Русский вариант

Слева направо: Топор 1918 , 1934 и 70-х годов.


Юрий Гуров ( роман в миниатюрах )
   

 Девятипалый финн уехал не попрощавшись,но осадочек остался.Типа бросил нам вызов.
Меня он моим топором мало удивил а вот Юру задел крепко за живое.На таких концертах качество инструмента играет свою роль-всё таки есть разница между скрипкой Страдивари и обычной балалайкой.Русскому человеку в глаза не бросается,но разница есть.
     Русский топор до 1917 года похож на бабочку и в умелых руках сам летает,в дерево идёт охотно и срез полированный оставляет.Железо имеет вроде бы мягкое но вязкое,точится с характерным фейерверком,обух от ударов по железу не ползёт и самозатачивается при работе,как зубы у кролика.Жало держит хорошо и при рубке не опрокидывается.Существовали даже право и левосторонние топоры для выведения плоскостей.Топоры с 1917 по 1936 заметно хуже и качество плавает,хотя и попадаются отменные экземпляры.После 1936 это уже просто колуны,причём или мягкие или перекалённые и железо комками.
    Тут у Юры был минус-он работал обычными советскими топорами и точил их небрежно.Опять же есть плюс-рана от них рваная,неглубокая и заживает быстрее,крови сравнительно мало выходит.Может поэтому раньше битвы сечью называли,потом рубкой а теперь махалово.Просто постоянно падало качество инструмента.
    Гуров работал тогда в мастерской на 13 линии Васильевского острова и случилось это сразу после финской распальцовки.Пришёл я вечером-там уже сидит тёплая компания.Юра пообщается с людьми,порубит и снова за беседу.Нормально всё было.Вот встаёт он уж в который раз,подходит с улыбочкой к своей колоде,сильно замахивается и по всему ходу всаживает свой колун в левую большую берцовую кость.Ужасно шипит при этом как разъярённая анаконда.Типа промахнулся он- да не так как финн!У всех куски изо ртов повыпадывали и стаканы на стол вернулись.Поразил всех,кроме меня.Я финна видел! Гадко было смотреть на крикливую беготню кровавых мальчиков вокруг омерзительно тупого колуна в ноге Гурова и вездесущее грязное полотенце как некий ритуальный объект.Помощников там и без меня хватало,я ушёл с концерта пораньше.Остальные с подобными трудовыми биографиями последовали за мной-предстояла встреча с властями.Оставили Виталия Виноградова по кличке Витал-он работал раньше на севере а сейчас вёл детский кружок рисования и имел крепкие связи с общественностью района.Был обаятелен и мёртвого мог уговорить,к тому же пил мало.Далее уж с его слов.
    Вызвал он скорую.Что характерно для тех времён,первыми на разведку прискакали дружинники.Они застают ползающего в крови Гурова с топором в ноге и Витала над ним с грязным полотенцем в роли инквизитора.Дружинники дружно хватают Витала и непрофессионально занимаются только им.Ставят к стене,задают вопросы,пугают и успокаивают одновременно.Забытый всеми Гуров сам выдирает колун из ноги и пытается остановить кровь выбитым из рук Витала полотенцем.После этого мутно смотрит на поздних гостей и говорит:
    -Я сам.
    Эта сакральная фраза или простой звук действует магически на обезумевших людей.Дружинники  оставляют Витала в покое,дружно садятся за стол с покинутыми кусками и стаканами,закусывают и с интересом наблюдают за ритуалом вызова врачей реабилитированным Виталом.Всем весело,но только что завязавшаяся дружба грубо прерывается набегом милиции.Всё на круги своя-менты хватают Витала,отнимают полотенце как будто это боевое знамя,ставят знаменосца в то же место у стены и профессионально им занимаются.Более глубокие и разнообразные методы интересуют только дружинников.Гуров же,изрядно подуставший от этих повторов и потери крови,прерывает учебный процесс:
    -Это не он.Я сам.
    Возникшее было напряжение сразу спадает как после команды "Оправиться".Теперь все просто друзья больного но уже Витал снова подхватил полотенце и требует врачей.Приезжают белые люди с чемоданчиком.Всё как надо-они безошибочно склоняются над Гуровым,хотя все уже вывозились в крови как поросята и интересуются только раной и переживаниями больного.Они уводят Юру в лёгких бинтах под руки не обращая внимания на Витала с флагом.Все сердечно прощаются друг с другом и расходятся группами в обратном порядке-врачи,менты,дружинники,оставив знаменосца на поле боя.
    Ближе к ночи вся разбежавшаяся ранее компания подтягивается на место преступления.Все как и я пришли на финал.Появляется довольный успехом Гуров с ногой в гипсе по колено и рассказывает как было" там".Про "здесь" наперебой и безнаказанно несёт в лицах Витал.Он несколько раз срывает аплодисменты пока главный виновник не возвращает внимание очередной выходкой.Юра мстительно берёт тупые портновские ножницы,вспарывает ими гипс и с рычанием разламывает эту корку лапами.Все уважительно молчат,глядя как он останавливает хлынувшую кровь всё тем же грязным полотенцем а потом сразу же ходит в этих обмотках.Всё равно как- то недоставало финского минимализма и недосказанности.В Азии живём хотя до финнов рукой подать.


Рецензии