Куда зовет Строка

Зеркало обманутого поколения
 
То, что сегодня в Молдове сложилось тяжелое положение для русскоязычных писателей, объяснять не надо. Внимательный читатель и так заметил исчезновение с полок магазинов книг современных авторов на русском языке с грифом издательства "Хиперион". Увы, кончились книжные дебюты, да и известные прозаики и поэты дойти до читателя не могут. Этот пробел мог бы хоть как-то восполнить журнал "Кодры", однако под руководством функционера от конъюнктуры Ю.Грекова он не только потерял свое лицо, но и являет жалкое зрелище. Не зря в одном из последних номеров домнул Греков плакался, что тираж журнала головокружительно упал. Да и кто же станет читать такую серятину, которую гонит сохранившийся штат? Многие русские поэты, такие, как О.Максимов, Н.Сундеев, считают для себя позором печататься на страницах поблекших "Кодр". Не спасают бывший журнал и публикации зарубежных или залетных авторов (журнал-то себя именует или, во всяком случае, именовал "Молдова литературная"). По сути дела, издание стало калькированным, переводным, а не оригинальным. А калька - она и в Африке калька! Перевод всегда есть только жалкая тень оригинала. Молдаване предпочитают читать произведения на родном языке, и это закономерно, а русские интересуются произведениями русских авторов. Кто же остается в числе читателей - манкурты? Так их ведь не очень-то любят сейчас, и им, конечно, не до чтения "Кодр". Так, глядишь, в ближайшем будущем за "Кодрами" будут охотиться только члены редколлегии да авторы очередного номера.

Естественно, для произведений русских и русскоязычных писателей все же должен быть какой-то выход к читателям. Таким "выходом" для них попыталась стать "Строка" - ежемесячная литературная газета, где редактором поэт Николай Сундеев. На сегодняшний день уже вышло пять ее номеров. Как гласит надпись под заголовком, газета рассчитана на интеллигентного читателя. Интересно мнение редакции "Строки" о проблемах, с которыми сталкиваются русские писатели в Молдове: " Русские писатели... Начнем с секции. Ее вот уже два года как не существует... Распалась под воздействием мощных тенденций... Оказалось, в секции достаточно много людей, всерьез полагающих, что русская литература Молдовы заканчивается на них, на их поколении, а ни о какой новой поросли и говорить не приходится".

Появилась, правда, Ассоциация русских писателей в Молдове, но и она приказала долго жить в июле 1992 года, объявив о самороспуске. Ныне действуют "Народная академия писателей" - детище Аллы Коркиной и ассоциация "Литератор". "Строка" в основном отражает творчество "Литератора", хотя и не заказана для представителей других литературных течений. Среди уже известных писателей этого направления можно назвать самого редактора "Строки", председателя ассоциации Николая Сундеева, Олега Максимова, Валентину Костишар, Валентину Батяеву, Валентина Ткачева, Людмилу Щебневу. Среди относительно "молодых" ("имеется в виду не возраст, а наличие изданных книг, вернее, неизданных) - Игорь Гергенредер, Мирослава Метляева, Инна Нестеровская и другие.

По первым номерам "Строки" можно судить и об основном направлении работы "Литератора": это поэзия, критика, фантастика, юмористическая проза, публицистика. Палитра достаточно разнообразна.

Представлена в "Строке" и первая книга Мирославы Метляевой, вышедшая в 1992 году, под занавес умирания в «Хиперионе» русской редакции. Привлекает внимание обстоятельная рецензия Валентина Ткачева "Портрет на фоне" о творчестве Олега Максимова.

Есть интересные стихи Ирины Ремизовой. Кстати, я давно слежу за ее творчеством, она действительно из молодых авторов, но строки ее свежи для восприятия на  любой поэтический слух. К сдову, в другой своей критической статье - "Кривое зеркало" Валентин Ткачев анализирует, почему агонизирует журнал "Кодры": «Журнал "Кодры" - это кривое зеркало, в котором одни предстают в раздутом виде, другие - в приниженном, третьи - в сплющенном, четвертых вообще не видно". Вот вместо этого кривого зеркала литературы на русском языке в Молдове, как бы в противовес ему, и появилась "Строка". Она хороша уже тем, что называет читателям новые имена. Такие, как, скажем, Ксения Навроцкая (1974 года рождения). Немало места "Строка" уделяет и тем, кто навсегда покинул нашу бывшую "единую и неделимую" родину: Виктору Голкову, Марии Цвик и другим. Такова на сегодняшний день "Строка". Она вырастает на обломках умершей чиновничьей русской секции Союза писателей Молдовы. Может быть, она еще не отлита из настоящего металла, но это не кривое, а объективное зеркало потерянного поколения 20-40-летних. Тех, кто пережил застой, глотнул свежий воздух обмана "перестройки" и окунулся в беспросветное болото развязанного авантюризма многочисленных князей и князьков.

Хотелось бы пожелать «Строке» улучшить художественное оформление и расширить жанровый диапазон. Тогда и читательская аудитория расширится. Но и сегодня понятно, что в условиях массового уничтожения русской культуры в Молдове "Строка" нужна, и дай Бог, чтобы она и дальше писалась в столь зыбкое и ненадежное время, когда, говоря о завтрашнем дне, нужно обязательно добавлять слова, которые писала перед смертью Зинаида Гиппиус: «е.6.ж. - если буду жива». Пусть выживет "Строка", а конъюнктурщики, конечно же, уйдут в небытие. В этом сомнения нет: ведь на чужом хребте в рай не попасть!

Леонид ВАСИЛЬЕВ

(Газета «Тираспольские ведомости», декабрь 1993 г., Тирасполь)


Рецензии