Пираты Индийского океана

К статье Бориса Подопригора в "Литературной России"

         Пират – это «Гитлер с атомной бомбой». Так назвал свою статью о пиратах известный петербургский литератор Борис Подопригора. Избави бог нас защищать действия пиратов, особенно в Индийском океане, а тем более у побережья Сомали и Кении, родины теперешнего президента США Барака Обамы, но есть определённые факты, которые предполагают несколько иной взгляд на конфликт.
       Вести с западного побережья Индийского океана, оно же - восточное побережье Сомали, приходят к нам теперь почти ежедневно. Похоже, что отдельные нападения тамошних пиратов на гражданские суда разных стран превращаются на глазах в открытую войну. Одна из последних вестей (а тем более все те факты, которые стали известны в последнее время) - захват 2 мая  греческого сухогруза «Ариана», шедшего под мальтийским флагом, но с украинским экипажем. А незадолго до этого были совершены нападения на судно «Либерти Сан» под флагом США, российский сухогруз «Капитан Маслов» (эти суда захватить не удалось) и на десятки других торговых судов. Нам сообщают, что по данным ООН  в 2008 году было захвачено 120 судов, а в качестве выкупа пираты получили около 150 миллионов долларов. 
       Нельзя сказать, что мировое сообщество бездействует. В этом районе барражируют  военные корабли «Неустрашимый» (Россия), «Кемберленд» ( Великобритания», «Бэйнсбридж»  (США) и другие.  Однако итоги их деятельности незначительны, хотя им и удалось отстоять от нападений пиратов несколько торговых судов, и даже захватить в плен нескольких пиратов, однако вопросов здесь возникает больше, чем даётся ответов.            
       Например, посол Сомали в России Мохамед Мохамоуд Хандуле заявил: «Правительство Сомали требует от России вещественных доказательств того, что задержанные российскими моряками люди – не рыбаки, а пираты». И далее: «Как обычно бывает в международном и вообще юридическом праве, преступник является таковым только тогда, когда его вина доказана», - сказал он. По мнению посла, если вина этих людей будет доказана, то «прежде всего, их нужно судить в Сомали». В то же время, как отметил посол, «если они нарушали законодательство России, мы тоже не против, чтобы их судили в России - если это было нападение на имущество или граждан России - другого варианта нет». «Если это не касается России, то должны передавать нам», - добавил он. «Мы требуем от России вещественных доказательств, чтобы Россия нам предоставила полную информацию о том, как это было – документально; мы общались с МИДом России и ждём ответа от них», - сказал М.Хандуле.
       Прежде всего хочется спросить, что делают «рыбаки» в сотнях миль от берегов своей страны на небольших катерах, вооружённые до зубов и со взрывчаткой на борту? Вопрос риторический, и ответа не требует. Зато интересно было бы узнать, откуда у этих рыбаков система информации о проходящих теми или иными курсами торговых судах, ведь не блуждают же они бесцельно на десятках тысячах квадратных километров океанских пространств в надежде выловить какую-нибудь рыбку пожирнее? Впрочем,  версия о рыбаках – на совести М.М. Хандуле, а также Бориса Подопригора. Есть и версия о том, что это сотрудники береговой охраны государства Сомали, тогда система наводки становится более понятной: как-никак целое государство может позволить себе и радарную и авиационную разведку, да и улов неплохой (150 000 000 $ в год, как указано выше).
       Но почему же военные корабли ограничиваются тем, что отпугивают незадачливых рыбаков? И лишь французские власти осмелились привезти некоторых из них для суда во Франции, а Н. Саркози дал разрешение на применение оружия в борьбе с пиратами как  на войне, вплоть до физического уничтожения последних.
Борис Подопригора пишет, что применение оружия в борьбе с пиратами перевернуло бы всю систему международного морского права. Но откуда известно, что так называемые пираты являются правопреемниками сомалийского государства? Речь идёт об элементарном бандитизме, что и признало французское правительство. Если рассуждать с точки зрения  абстрактных понятий, которые кажутся автору упомянутой статьи значительными, то почему Франция рискнула идти на прямое уничтожение сомалийских пиратов, а остальные государства колеблются.
Тут так много неясностей, что начинает отчётливо попахивать провокацией. Такое мирное дежурство невольно подталкивает пиратов ко всё более активным действиям, что и происходит на практике. Здесь уже  не какая-то отвлечённая, почти виртуальная Аль –Кайда, с неизвестно где находящимся  Усамой Бен Ладеном, а вполне реальные вооружённые террористы и вполне реальные их жертвы.
       Поступило даже сообщение: «Сомалийские пираты захватили яхту Абрамовича.
В ночь с 31 марта на 1 апреля сомалийские пираты захватили в Аденском заливе яхту Arcadiich, принадлежащую российскому миллионеру Роману Аркадьевичу Абрамовичу. Об этом сообщает агентство "УниФакс" со ссылкой на береговую охрану Сомали ..Пираты пока не выдвинули официальных требований. По некоторым сведениям, они намерены потребовать от Абрамовича сменить Чукотку на Сомали и возглавить местное правительство, а также направить главного тренера "Челси" Гуса Хиддинка тренировать национальную сборную Сомали по футболу. Вместе с тем, офицер береговой охраны Сомали утверждает, что на яхте могут находиться пассия Абрамовича Дарья Жукова и игрок "Челси" Дидье Дрогба. При этом офицер не уточнил, что именно Жукова и Дрогба делали на борту судна в момент захвата.    Официальный комментарий самого Романа Абрамовича пока получить не удалось, однако приближенные к окружению бизнесмена утверждают, что Абрамович выдвинул пиратам собственные требования: четвертовать Дрогба и Жукову и сделать Сомали федеративным округом России. Бизнесмен также пообещал пригласить пиратов на один из матчей "Челси" в английской Премьер-лиге». Шутка, конечно, но шутка многозначительная – Роман Абрамович,  экс-губернатор Чукотки, а рядом с Сомали находится государство Кения, откуда родом предки ныне действующего президента США Барака Обамы. Нет ли здесь чего общего?. Бездействие международных сил может быть расценено не только как потакание, но и как прямое подстрекательство к дальнейшей эскалации пиратской активности. Если считать пиратов сотрудниками береговой охраны, следовательно, атакованные ими суда вошли в территориальные воды  другого государства. Так ли это? Борис Подопригора пишет, что речь идёт о крупных морских перевозках, которые  в сравнении с выкупами за счёт ущерба от пиратов всё равно оправдывают себя. Цифры варьируются как будто бы так: выкуп за захваченные суда около 1 %  от стоимости перевозимых грузов. Поэтому, во-первых, стоит рискнуть, а во-вторых, посмотрим, что дальше будет. Допустим, сойдёт. А если будут перевозить атомные боеголовки или крупные партии опасных химических веществ ( на  это намекает Подопригора)? Сегодня отравили Карибское море ( 250 квадратных километров толщиной 60 метров – это подводная масса вылившейся сырой нефти). И вот нам советует Б. Подопригора молчать об этом – о правдивых расследованиях того, что творится  на территории близлежащих африканских государств. Дело не в том, чтобы бояться угрозы со стороны негров, которые будто бы являются мусульманами, а в том, чтобы защитить международное право.


Рецензии