Ветеран из Беларуси

Председатель Заславского совета ветеранов войны и труда  Георгий Матвеевич Мохначёв, родом  из Оршанщины (2.01.1923 г.), теперь живет в  городе Заславле. Он из того поколения солдат, которые были призваны освобождать  свои родные  места, столицу Беларуси и всю нашу страну  от немецко-фашистских захватчиков. Говорит, что немалый путь он прополз по-пластунски, но по белорусской земле, которая его и спасала. О том, как это происходило и куда привели военные пути-дороги,  ветеран рассказывает в своих воспоминаниях:
"Мужеством и кровью нашего народа и его армии завоевана Победа над агрессором. У меня, участника Великой Отечественной войны, те мрачные, жестокие годы войны не исчезают из памяти, о них напоминают и раны,  полученные в боях. Я воевал в составе 3 Белорусского фронта, 192 стрелковой дивизии, 753 стрелкового полка; сержант, командир отделения 82-мм минометов. В родных местах получил первое боевое крещение.
 Орша была мощным бастионом вражеской обороны на Минском направлении. В тяжелейших боях наша армия прорвала линию обороны немцев в районе Дубровно, Осинторфа и сломила яростное сопротивление врага. Наступление шло вдоль Днепра и магистрали Москва-Минск в направлении Орши, которая 27 июня 1944 года была освобождена.  Далее Коханово, Толочин, Борисов...
Из немецких концлагерей вышли на свободу наши военнопленные. На станции Орша были освобождены узники, в основном девушки, которых готовили к отправке в Германию. В боях захвачено много немецкой техники, взяты в плен  солдаты и офицеры гитлеровской армии. За освобождение города Орша 192 стрелковой дивизии присвоено название "Оршанской". Командир нашего полка Стебенёв Ф.А. получил звание  Героя Советского Союза.
Чем ближе мы продвигались к Минску, тем жарче и ожесточеннее становились бои. На отдельных направлениях доходило до рукопашных схваток. Авиация  - штурмовики и бомбардировщики - наносили мощные удары по колоннам немцев. Это было жуткое зрелище: горели танки, автомашины, повозки..., много убитых солдат. В немецкие части беспрерывно поступало пополнение, которое оказывалось в окружении под напором наших войск. Минский "котел" с каждым днем сужался. Наконец,  3 июля 1943 г. столица Беларуси была полностью освобождена от немецких захватчиков.  Минск лежал в сплошных руинах. Все же радость и ликование были на лицах жителей и воинов-освободителей. Я счастлив, что всё это увидел,  услышал по радио поздравление Верховного главнокомандующего.
Огромная  тяжесть войны ложилась на рядовой состав: автоматчиков,
пулеметчиков, артиллеристов, связистов, а также на медицинский персонал. Что и говорить, солдат войне не рад. Но в душе каждый из нас верил: не сегодня, так завтра наступит Победа. Солдаты и офицеры, отличившиеся в боях, получили награды,  наша дивизия - орден Красного Знамени, все ее полки – почетное наименование "Минских". Именем командира 753стрелкового полка Ф.А.Стебенева названа одна из улиц  белорусской столицы.
Дальше наш путь проходил по Западной Беларуси к границе с Польшей и Литвой. Мы продолжали развивать наступление, ведя бои за города и села, преследуя отступающего противника. Литва была освобождена и мы подошли вплотную к границе фашистской Германии. За рекой Шушупой была уже Восточная Пруссия. Берег с немецкой стороны имел мощные укрепления: доты, дзоты, траншеи, проволочные, минные заграждения. Немцы отчаянно сопротивлялись. А нашим солдатам мужество придавала уверенность, что фашистского зверя загнали в берлогу и неминуема его гибель.
 Момент прорыва советских войск был очень мощным. Наша авиация господствовала в воздухе. Мощная артиллерия обрушила свой огонь на врага. Стоял сплошной гул и грохот от падающих бомб, разрывов снарядов и стрельбы оружия, все вокруг потемнело от дыма. Солдаты бросились в атаку, ломая оборону врага, завязалась рукопашная схватка. Надо сказать, что это страшно - подняться из окопа, когда свистят пули и следующий миг твоей жизни может стать последним. - Смерть немецким оккупантам! - слышится громкий голос командира. Не зря орден Славы был  солдатской наградой!
Вот и прорвана оборона фашистов, наступление продолжается уже на немецкой земле. Нашей задачей было выйти к берегу Балтийского моря, отрезать Земландскую мощную группировку, которая имела пути отхода на Кёнигсберг и Берлин. Каждый немецкий дом и подвал  был оборудован  под огневую точку, приходилось преодолевать траншеи и проволочные заграждения. Стояла сырая, слякотная погода. На мокрую шинель налипала глина, в сырой обуви замерзали ноги, но надо было продвигаться к намеченной цели, т.е.  Кёнигсбергу. Город представлял собой крепость, которую немецкое командование считало неприступной. Туда были направлены  войска Прибалтийских фронтов, 2 и 3 Белорусских фронтов, а также военно-морские силы и авиация. 18 февраля 1945 года был смертельно ранен командующий 3-м Белорусским фронтом генерал-полковник И.Д.Черняховский.  Ценой жизней отважных воинов был взят штурмом Кёнигсберг (16 апреля 1945 г.) Захвачены в плен солдаты и офицеры противника, взята военная техника, освобождены узники тюрем и концлагерей. Наша дивизия была затем отведена в г. Инстенбург, где ночью 8 мая мы узнали, что германское верховное командование подписало акт о капитуляции Германии. Советские бойцы безмерно радовались, что победили коварного врага и что остались живыми. Ракеты осветили небо, солдаты стреляли в небо из винтовок и автоматов, как в последний раз. За участие в этой военной операции, где я был ранен, меня наградили орденом Славы 3 степени и медалью "За взятие Кёнигсберга". После лечения в вильнюсском госпитале я вернулся в  боевой строй.
 Наша 192 Краснознаменная Оршанская дивизия вошла в состав 39 армии, которая со своей военной техникой, транспортом, боеприпасами и продуктами питания погрузилась в железнодорожные составы и направилась в Москву. Проезжая по родной Беларуси, мы видели из открытых вагонов и на остановках разрушенные города, сожженные деревни. Сердца сжимались от боли и тревоги за семьи, на глаза наворачивались слезы от разлуки. Нас встречали на станциях женщины, старики, дети; они угощали молоком, иногда расспрашивали, не встречал ли такого-то. И что можно было им ответить? Миллионы жизней поглотила война, оставив на земле множество братских и безымянных могил. Нам повезло выжить и встретить долгожданную Победу.
В Москве наш воинский состав поставили в какой-то тупик, где была организована баня, нам сменили белье, покормили и дали немного отдохнуть. Снова тронулись в путь до Читы, где находился объединенный штаб. Там мы узнали, что едем на Дальний Восток воевать с Японией. Об этой трудной военной операции мало что известно. Я вспоминаю труднейший 550 – километровый марш по безводной пустыне, преодоление горного хребта Хинган, переход советской армии через Маньчжурию. Квантунская армия была разбита и Япония капитулировала.
После войны служил в составе 77 конвойной дивизии войск МВД секретарем комсомольской организации батальона.  Только в декабре 1949 года я демобилизовался. Из Дальнего Востока, проехав огромную страну, я  вернулся на родину в Беларусь". 
За участие в героическом штурме и взятии Кёнигсберга Г.М.Мохначев награжден медалью, за бои в Восточной Пруссии – орденом Славы 3 степени и медалью «За боевые заслуги». Среди его 19 наград есть орден Отечественной войны 1 степени, медали «За победу над Германией» и «За победу над Японией», медаль Жукова и другие.
В мирное время удостоен за трудовую деятельность почетного знака «Ветеран труда». Окончил Могилевскую среднюю школу милиции, имел звание лейтенанта МВД. Работал в разное время судебным исполнителем, в Оршанском ГОВД (1956-1965), начальником отдела снабжения, машинистом-оператором ПО «Стройматериалы». В 1983 году вышел на пенсию, получив льготы инвалида ВОВ. Три года работал в отделе «Охрана» при Заславском ГОВД (1988-1991).  Не сбросим со счетов и его работу домохозяина на дачном участке, а также помощь младшему поколению семьи. У Георгия Матвеевича две дочери, три внучки и один внук, уже есть правнук. Хватает у него общественных и семейных забот. А еще ветеран пишет стихи. О войне, любви и своем героическом поколении, отстоявшем честь и независимость Отечества в суровые годы испытаний.


Рецензии