Жизнь всегда чудо

«Черный  обелиск»  - это второе произведение Ремарка, которое я читаю. Ремарк не читается легко. Он читается сложно, тяжело и больно. У меня возникало чувство, что большинство из того, чем мы занимаемся, думая, что это очень важно, на самом деле глупо, пусто и ничтожно. Главная цель человека – жить. Жизнь – вот, что имеет значение. Настоящая жизнь с настоящими ценностями – только это может обладать смыслом. Дружба, любовь, терпимость, под которой подразумевается понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, - вот, что ценно. Из этого списка нельзя исключать и деньги. Как говорит Рене де ла Тур, «деньги – вещь очень важная, особенно, когда их нет». Деньги нужны героям романа, чтобы покупать еду и одежду, самое важное и необходимое. Чтобы напиться. Чтобы выжить в шатком мире инфляции и девальвации. В послевоенном мире, где царят голод, разруха и нищета, где зарождается нацизм, выше всего ценятся дружба, преданность, доверие, взаимопомощь, взаимовыручка, боевое товарищество. Всех, практически всех героев, таких разных, связывает война. Они ее прошли вместе, не раз спасали друг другу жизни. И после войны они остаются друзьями, и приходят на выручку всякий раз, когда фронтовым товарищам требуется помощь. Герои романа очень ироничны, в некотором смысле циничны. Они легко относятся к жизни и смерти, много философствуют. Людвиг Бодмер, которому всего 25 лет, размышляет о жизни, как человек на склоне лет. Он пробыл на фронте три года, видел все ужасы войны, слышал стоны людей, хруст костей под танками. Людвиг отправился на фронт восемнадцатилетним юношей, многих товарищей, которые пошли с ним воевать, он потерял. Друзья называют его идеалистом, мечтателем, по-доброму смеются над ним, даже жалеют. Он много рассуждает, он поэт, у него множество вопросов, ответы на которые не может найти. И никто не в силах ответить ему: ни священнослужитель Бодендик, ни служитель науки врач Вернике. Хочу сразу сказать об этих двух персонажах. На протяжении всего романа они мне не грели душу. Их завуалированные речи казались не совеем искренними, правдивыми. В эпилоге же сказано, что они, рискуя своими жизнями, во время нацистского режима спасли нескольких евреев. А Вернике лишили должности за то, что он отказался делать уколы, от которых больные бы умирали. Человек всегда, при любых обстоятельствах, должен оставаться человеком.
Я боялась, что Георг или сам Людвиг умрут. И радовалась, когда этого не произошло. Но оставались еще полторы страницы, на которых обрисовывалась дальнейшая жизнь героев. Не жизнь, потому что все достойные, хорошие люди погибли. Жизнерадостный, жизнелюбивый, добрый, преданный Георг погиб. Последние три месяца своей жизни он провел в концлагере. И беззаботный рыжий Вилли – первый тенор и миллиардер, разъезжавший на красивых машинах, погиб. Большинство персонажей романа, прошедших войну, пали жертвой немецких фашистов и предателей. Выжили и процветали нацисты, преступники, подлые и лживые люди. Только вдова Кнопф вышла замуж за гробовщика Вильке, и их брак был счастливым.
Почему хорошие люди пугающе часто несчастны? Почему выживают те, кто делает зло?
«Смерть витает над Испанией», - вспоминаются слова Лорки, который тоже стал жертвой фашизма. Да, в романе смерть везде. Но сотрудники похоронного агентства относятся к ней легко. К ним каждый день приходят люди заказывать надгробные памятники. И за счет смерти одних выживают другие. В этом ужас жизни.
- Разве могут сохраниться в человеке глубокое изумление, благоговение, страх перед смертью, если приходится расценивать ее по кассовым счетам или по стоимости памятников? – говорит Людвиг.
- Даже в этом случае она остается смертью, - отвечает Георг.
Но жизнь всегда прорывается наружу. Какой бы она ни была, жизнь есть жизнь.
«Жизнь всегда чудо», - говорит один из героев. И эту жизнь все они любят, ценят, наслаждаются каждым ее мигом. И это наслаждение самое разнообразное: вкусная еда, доброе вино, женщины, в том числе и продажные, которые в романе показаны доверчивыми и верными, стихи, хорошие или плохие.
«Жизнь в самой жизни», - сказала Менансея Крису. И это так.
Каков Ремарк? Каковы его романы и герои? Настоящие, человечные, страдающие, жизнелюбивые.


Рецензии