Авраам - победитель

 Большие шахматы.


   Авраам играет с судьбой в большую игру.
Авраам - победитель.
Все свои поражения он неизменно обращает в победы.
Его противником является сама жизнь.

   На вопрос, кто из окружающих его людей не является его противником в борьбе
за победу, невозможно ответить.
Находясь во временных союзах с временными союзниками, Авраам внутренне  остается совершенно одиноким.
Даже его жена Сара временами оказывается отодвинутой на второй план, уступая место конкурентке, своей же служанке Агари.
Только бог, созданный волей Авраама, неизменно остается с ним.

   Да и то, на определенных условиях.
Только вера в бога дает Аврааму силы в его вечном противостоянии жизни.
Фактически, Авраам верит в самого себя.
Бог его обязан помогать ему на условиях однозначного единоверия Авраама.
Это значит, что Авраам обречен судьбою - побеждать только в одиночестве.

   Бог Авраама не менее одинок, чем сам Авраам.
Это (изначально) - очень маленький бог, бог одного человека.
Не верить в иных богов - означает для Авраама не доверять никому, кроме
самого себя.

   Трудная судьба, непрерывное противопоставление своей личности всему миру язычества ( всему миру ) соответствует ожесточенному состоянию души патриарха.
"Все или - ничего", вот цена жизни, способ существования и главный приз за ментальную самоизоляцию, которой добровольно подвергает сам себя Авраам.

   Презрение к язычникам (язычники – все, или - почти все, окружающие Авраама люди ), уход от идолопоклонства
 ( предпринятый Авраамом акт разрыва с религией родственников), катастрофический конфликт с отцом, Фаррой, - вот условия формирования идеологии Авраама, его соединения с единым богом.

   Этот союз оказался не просто удачным для самого Авраама
( ветхий завет свидетельствует о смерти патриарха в состоянии умиротворения человека, исполнившего свой жизненный долг), но и, во многом, определил на сотни и тысячи лет вперед ход истории человечества.

   Нет детей, нет наследников. Мысли Авраама тягостны. Ежедневное напряжение, мобилизация всех психологических ресурсов в борьбе за богатство (богатство, как шанс обретения власти, с точки зрения Авраама, - единственный реальный залог вечной жизни грядущих поколений ) -
становятся бессмысленными в виду отсутствия детей у Авраама.

   2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

   Но жена, Сарра, - бесплодна. Агарь ( служанка Сарры ) рождает Аврааму сына.
Агарь "возвышается", Агарь пытается обрести статус "первой жены" Авраама и стать матерью его официального наследника. Но Агарь - язычница. В качестве воспитательницы наследника, она не может удовлетворить Авраама, который мыслит исключительно историческими категориями, и просчитывает ситуацию на поколения вперед. Сын, воспитанный язычницей, все же, - не  его сын, хотя бы он и был родным ему по крови.

   Находясь между жерновами судьбы ( между женой Саррой, его сводной сестрой, и рабыней Агарью, матерью его кровного сына ) Авраам проявляет известные признаки паники.
   Страсти терзают Авраама.

   Авраам дважды изгоняет в пустыню ( на - смерть ) Агарь. Сначала -беременную, затем - вместе с уже родившимся его собственным сыном Измаилом.
   Первое изгнание Авраам, вероятно, оценивает как опрометчивое свое решение, и принимает беременную обратно в свой кочевой лагерь. Возможно, Авраам сомневается в собственной способности к оплодотворению женщин ( традиционные для древних евреев браки между родственниками зачастую приводят к бесплодию, что не может быть научной тайной для потомственных животноводов ). Сын Агари, таким образом, может оказаться чуждым Аврааму как по крови ( если Агарь забеременела не от него, а от его раба ), так и в культурном плане, восприняв от матери своей "языческую" ментальность.

   Но Аврааму, все-таки,  нужен сын-наследник. Без сына Аврааму просто нечем дышать. Для продолжения собственной жизни, для восстановления энергии, затраченной на каждый трудный день его жизни, неизменно устремленной в бесконечное будущее, Аврааму нужен преемник выстраданной им в противостоянии с превозмогающими его силами природы, программы.
   
   Второе изгнание Агари ( вместе с сыном Измаилом ) - окончательное.
К этому времени у Сарры ( законной жены Авраама ) уже есть свой сын, Исаак.
Несмотря на то обстоятельство, что Исаак, почти наверняка, родился от соединения Сарры с царем Авимелехом,  Исаак, явно, предпочтителен для Авраама перед Измаилом.
   Матерью Исаака , его воспитательницей является Сарра, его жена, его сестра, его генетический, а, главное, его культурный клон, женское «воплощение» самого Авраама.

    Но страх перед передачей дела всей свое жизни в руки "чужого" продолжает терзать Авраама.
Знаменитая попытка принести в жертву богу маленького Исаака ( последняя дань древнему закону кровной связи между отцом и сыном ) заканчивается "неудачно".   
   Авраам приходит к выводу, что "какой-нибудь" сын - лучше, чем - "никакой".
С этого момента, который можно оценивать как исторический, культурное наследие ( примат роли воспитания перед кровным родством ) превращается в системе родовых религий в основной принцип конкуренции , породивший, по сути дела, всю историю мессианства.

   Периодическое "безумие", охватывающее Авраама в процессе разрешения проблемы
наследования своих материальных, а, главное идеологических, достижений, так или иначе, сводится к конкретным, рациональным результатам. Выдающийся теоретик индивидуализма, он просто - вынужден - быть успешным практиком. Периодически отправляясь в пустыню для размышлений о жизни, Авраам всегда находит ( соединившись с богом ) возможность вернуться к реальному состоянию противоборства с любыми обстоятельствами.

В той игре, которую постоянно ведет Авраам со своей судьбой,
нет фатума. Предназначение "свыше", в качестве утилитарной программы, становится главным противником Авраама.
«Карфаген должен быть уничтожен» любым мыслимым или немыслимым способом.

Доскональный анализ всех подвигов Авраама ( аналогия с античным эпосом напрашивается сама собой ) требует дополнительных физических усилий.
Ограничимся пока кратким перечнем его деяний, без всякого анализа.
 
 
Авраам          -  победил отца своего ( в боге );
                -  победил  отца ( в богатстве );
                -  победил бесплодность свою;
                -  победил язычников, не раз обогащаясь за счет языческих царей;
                -  победил страх ( даже участвовал в войне царей )
               
                -  победил богов ( создал своего );
                -  победил смерть ( патриарх патриархов );
                -  «победил» свой изначальный социальный статус
( стал жрецом и царем рабов своих );
                -  ПОБЕДИЛ МИР ( поменял идеологию человечества )
                -  «победил»  экономические и социальные  законы; установив  приват индивидуалистического мышления;
                -  легализировал авантюру, как самую передовую методику внутривидовой борьбы;
                - заложил технологию уничтожения монархии , а, заодно, и государства, на пути перехода к олигархату.

Трудный, почти невозможный путь к победе, позволяет отнести  патриарха Авраама к великим героям прошлого.
Но вопрос о соотношении роли личности и роли социума в целом в дальнейшей судьбе биологического вида Homo sapiens, не может быть решен только за счет утверждения и героизации отдельных мифических фигур.
Это было бы слишком просто.    


Рецензии