгали орехи и т.д.
Истукан стоял около доски и пытался что-то сказать, но все было  безрезультатно. Он прекрасно понимал, что это конец. Тут  мы поняли, что пришло время действовать. Настал момент прикончить этого гада. Солнечные лучи и звуки проникавшие с улицы  через окно подвигли нас в правильном направлении . Это самое окно было открыто. И вот самый смелый из нас решился на подвиг. Подойдя к подойдя к подоконнику он встал на стул, затем а нашу с Иланой парту и выпрыгнул в окно. Его примеру последовали остальные. Я отлично помню их сандалии и чувство солидарности с теми, кто уже "там". А еще я помню, как мы радовались, видя, как хромой беспомощно следит за тем, как мы удираем. Никто не сказал стойте. В этот великий момент  никто не посмел  противопоставить себя коллективу. Мы умели расправляться с сепаратистами. В классе осталась только одна девочка, у которой  болела нога.
Больше мы этого учителя никогда не видели. Его уволили  'за неумение работать с классом'. Даже нотации, которые мы выслушали затем, не были столь уж строгими. Всем было понятно, что  "у другого учителя такого бы не произошло".  То есть этот учитель истории действительно, не соответствовал занимаемой должности. 
Ну, вот и все. Я не знаю, что стало с тем учителем потом. Впервые мы все вместе обидели человека. Мы впервые осознали, насколько  коллектив из вроде бы безобидных детей,  ради унижения  слабого, способен  сплотиться в единый кулак и быть жестоким. Как говорили наши матери
-Когда в курятнике умирает одна курица, другие заклевывают ее до смерти.
Как же можно попросить прощения у учителя, которого мы прогнали более 40-ка лет назад, у учителя, который хоть и не умел работать с классом, стал для нас самым лучшим учителем истории?

Перевод рассказа Йехуды Атласа


Рецензии