Глава 3. Мой дом - детдом 4 Фото из Интернета
В предвоенные годы в Хвалынском детдоме № 4 воспитывалось до двухсот воспитанников единовременно. Моих новых братьев и сёстёр условно можно разделить на три категории:
Первая – беспризорники, подобранные с улиц городов, вокзалов, базаров, пристаней Саратовской и близлежащих областей. Эта группа прошла через бродяжничество, воровство, проституцию и прочий ритуал жизни обездоленных:
вторая – дети родителей репрессированных в годы сталинского режима. Эта группа диаметрально противоположно отличалась от первой по своему культурному уровню, так, как воспитывалась, как правило, в семейной интеллектуальной обстановке;
третья – дети, привезенные в СССР в 1937-38 годах из Испании, в связи с гражданской войной против фашистской диктатуры генерала Франко. Эти дети не знали русского языка и наших обычаев, но были любимы всеми, потому, что они назывались республиканцами и носили пилотки с кисточками.
Все мы были школьного возраста с четвертого по десятый класс и учились в средней школе города.
На территории детского дома стояли три основных жилых деревянных дома. На вторых этажах двух из них разместились спальни мальчиков и комнаты для выполнения уроков и проведения свободного времени. В третьем доме жили девочки.
Первый этаж самого большого дома являлся центром нашей детдомовской жизни. Там был клуб со зрительным залом, сценой, небольшими комнатами для кружков: драматического, хорового и оркестра духовых инструментов.
Стены зрительного зала рассказывали нам своими картинными масляными росписями о персонажах пушкинских сказок. Одна из картин повествовала о героических буднях советских пограничников. На самом видном месте, как и во всех детских домах того времени, в которых мне довелось побывать, висел огромного размера портрет вождя с девочкой на руках, по имени Мамлакат, выполненный маслом, с надписью над ним:
"Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство"
Понятие надписи было незыблемо для нас и убеждало о том, кто осчастливил детей,
здесь,в стенах детского дома, по причине политических репрессий их родителей, и
воспитываться в столь благоприятных условиях. Мы сами рисовали и вешали на стены своих комнат изображение нашего вождя - Иосифа Виссарионовича Сталина
Разве мог кто-нибудь подумать, что арест наших родителей, старших братьев и сестер лежит на его совести и проводилось под его руководством?
Кроме названных жилищ, на площади, принадлежащей детдому, было ещё несколько одноэтажных домов: - это столовая с кухней, учебные мастерские: столярная, слесарная, сапожная и швейная для девочек.
Небольшое административное здание приютилось у ворот на входе в наши детдомовские владения. Складские и прочие подсобные помещения глядели своей неказистостью повсюду.
Свидетельство о публикации №210061200788