Про Шикотан, 3

  По приезде на остров мы были проинструктированы по поводу того, как себя  вести на Шикотане. Первой прозвучала фраза: «Запомните, на Шикотане такая же  советская власть, как и во всём Советском Союзе». Потом нам объяснили, что люди приезжают со всего Союза, самые разные. Преступность большая.  Сказали не подходить в берегу: погранзона, - не перемещаться без разрешения по острову.  Предупредили о том, чтоб на рыболовецкие и любые корабли не заходить: если ступил на корабль, значит, согласен на любые предложения. Поведали, что поскольку остров был японским, раз в год сюда приезжают японцы навестить могилы. Их не пускают на остров, а  только разрешают двигаться по дороге к кладбищу. Они идут и плюют в лицо стоящим вдоль дороги местным жителям.  Рассказали, что на острове было много змей. Японцы засадили всё травой иприткой, от которой змеи поизводились. Но трава  оставляет очень болезненные ожоги и на теле людей. Правда, не для всех групп крови она опасна. Но ходить можно только по тропинкам.  А поселили нас над бухтой, на сопке, в бараке.  Прямо перед окнами - вулкан  соседнего острова.
     В первое утро Мария Александровна тоном, не допускающим возражений, сообщила:
" Этто - мираж, этто - мираж!.." Потом, оказалось, настоящий.
     У нас общая кухня.
     В День нашего заезда на столбе на улице возле стола, где чистят рыбу, была прибита гвоздиком голова камбалы и пялилась, однобокая, двумя глазами, как живая участница бесед. Для большей выразительности  кто-то вставил ей в рот окурок.
     В первое утро я проснулась, потому что мне показалось, что нас качает. Также проснулась Таня. У неё было то же ощущение. Мы решили, что это с дороги. А позже нам сказали, что было небольшое землетрясение.
     Мы знакомились с соседями, мужчинами и женщинами. Все были доброжелательно к нам настроены. Некоторые говорили, что если кто нас обидит, чтоб мы жаловались им. Мы отшучивались.
     Нам часто приносили рыбу. Принесли также бочку оливкового масла с завода.
     Учили жарить, чтоб обязательно была оранжевая шкурка, а когда не получалась, ругались: « Не, замуж тебя не возьму!».
 
     Конечно,  приехать на Шикотан и не обследовать окрестные достопримечательности было бы для меня парадоксом. Собственно цель поездки была – увидеть, узнать…
Поэтому. Несмотря на запрет, я, улучшив момент, подбила Галю, дочь Марии Александровны,  сходить посмотреть  соседние бухты. К сожалению, Галя честно во всём созналась маме, и моё поведение было дружно осуждено коллективом.
  Я не понимала, как можно подчиняться этим диким  как для такого красивого места,   правилам, и потихоньку уходила сама.


Из писем маме.
« Здравствуй, маня!
Мы только что с работы. Это у нас первый рабочий день: мыли конвейеры. С 8 до 17, час обеда. Мы были почти одни в цеху, потому что рыбы ещё нет, и все занимаются разными ненужными делами. Нам включили Аллу Пугачёву , мы драим столы и прочее и поём хором: «Приезжай хоть на часок…»
     Ой, мам, что тут творится! Толпа приезжих – как на золотых приисках. Народ самый разный: бичи, просто искатели приключений, рабочие. Вербовка тут на 6 месяцев, обещают всем, по крайней мере, «Москвич» (к нам  это не относится, т.к. основная рыба идёт в сентябре-ноябре). Мария Александровна нас замучила. Такая странная, очень много говорит, постоянно недовольна: боковые места в поезде и пр. ( лень перечислять).
Зануда, каких свет не видел. Мы очень жалеем, что она с нами.
     Мне всё кажется, что я пишу не то. Просто столько мыслей, что выбрать основное трудно. Я буду выкладывать всё, что приходит в голову.
     Я для себя установила: нет ничего невозможного, ничего страшного. От всего плохого можно отделаться, из любого положения найти удовлетворительный выход. Мы радуемся. Вот были 16 дней в пути. Думаешь, кошмар? Неа. Представь, мы дорогу восприняли, как увлекательное путешествие. Интересен каждый новый пассажир. У нас столько было споров, философских и научных, столько рассказов, сколько не бывает за год при «нормальных» условиях.
 Тут все, даже местные, живут   в общежитиях барачного типа. Соседи самые разные. Но нас никто не трогает. Угощают рыбой. Дружим с москвичами – их 30 человек, физики. Они приехали на  шабашку (подработки), строить школу.
Вчера они водили наших девчонок в бухту (я  не пошла, отдыхала). Красота  необыкновенная, говорят, невозможно описать. Пришли примерно в час ночи. Мария Александровна истерику закатила.  Девчонки все хмурые сегодня. Но Люба мне сказала, что было так здорово, что этого воспоминания ей хватит на всю жизнь.
     А вообще мы очень быстро отходим от  ссор, очень много хохочем, вечером уснуть от смеха не можем (Мария Александровна с дочкой и подругой дочери с соседней комнате). 
     У меня сегодня День Рождения. Скоро получу от тебя открыточку.
     Слушай. Пришли телеграмку. Всем привет.
Пойду жарить камбалу…»
 

У нас под дверью поселился бесхозный беспородный пёс: белый,  вечно грязноватый, на коротких ногах. Я была очень рада ему, воспринимая его как привет из дому (у меня в Киеве осталась собака, доберман ). Мы его тоже подкармливали рыбой, потому что мяса тут нигде нет. Несколько свиней бегают по сопкам, какие-то мелкие, подвижные и поджарые, как собаки.
 Как-то я зашла на кухню, смотрю, на плите  мясной суп кипит. Я спросила у соседа, где он купил мясо. Он ответил, что, мол, собачка тут такая бегала. Я возмутилась, как он мог убить  собаку. Он ответил, что собака ничем не лучше свиньи, почему же мы едим свинину? Я настаивала, что всё же это была нАша  собака, в ответ он предложил мне попробовать супа, даже протянул ложку к моему лицу. Я ушла из кухни.


Рецензии