Питер Крэбб - Оцифрованная нация? Нет, спасибо

Одним из блестящих выводов  знаменитой новеллы Дэниела Куинна  "Измаил"  (1992) состоит в том, что люди современного индустриального общества  не знают, как жить.  Человечество давно  отсоединилось от капризов природы, сначала благодаря навыкам выращивания  еды,  затем благодаря изготовлению искусственных объектов и искусственной среды. В результате мы отошли от природы и образа жизни предков, утеряв при этом ориентацию под влиянием всевозможных фантазеров и психопатов, указывающих, как люди должны жить. Системы заповедей и предрассудков держали в повиновении полуголодных и замученных слуг и рабов, в ход шли всевозможные приемы -  мифологии, ритуалы, “моральные” запреты, и ничем не сдерживаемое размножение.  За исключением редкого периода спартанцев,  у слуг и рабов не было ни времени, ни энергии для противостояния изнеженной перекормленной элите, обитавшей в белых мраморных дворцах. Они просто подчинялись заданной программе.
Посмотрим, как обстоит дело сегодня.
 
Сегодня промышленная капиталистическая элита всецело занята продажей нам новой мифологии, подрывающей человеческий потенциал и возможность построения устойчивых сообществ. В феврале 2010 г.  PBS* ( P -  может  означать Petroleum (бензин), Pharmaceutical (фармацевтика), Pentagon (Пентагон), Propaganda (пропаганда), или Phone (мобильный телефон), выбирайте, что нравится)  запустила 90-минутную передачу под названием “Диджитал нейшн» (Оцифрованная нация), где послушным зрителям предлагалось покупать всевозможные электронные поделки, которые якобы им необходимы, чтобы быть счастливыми.
 
В самом начале продюсеры выдали себя, объявив, что  “основная поддержка пришла от  Веризон Фаундейшн.” В самом деле, только-что выпущенная DVD принадлежит Веризону: на ней привлекательные молодые люди радостно заглядывают в свои сотовые телефоны. В реальной жизни, однако, большинство пользователей сотовых телефонов обескуражены, утомлены или раздражены постоянным клацаньем своих гаджетов**.  Но это видео не имеет ничего общего с реальностью. Это реклама  бизнес-плана, в котором используются приемы Мэдисон-авеню по изготовлению мифов для послушной аудитории.
 
Тон этого видео угадывается с первой же фразы, когда писатель-продюсер-директор-корреспондент Рейчел Дрейтцин, усевшись перед камерой, смотрит  вам  в глаза и начинает  снисходительно «просвещать». “Итак . . . .”  Это значит, что  сейчас знатоки вам объяснят новинки электронной информационной технологии (ICTs) и как они собираются формировать новое общество.
 
Неудивительно, поэтому, что за этим следует много радостной болтовни о технических новинках корпораций. Соавтор ведущей, корреспондент Дуглас Рушкофф давно считает себя кибер-энтузиастом и мифологом электронных технологий. Он говорит, что  “Виртуальные миры дают людям шанс сделать действительно что-то новое,”  и я полагаю, что он не имеет в виду набирать вес сидя перед экраном  или развивать у себя синдром туннельной невропатии. Филипп Роуздейл, генеральный директор корпорации Second Life, объясняет, “Мы отчуждены друг от друга и от окружающего нас мира.  Когда люди собираются  в виртуальном мире, они сразу же становятся более социальными, более зависимыми друг от друга.”  Реальный мир плохой, искусственный мир хороший. Один помешанный на технике тинейджер выразил это так: “Мы должны обнять наши технологии, мы должны быть им благодарны.”
 
В типичной для американских новостей манере программа Диджитал нейшн хочет рассмотреть “обе стороны” технологий,  как-будто  у технологий только две стороны. Это хорошо разработанный прием рекламодателей, которые знают: чтобы убедить людей покупать товары, надо дать о них противоположное мнение. Это создает вокруг производителя ореол справедливости, а значит большего доверия.  Кроме несколько несущественных замечаний о технологической зависимости, главный мессидж этого видео таков, что технология неизбежна,  что это сила природы, не спрашивайте, ребята, расслабляйтесь и получайте удовольствие. Да, и еще: это ВАША технология!

В Эм-Ай-Ти (Массачусетский технологический институт, MIT), где никогда не ставили под сомнения полезность техники,  психолог Шерри Теркл однако  полагает, что  студенты колледжа “вводят себя в самообман, привыкая к  Kool-Aid и считая, что обучающая электронная среда служит  их целям.” Стэнфордский социолог Клиффорд Нэсс провел лабораторные исследования и пришел к выводу, что  идея многозадачности обучающей среды (multitasking) это миф. Он выяснил, что студенты колледжа, которые считают себя профессионалами в  многозадачности — как-то: набор текста, просмотр передачи American Idol, прослушивание MP3-плейера, написание электронных писем, поиски по Интернету,  чипсы, и написание статьи о сексуальных проблемах певицы Майли Сайрус — на самом деле плохо разбираются во всем этом. Мозг может выполнять только одну функцию единовременно. В типично веризоновской манере рекламы, привлекательная студентка MIT развенчивает опасения ученых о пользе многозадачности, заявляя:  “Наши способности беспредельны.” И кому мы поверим? Занудным ученым, или привлекательной студентке?
 
Кэти Сален, профессиональный разработчик технологических устройств обучения, выступает за использование компьютерных игр в школах. “Игры дают нам невероятно интересную среду для обучения. . . . все дело в том, что если не заинтересовать ребенка в обучении,  вы столкнетесь с большой проблемой.” Поэтому налогоплательщик должен поддерживать школы, чтобы те закупали побольше корпоративных техно-игрушек, а ученики набирали тексты,  занимались твиттерингом и фейсбуком, что теперь называется “образованием, ориентированным на студента.” В одном из своих просветленных моментов, журналист Тодд Оппенгеймер пришел к выводу, что “Это электронная чепуха. . . . Школы – остаются одними из немногих институтов в нашем обществе, где можно спокойно вести беседу без постоянной атаки со стороны машин. Мы должны сохранить эту привилегию.”  Он прав, но, к несчастью, нам так и не удалось оградить школьников от угроз разрастающейся технологии.
 
Диалог между теми, кто поддерживает многозадачность и теми, кто указывает на рассеивание сознания, - часть всеобщей битвы за сознание, и, боюсь, что корпоративные торговцы электронной чепухой  выигрывают сражение, колонизируя мозги юного поколения.  Те из нас, кто видит новую реальность, свободную от корпоративного паразитизма, должны внимательно отнестись к этому. Это не только телевидение и интернет.  Это целое созвездие  корпоративных средств, которые полностью завоевывают сознание молодежи и выкачивают ее энергию.  Цифровое гетто, в котором живут тинейджеры,  изолируют их от старшего поколения и прививают презрение к любой, отличной от электронной, реальности. Зачем ходить в гости к соседям или учиться высаживать растения, если набирать тексты и браузить в Интернете веселее и проще?
 
Авторы видео пытаются говорить о воздействии технологии на физическое и умственное здоровье В одном из его разделов Дуглас Рушкофф отправляется в Южную Корею для исследования привыкания молодежи к Интернету и видеоиграм. У корейцев есть программы оздоровления, когда дети оставляют на несколько недель свои гаджеты и занимаются низко-технологическим обучением, придерживаются определенной диеты и выполняют упражнения. Рассказ о экзотических бихевиористских проблемах Южной Кореи вроде бы должен означать, что у американцев нет таких проблем привыкания. Но критический наблюдатель  видит достаточное количество примеров толстеньких, сумасбродных детей, прилипших к экранам компьютеров.

И конечно, никакого упоминания о множественных угрозах со стороны электромагнитных полей (ЭМП).  Мы видим радостных девочек и мальчиков, крепко прижимающих к себе  электронные устройства.  Неудивительно, что финансируемая Веризоном программа, «забыла» о существовании этой неудобной темы, в особенности, если скоро собираются ввести повсеместный доступ населения к вай-фай в любое время дня и ночи.  Нет никаких упоминаний об угрозах экологического характера данных технологий. Ничего не говорится о том, что один поиск в Гугле потребляет достаточно электроэнергии, чтобы вскипятить чашку воды. Ничего о разрушительной добыче редкоземельных металлов для производства гаджетов.  И ничего о пластиковой чуме, с которой связаны данные технологии. И наконец, ни слова о том, сколько стоит весь этот дигитальный мир.
 
Нам говорят, что технологии изменяют бизнес. Посетив штаб-квартиру Ай-Би-Эм, мы узнаем, что  компьютерная компания приняла на вооружение телекоммуникационную модель, позволяющую работникам оставаться дома, встречаться и работать в онлайне, оставляя офисы пустыми.  Предполагается, что это будущее бизнеса. Но обещания 1990-х так и не материализовалось для большинства, вынужденного проводить много времени в автомобильных пробках или во вполне материальных зданиях. Вместо обещанного телекоммуникационного освобождения,  средства коммуникаций принесли нам нечто совсем другое и неожиданное: стертость границ между работой и домом, и между корпорацией и служащими. Когда электронная почта стала рутинным делом в университетах, я, после тяжелого рабочего дня, продолжал получать у себя дома послания боссов и их приказы. От этой напасти не было спасения.  Еще хуже стало, когда работающие стали использовать пейджеры и мобильные телефоны.  Круглосуточная работа 7 дней в неделю свела на нет неприкосновенность дома, разрушила семейные связи, испортила личностное пространство. Но об этом вы не услышите на видео.

Есть еще другие любопытные аспекты передачи. Можно предположить, что спонсор программы Verizon, прилично зарабатывает у военных. Каждый американский солдат (а это четверть миллиона) на более чем 700 военных базах должен иметь мобильный телефон и подписаться на его обслуживание.  Это чертовски большой рынок.

В одной из таких военных баз,  Экспириенс-сентер около Филадельфии, тинейджеры с 13 лет могут играть в видеоигры с сексуальным оружием, вертолетами, симуляторами  Humvee, и стрельбой, и чувствовать прилив адреналина как в настоящем сражении. Рекруты играют вместе с детьми, повсюду слышны крики “Умри!”, “Убей!” и т.п. “Набор рекрутов 21 века, с помощью Apple Store,” объясняет Рейчел Дретцин. Постоянно перед Экспириенс-центром собираются люди и протестуют против размывания границы между реальностью и военными видео-играми.  Один из рекрутов нас успокаивает, “Видео-игры непохожи на настоящую войну. Я думаю, что большинство детей это понимают.”  Один из тинейджеров признается: “Я знаю, что все это фикция. То есть, это здорово, не похоже на реальность.”  Любой, кто видел недавно выпущенное видео WikiLeaks  (ссылка внизу), в котором пилот вертолета укладывает гражданских иракцев словно это видеоигра, придет к другому выводу.
 
Кэти Сален говорит, что различие между реальным и виртуальным мирами сидит глубоко в психике взрослого, “эта идея, пришла с поколением, у которого не было «виртуала» . . . но сейчас дети способны беспрепятственно проходить границу между реальным и дигитальным миром.” Рейчел Дретцин соглашается с ней: ”Может быть эти дети способны на большее, чем мы [взрослые]. Дети знают больше, а взрослые отстали и просто поглупели».  И забудьте о том, что  разработчики и те, кто  формируют рынки подобных технологий, очень хитрые дяди, прекрасно знающие, как увлечь молодые умы и развить у них технологическую зависимость.

Заключая видео,  корреспондент Дуглас Рушкофф  философствует, “Когда вы отойдете в сторону и посмотрите, вам станет ясно, как это прекрасно, когда люди принимают  и используют технологию для самовыражения, для нахождения других людей, для построения своего собственного мира . . . Я люблю возможности дигитальной жизни.”

Когда я отхожу в сторону и смотрю, мне становится ясно, что корпорации окутывают нас электронной чепухой, разрушая наше здоровье, сообщества и планету.  Из нас хотят сделать кибер-слуг. Но я люблю возможности реальной жизни.


___________________________
* Паблик Бродкастинг Систем  - одна из ведущих телевизионных компаний США. - Прим. ВП
** От англ. gadget – небольшое электронное (развлекательное) устройство. По-моему, по-русски звучит очень выразительно. – Прим. ВП 

Питер Крэбб– социальный психолог, живет среди флоры, фауны и грибов в сельской Пенсильвании.

Источники
PBS digital nation
collateralmurder.com
Что читать:
Your Brain on Computers: More Americans Sense a Downside to an Always Plugged-In Existence, by Marjorie Connelly, New York Times, June 6, 2010
Потребляемые паутиной,  Ruth Marcus, Washington Post, June 9, 2010


Рецензии